вт, 27/02/2024 - 20:00

Почему закон о тишине не всегда может защитить севастопольцев

Некоторые источники шума не учтены в документе.

Тишина и покой – казалось бы, базовые потребности, на удовлетворение которых каждый человек имеет право. Хотя бы у себя дома. Но, к сожалению, не всем везет с соседями.

Когда соблюсти правила добрососедства не получается, на помощь приходит законодательство о тишине и покое граждан. В Севастополе такой закон №654-ЗС был принят еще в 2021 году. Вот только не все источники шума и соседских междоусобиц, как оказалось, в нем учтены.

Сергей Иванов с семьей живет в одном из садовых товариществ города. Три года назад тихая, спокойная жизнь для него закончилась: сосед завел кавказскую овчарку. В девять месяцев подросший щенок начал необычно громко лаять. Причем делать это пес предпочитал почему-то с той стороны соседского двора, куда выходят окна дома Сергея.

«Собака отличалась просто феноменальной громкостью и продолжительностью лая. У меня двухэтажный частный дом, овчарка подходила под окна и гавкала. Днём еще ладно, но ночью – просто невозможно. Мы с женой просыпались и уже не могли спать. И ладно бы собака пару раз гавкнула и ушла. Но иногда это продолжалось больше часа», – рассказывает горожанин.

Устав терпеть громкое соседство, Сергей Иванов попытался решить вопрос миром с владельцем животного. Однако долгие разговоры с соседом кардинально ситуацию не поменяли. Хозяин собаки разводил руками, мол, что он может сделать, это же животное, а запирать его в доме или сажать на привязь он не собирается. В итоге владелец закрыл псу проход под соседские окна. Но животное не унималось.

«Проблема в том, что у собаки такой громкий голос, что её всё равно было слышно даже с другой стороны двора соседа. Не так, конечно, громко, как под окнами, но тем не менее», – отметил Сергей Иванов.

Тогда мужчина решил пойти законным путем: стал вызывать полицию, когда пес подолгу гавкал, писал обращения в различные инстанции, в том числе в ветеринарную службу – ничего не помогало.

Представители разных инстанций приезжали, вели разъяснительные беседы с хозяином «кавказца», разводили руками и уезжали. Все как один заверяли, что не имеют полномочий штрафовать владельца животного, нарушающего тишину и покой соседей.

Как выяснил Сергей Иванов, с подобной проблемой столкнулся не он один. Еще одну соседку ниже по улице другая собака изводила постоянным воем под ее окнами. Куда только не обращалась женщина, чтобы отстоять законное право на покой, результата не было. В итоге владельцы просто перевезли пса в другое место.

Сейчас, по словам мужчины, соседский «кавказец» подрос и стал лаять меньше. Но хозяин животного завел еще одну собаку – и снова та же история, пес постоянно гавкает. Радует, что хоть не так громко, отмечает Сергей. Но тем не менее вопрос остался: есть ли способ в таких бытовых ситуациях законно защитить свое право на тишину и покой?

Лай покой не нарушает

Чтобы найти ответ на этот вопрос, ForPost обратился в различные инстанции. Первым и самым очевидным ведомством, защищающим нарушенные права граждан, стала полиция.

Там сообщили, что вопросы «вредного шумового воздействия» не в их компетенции, они находятся в компетенции департамента внутренней политики. Однако в последнем тоже не смогли помочь, сообщив, что не имеют права выявлять и фиксировать нарушения покоя и тишины горожан собачьим лаем.

В управлении ветеринарии добавили, что на сегодняшний день вопросы, связанные с нарушением прав людей на тишину и покой регламентируются только региональным законом. В нем есть закрытый перечень действий, нарушающих спокойствие граждан, на которые данный закон распространяется. Собачий лай в список нарушений не входит.

«Звуки, издаваемые животными (в том числе лай собак) не упомянуты и не регулируются законом», – уточнили там. 

К тому же, отметим, в первой статье регионального закона сказано, что он не распространяется на обычную жизнедеятельность человека – плач ребенка, звук воды в инженерных системах, звук шагов при ходьбе и пр. Можно предположить, что не работает закон и в случае с лаем собак. Вот только досаждать последний может гораздо сильнее, чем шум в трубах и топот ног.

Как бы там ни было, но с тем, что вопрос собачьего лая в законе никак не регулируется, согласны и в местном заксобрании. По словам его председателя Владимира Немцева, еще предстоит разобраться в вопросе, что является первопричиной нарушения, и кто все-таки главный нарушитель – животное или его владелец.

«Вопросов много: что является первичной проблемой – громкий лай животного, который естественный, или жестокое с ним обращение, когда хозяин оставляет его в закрытом помещении, а возможно это условия жилья не соответствуют – нет хорошей звукоизоляции», – отметил он.

Хотя эти моменты обсуждаются как на региональном уровне, так и на федеральном, их решение лежит все-таки в общегосударственной плоскости, считает глава заксобрания.

Отметим, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 299053-8, который должен установить единые требования к соблюдению тишины и покоя граждан на всей территории страны. Вот только касаются эти требования в первую очередь времени соблюдения тишины.

К тому же в документе предлагается узаконить закрытый перечень действий, которые будут квалифицированы как административное правонарушение. В их число входят громкий звук телевизора или радио, игра на музыкальных инструментах, пение, автомобильная сигнализация, погрузочные работы, пиротехника и пр. Звуки животных в этот перечень снова не включены.

«Закрытый перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан, сформирован по результатам анализа соответствующих законов субъектов Российской Федерации и является полным», – указано в пояснительной записке к законопроекту.

Попробуй докажи

Тем не менее такая ситуация не повод бездействовать и шанс отстоять свое право на спокойную жизнь есть. Правда, этот путь будет не из легких.

Для начала можно обратиться в местный «Центр гигиены и эпидемиологии» и замерить уровень шума, производимого животным. Теоретически сделать это возможно по методическим рекомендациям для контроля уровня шума в жилой зоне, считает юрисконсульт центра по защите прав потребителей Артур Бадалов.

«Тот шум, который издает собака, в принципе замерить можно. Экспертизу могут провести специалисты «Центра гигиены и эпидемиологии» либо частных организаций. Единственное, если собака лает в ночные часы, не факт, что специалисты госучреждения приедут», – отметил он.

Напомним, согласно СанПиН 1.2.3685—21 в жилых помещениях допустимый уровень шума днем может составлять 40-50 дБА, ночью – 35—45 дБА. Правда, эффективность замера шума в этом случае под вопросом.

Как сообщили в департаменте внутренней политики Севастополя, в региональном законе о тишине не установлен предельно допустимый уровень шума и не указана ответственность за нарушение тишины и покоя поведением животных.

Тем не менее в случае, если зафиксировать продолжительный лай собаки все-таки удалось, и он действительно превышает допустимый уровень шума, считает Артур Бадалов, у пострадавшего лица есть все основания обратиться к хозяину собаки с просьбой устранить шум.

Если разговор не дал ожидаемых результатов, стоит вызвать участкового, чтобы документально зафиксировать громкий продолжительный лай собаки, составить протокол и провести беседу с владельцем животного.  Если на уровне участкового проблема все же не решается, остается один путь – идти в суд.

«В суде предоставляется административный протокол и данные замеров уровня шума. Здесь речь идет уже о компенсации морального вреда и требовании к владельцу каким-то образом ограничить шум», – уточнил юрист.

Как правило, решение по таким делам суд принимает, исходя из базы уже существующих решений по аналогичным случаям – выигрышность таких судебных тяжб в России неоднозначная, отмечает Бадалов.

Все дело в доказательной базе: насколько аргументированно потерпевшая сторона сможет доказать, что собака лает постоянно и это действительно наносит ей ущерб.

«Главное – действительно доказать, что лай идет на постоянной основе, мешает обычной жизнедеятельности и наносит моральный вред человеку. То есть нужно зафиксировать, как долго он длится и когда. Здесь важна периодичность и стабильность лая», – пояснил юрисконсульт.

При этом, добавил он, нужно быть готовым, что к приезду специалистов по замерам лай может прекратиться и вызывать их, возможно, придется неоднократно. Если выяснится, что лай собаки вызван жестоким обращением с ней, то тут уже наступает не административная, а уголовная ответственность.

Жесткие методы

В случаях, когда договориться миром или по закону не получается, можно подойти к решению проблемы с другой стороны. В мире профессиональных кинологов существуют разные способы повлиять на поведение собаки. Правда, звучат некоторые из них для неподготовленного человека довольно жестко.

«Допустим, в Швейцарии на законодательном уровне собакам запрещено лаять. Да, вот так жестко, но фактически как есть. Когда до определённого возраста собака дорастает, с ветеринарного разрешения ей подрезают связки, и она больше не гавкает, а сипит. Это хирургическое вмешательство», – рассказывает кинолог Иван.

Правда, добавляет специалист, эффект от операции недолговечен. Через полгода связки восстановятся, и собака снова может начать лаять.

Еще одним вариантом решения вопроса, без внутреннего вмешательства, может стать так называемый ошейник-антилай. У профессионального сообщества спорное отношение к этому методу – кто-то его применяет в своей практике, а кто-то считает, что это только пугает животное, но не корректирует его поведение.

«Электрическим ударом разного номинала собаку отучают гавкать. Звучит шокирующе с точки зрения любого обывателя, но по факту такой способ есть. Нескольких дней хватает, чтобы на всю жизнь отучить собаку гавкать, и собака ведет себя спокойно», – говорит кинолог.

К тому же иногда это может помочь и самому животному, утверждает Иван: гавкая, собака сама себя заводит и не может остановиться, нужно этот процесс прервать – либо стоять и беспрестанно кормить животное, либо воспользоваться ошейником.

«Сбалансированное решение может быть следующее: надеть на собаку ошейник «антилай», который действует точечно. Когда собака привыкнет, что на гавканье ошейник  срабатывает, можно надеть бутафорский ошейник «антилай». Он не работает, но собака знает, что ее контролируют. Навык прекращается через 21 день», – рассказывает специалист.

Самый долгий и сложный, но наиболее безобидный путь в борьбе с постоянным лаем, продолжил Иван, – это дрессировка. Правда, эффективность его совсем низкая и без помощи профессионала тут не обойтись.

«Дрессировкой технически это очень сложно решить. Я знаю один метод, но его мало кто доведет до конца, на это нужно несколько месяцев и то результат не гарантирован, эффективность его процентов десять. Плюс не все собаки еще поддаются дрессировке. Условно говоря, нажал на кнопку и проблема решилась – такое невозможно», – убежден кинолог.

Конечно, с точки зрения этики описанные выше способы воздействия на животное вызывают спорные чувства и даже шокируют, но, по словам профессионалов, бывают случаи, когда это может спасти не только добрососедские отношения, но и жизнь любимому питомцу. Например, если отстаивать свое право на тишину сосед решил не цивилизованными инструментами, а подручными.

«Представьте, что сосед, которому мешает жить лай вашей собаки, не совсем уравновешенный человек и угрожает пристрелить вашу собаку, если она не перестанет гавкать. И вы понимаете, что он действительно может так сделать. Какой у вас получается выбор?» – моделирует вполне способную стать реальной ситуацию кинолог.

Полина Ласькова

Фото pixabay.com, сгенерировано нейросетью fusionbrain.ai/

Читайте также: