Новости Севастополя

вс, 26/10/2025 - 12:01

Почему севастопольские учителя молчат о своих зарплатах? – интервью ForPost

Педагоги боятся и считают, что у них больше нет авторитета.

Невысокие зарплаты, давление со стороны администрации школы, разборки с родителями из-за оценок, провокации учеников и вытекающие из этого скандалы – учителя сталкиваются с этими проблемами постоянно. Но не каждый севастопольский педагог готов говорить о том, что болит у современной школы, даже анонимно.

Журналисты ForPost пообщались с учителем русского языка и литературы, членом Совета профсоюза «Учитель» Анной Штернберг, чтобы узнать, чем вызвано молчание учителей.

Анна Штернберг считает, что это молчание вызвано страхом, и рассказала, что зачастую у педагогов очень «обидчивое» начальство, и есть примеры, когда учителя за публичные выступления или даже вопросы в социальных сетях увольняли.

«Это не выдумка – это вот такая у нас реальность. Люди не хотят потерять работу, люди не хотят ссориться с администрацией. Люди хотят спокойно жить», – прокомментировала Анна Штернберг.

А зачастую учителя замалчивают многое. Например, мы все знаем, что педагоги получают невысокие зарплаты, но на самом деле финансовая ситуация этих специалистов кажется не просто сложной, а «унизительной»: чего только стоит доплата до минимального размера оплаты труда.

Сегодня в связи с постановлением Конституционного суда учитель уже имеет право получать доплату до МРОТ без нагрузки сверх ставки (до этого до МРОТ доплачивали только тем, кто брал на себя дополнительную нагрузку).

«Хотя это, конечно, очень унизительная система, когда учитель должен доказывать, что он может получать зарплату… не достойную даже, а хотя бы не ниже МРОТ, потому что профсоюз “Учитель” всё лето отправлял обращения в прокуратуры всех регионов, чтобы прокуратура проверила, как выплачивается зарплата в соответствии с постановлением Конституционного суда. Это унизительная ситуация для всех нас», – поделилась Анна Штернберг.

А теперь профсоюзу предстоит доказывать, что зарплата сверх ставки должна выплачиваться пропорционально МРОТ. Нередки ситуации, когда за оклад учитель получает 20 тысяч, а если он работает на две ставки, в конце месяца на карту приходят не 40 тысяч, а 35 тысяч.

Больше не авторитет?

Напомним, что в начале этого учебного года севастопольский учитель опубликовал «Открытое письмо», которое вскрыло многие «болезни» современной школы. В этом письме учитель описывает конфликт, который возник у него с родителями учеников: родители были не согласны с тем, как педагог оценивает знания детей.

Но ведь ещё несколько десятилетий назад, если ребёнок приходил домой с двойкой в дневнике, его мама и папа даже не сомневались в том, что это их чадо что-то не доучило или плохо подготовилось к контрольной. Почему теперь в низких отметках виноват учитель?

Дело в том, что сегодня по закону родители – это полноправные участники образовательного процесса, и теперь они могут вмешиваться в него. Анна Штернберг считает, что родители позволяют себе такое отношение к педагогам, потому что они тоже когда-то были учениками.

«Я не думаю, что успешный ребёнок вдруг вырос, стал родителем и пошёл разбираться со школьными учителями. То есть отношение к школе человек принёс из школьного опыта».

По словам Анны Штернберг, учитель перестал быть авторитетом из-за того, что раньше он был единственным источником информации для школьника, но теперь ситуация изменилась.

Помимо этого, нынешняя воспитательная система такова, что учитель вынужден заставлять ребёнка делать то, что ему не надо: «ты должен любить», «ты должен уважать», «ты должен участвовать». Будет ли ученик видеть авторитет в учителе, который вынуждает его что-то делать порой далеко не педагогическими методами?

Как быть?

«Если судить по зарплате <учителя относятся> к нищим. <Чтобы содержать семью>, учитель должен работать не на одну ставку, идти в репетиторство – как угодно, но только не жить на то, что предлагает ему оклад», – поделилась Анна.

Действительно, многие педагоги сейчас уходят в репетиторство, и спрос на такие услуги растёт с каждым годом. Согласно данным сервиса «Авито Услуги», рынок частного преподавания в России выходит на новый уровень и превращается из подработки в полноценную профессию и сектор экономики. А тем временем севастопольские школы испытывают кадровый дефицит.

Несмотря на то, что в городе ведётся системная работа по привлечению молодых специалистов в сферу образования, не все выпускники высших учебных заведений по педагогическому профилю трудоустраиваются в школы.

И всё-таки Анна Штернберг признаётся, что не стала бы отговаривать молодого человека, который хочет стать учителем, от работы в школе.

«Молодость – великое дело. Молодые должны быть лучше нас. Иначе зачем мы школе? Поэтому пусть идёт, пусть защищает права. Потому что они смелее, они, я надеюсь, честнее».

Почему официальные и реальные зарплаты преподавателей отличаются? Почему учителя потеряли свой авторитет? Что мотивирует педагогов не уходить из школы и какие меры стоит предпринять уже в ближайшее время, чтобы улучшить их положение? Ответы на эти вопросы – в новом интервью.

Журналист – Ксения Криловец.

Камера – Даниил Осипенко.

Смотрите программы ForPost на нашем канале в соцсети «ВКонтакте». Подписывайтесь, жмите на колокольчик, чтобы не пропускать новые видео.