чт, 09/05/2024 - 15:02

Севастопольский паровоз-ветеран обновили к Дню Победы

Его состояние на протяжении последних лет вызывало у горожан возмущение.

Объект культурного наследия «Паровоз бронепоезда «Железняков» знаком не только каждому севастопольцу, но и любому гостю города, который когда-либо бывал у автовокзала. В последние годы он находился в удручающем состоянии, что вызывало у всех знакомых с его историей закономерное возмущение. Однако к 80-летию освобождения Севастополя, как убедились горожане, его все-таки обновили.

«Подлатали и даже покрасили — оказалось, что проект реставрации не нужен, хватит куска жести и пары дюбелей», — сообщил ForPost житель, побывавший сегодня у бронепоезда.

Сейчас, по его словам, на месте «просто ужасный запах краски». Но это, конечно, временно. Об удручающем состоянии бронепоезда «Железняков», который враги называли «зелёным призраком» за его внезапные «наезды» и впечатляющие обстрелы, ForPost рассказывал неоднократно, в последний раз — в апреле 2024-го. На протяжении долгих лет благодарные потомки содержали бронепоезд в порядке, в 2017 году он получил статус ОКН регионального значения. Но потом что-то пошло не так.

«Мы живем рядом с автовокзалом, часто сюда приходили с дочерью. Учась в 18-й школе, она даже несла здесь Вахту памяти, которую организовывали каждое 9 мая, — говорит местная жительница Виктория. — Его перестали «латать» лет пять назад — возможно, это связано с пандемией, всем было не до этого. Но видеть, в каком состоянии паровоз сейчас, очень неприятно. Конечно, его нужно нормально отреставрировать».


Вахта памяти, 2015 год, Севастополь.

Без внимания паровоз-воин стал быстро ветшать — краска облупилась, железо начало ржаветь. А осенью 2020 года вышедшие на субботник севастопольцы обнаружили, что внутри поселились бездомные. В их пристанище были все атрибуты быта: от веревок для сушки вещей до мусорных пакетов. Но уход «жильцов» стал единственной хорошей новостью — бронепоездом по-прежнему никто не занимался. А ему становилось всё хуже — на корпусе даже появились дыры.

В канун Дня Победы 2023 года разговор о его состоянии возник в правительстве Севастополя. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что намерен попросить руководство Крымской железной дороги обратить внимание на объект, который числится у неё на балансе. При этом он добавил, что капитальный ремонт ОКН предусматривает особый порядок подготовки и проведения работ и требует больших затрат. Но хотя бы косметический ремонт КЖД провести по силам.


В таком состоянии паровоз находился ещё недавно.

Серьёзный ремонт бронепоезда анонсировался неоднократно, но до дела так и не дошло. В причинах ForPost разбирался в начале 2024 года. Найти учреждение, которое должно взяться за эту работу, оказалось непросто. При этом выяснилось, что стоимость реставрации и подготовки проектной документации оценивается в сумму от 10 до 17 млн рублей. Источники в КЖД тогда сообщили ForPost, что она готова поучаствовать в финансировании «в разумных пределах», но не полностью.

Этот вопрос, безусловно, должен быть решен в будущем — иначе нам всем должно быть стыдно перед защищавшими Севастополь предками. Но к Дню Победы бронепоезд хотя бы немного подлатали и обновили, и это не может не радовать. С праздником, и будем надеяться, что в скором будущем легендарный «зеленый призрак» все же будет приведен в полный порядок.


9 мая паровоз сияет новой краской.

Для справки: построенный в мастерских Севастопольского морского завода бронепоезд «Железняков» оборонял Севастополь с ноября 1941 года до конца июня 1942-го. На нем были установлены 5 пушек калибра 76,2 мм, 3 артустановки 34-к, 2 ещё дореволюционные пушки Лендера, 2 миномета калибра 82 мм, 2 крупнокалиберных пулемёта ДШК и 14 пулемётов «Максим». Позже одно из старых орудий было заменено новыми автоматическими пушками, обновлены были и минометы. С помощью паровоза «Железняков» развивал скорость до 50 км в час.

После всегда внезапной для врага атаки бронепоезд быстро уходил туда, где можно было спрятаться, — в тоннель или узкие скалистые места. Прикомандированная к нему восстановительная бригада дорожного мастера Никитина никогда не оставалась без работы, восстанавливая поврежденное железнодорожное полотно. А бойцы постоянно меняли окраску бронепоезда, делая его максимально невидимым для врага.

За время обороны бронепоезд совершил более 140 боевых выходов. На его счету — десятки уничтоженных дзотов, пулеметных гнезд, батарей, три самолета и большое количество живой силы противника. 7 ноября 1941 года им была уничтожена вражеская батарея в Бельбекской долине, 15 июня 1942 года — три немецких танка. А 26 июня более 50 немецких бомбардировщиков нанесли по Троицкому тоннелю, где стоял бронепоезд, мощнейший удар, и выходы из тоннеля обрушились.

Ольга Смирнова

Фото: ForPost

Читайте также: