вт, 20/02/2024 - 16:26

Россияне теряют домашние пельмени и подсаживаются на заводские

А в общепите вместо классических пельменей продвигают «креативные».

В России подсчитали индекс домашних пельменей. Оказалось, что семейный обед с этим блюдом обойдётся россиянам более чем в тысячу рублей.

Набор продуктов для приготовления домашних пельменей стоит 1120 рублей, по данным Росстата о средних потребительских ценах за январь. В нём — мясной фарш, пшеничная мука, яйца, подсолнечное масло, соль и сметана.

Почти такой же набор, где вместо фарша говядина, которую можно самостоятельно измельчить, потянул на 1380 рублей.

Самыми дорогими ингредиентами были:

  • бескостная говядина — 726 рублей за килограмм,
  • мясной фарш — 466 рублей/кг,
  • сметана — 286 рубля/кг.

А что в упаковке?

Если домашняя лепка показалась дорогой, долгой и замороченной, есть простой и экономный вариант — покупка полуфабриката.

Готовые к варке пельмени, манты, равиоли в России стоят в среднем 386 рубля/кг, по информации Росстата за январь. Вместе со сметаной — 672 рубля. Дёшево, надёжно и практично, как сказал бы герой фильма «Бриллиантовая рука».

Причём расхожий миф, что в фарш для пельменей заводского приготовления всегда кладут кости и крахмал, оказался неправдой. Гистологическое исследование Роскачества показало, что в фарше лишь пяти из 20 исследованных марок оказались частицы костной ткани. Их покупать не стоит:

  • «Горячая штучка»,
  • «Ложкаревъ»,
  • «Стародворье»,
  • «Тураково»,
  • Caesar.

«Получается, что опасения небезосновательны, но говорить, что это общая проблема, — преувеличение», — заключили в Роскачестве.

При исследованиях разных годов в некоторых марках пельменей находились бактерии группы кишечной палочки или повышенное содержание бактерий. Но это возможно из-за нарушения санитарно-гигиенических требований при производстве, транспортировке или хранении, либо продаже пельменей в магазинах, уточнили в Роскачестве.

А согласно свежему исследованию Роскачества, которое было проведено в конце 2023 года, топ-5 лучших марок пельменей выглядит так:

  1. «Мираторг»,
  2. «Сергиев Канон»,
  3. «МясновЪ»,
  4. «Атяшево»,
  5. «Чернышихинские пельмени».

Умельцев лепить пельмени всё меньше

Популярность приготовления домашних пельменей снижается, говорит ресторатор, преподаватель Академии Ресторанного Бизнеса Анатолий Одинцов.

Его слова подтверждают данные Центра изучения потребительского поведения Роскачества: готовые пельмени выбирают 96% россиян, и лишь оставшиеся 4% лепят их сами.

Это легко объяснить: на полках магазинов есть «достойные по качеству и вкусу замороженные полуфабрикаты по приемлемой цене», пояснил Одинцов.

К тому же «новое поколение людей» попросту не знает базовых рецептов и не стремится к этому, добавил ресторатор.

«Сейчас теряются семейные традиции. К примеру, готовить за совместным новогодним столом пельмени. Девушки теряют интерес к готовке, поскольку такой навык перестал быть нужным в семье. Гораздо проще и удобней заказать готовую еду», — полагает ресторатор.

А доцент кафедры менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия», ресторатор Георгий Ташкер добавил:

«Не сказал бы, что лепка пельменей — популярное домашнее занятие. Скорее всего, это такое семейное развлечение — праздничный тимбилдинг».

А ведь у народов России сложилось особое отношение к пельменям.

Например, евреи на праздник Пурим традиционно готовят креплах — разновидность пельменных изделий треугольной формы, символизирующей праотцов Авраама, Исаака и Иакова.

Другой пример — пельмени как одно из обрядовых блюд у зауральских башкир в деревне Баязитова в Челябинской области. Когда там играли свадьбу, на её второй день готовили угощения — уху и пельмени, а если «свадьба проводилась зимой, то пельмени заготавливали по нескольку вёдер», рассказала Земфира Байрамгалина, учитель из челябинской школы.

А может поесть в ресторане?

Есть ещё вариант поесть пельменей — для тех, кто не хочет ни лепить сам, ни покупать полуфабрикаты, — сходить в ресторан или кафе, где готовят это блюдо. Правда, кому-то это может показаться дорогим удовольствием.

Например, в московском кафе Pelmeni 250 граммов пельменей со свино-говяжим фаршем стоят 490 рублей.

В питерских ресторанах «МОМО» 20 «домашних» пельменей обойдутся в 480 рублей, а столько же с мраморной говядиной — в 540 рублей.

В севастопольских кафе «Лепим сами» цена 200 граммов пельменей со свино-говяжим фаршем — 199 рублей, с бараниной и говядиной — 229 рублей, с говядиной — 219 рублей.

Несмотря на такие цены, пельмени в своём классическом варианте не очень интересны ресторанам, считает доцент, исполняющая обязанности заведующего кафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия» Ольга Деревянкина.

«Сейчас продвигают пельмени с креативным наполнением: морепродуктами, овощами, ягодами. Обыватель пойдёт в ресторан, если будет анонс необычных пельменей, а за классикой он обратится в магазин», — полагает она.

Ресторатор Георгий Ташкер согласен, что обычные пельмени в ресторане — далеко не блюдо номер один:

«Если говорить о заведениях общественного питания — ресторанах, кафе, — они присутствуют <в меню>. Не сказал бы, что во всех — не шибко на это блюдо делают ставку. Мы все привыкли, что пельмени можно отварить дома, поэтому если приходим в заведение, то не делаем акцент на пельменях».

И даже открытие заведения, которое специализируется на пельменях, — «не совсем интересный вариант» для бизнеса, потому что оно — «слишком специфическое предприятие», добавил Ташкер.

«Поэтому такие предприятия не сильно сейчас распространены, и фактически пельмени являются неким дополнительным блюдом, дополнительным продуктом, которое может быть в ресторанах, кафе, или даже спецпредложением», — заключил Георгий Ташкер.

Алексей Лохвицкий

Читайте также: