вс, 11/02/2024 - 17:00

Почему фермерские продукты в Севастополе никогда не будут дешевыми

Понятие «дорого—дешево» субъективно, подчёркивает эксперт.

Крымский полуостров и Севастополь привлекательны для производителей уникальных товаров. Сегодня здесь немало успешных примеров крафтового производства – от продуктов питания и косметики, до дизайнерской одежды и аксессуаров.

Кто-то оставляет привычную работу ради любимого дела, для кого-то хобби становится семейным бизнесом. Здесь люди начинают путь к мечте, но он тернист.

В период пандемии маленьким локальным производствам пришлось особенно тяжело. Многие оказались на грани выживания, кто-то не выдержал и закрылся.

«Это такой бизнес, в котором, если пару месяцев не попродают, то что делают, людям просто не на что будет жить, и они пойдут искать себе какую-то стабильную работу с зарплатой. И могут бросить свои занятия», – рассказывает создатель проекта «Поддержи местного» Татьяна Большакова.

Довольно сложная экономическая ситуация для локального бизнеса складывается и сейчас. По словам Татьяны Большаковой, к небольшим фермерским хозяйствам предъявляются те же требования, что и к крупным производителям с большими оборотами. В качестве примера собеседница привела местное фермерское сыроделие.

«Получается так, что законодательно требования к фермеру с небольшим стадом и заводу с огромными оборотами примерно одинаковые, и их выполнить абсолютно невозможно <маленькому производству>. К сожалению, это притормаживает развитие ремесленного производства сыра», – поделилась собеседница.

Что касается цен, то фермерские продукты никогда не будут дешевыми просто потому, что при небольшом объеме производства, вкладывать в него приходится много, так работает экономика.

«Ты зарабатываешь либо за счет большой наценки, либо за счет большого оборота в бизнесе. В принципе у тебя других вариантов и нет. В фермерстве, к сожалению, это высокая наценка. Фермерские крафтовые продукты никогда не будут дешевыми ни в одной экономике мира», – констатировала Татьяна Большакова.

К тому же, добавила она, понятия дорого или дешево весьма субъективны: иногда покупка способна принести такие эмоции, которые ценнее потраченных на нее денег. 

«Понятно, что нам комфортно, когда мы что-то купили и у нас не возникла мысль, что мы переплатили. По большому счету, это и есть мерило, насколько вам что-то дорого или дешево», – отметила Татьяна Большакова.

Больше о том, чем живет крафтовый бизнес, какие меры поддержки ему сегодня нужны и какими уникальными крымскими продуктами крымчане могут гордиться, слушайте в эпизоде подкаста «Даобаб».

Читайте также: