чт, 21/03/2024 - 17:50

Отношения России и Сербии: не надо питать иллюзии

Сербия нам не друг, но и не враг.

Исполнилось 25 лет со дня начала варварских бомбардировок Югославии.

С того самого момента, как НАТО напало на Сербию в 1999 году, она стала для нашей страны чем-то наподобие камня преткновения в процессе любого объяснения событий, происходящих в глобальной политике, международном праве и даже тех или иных внутренних тем. В недавнем интервью Карлсону президент России ещё раз продемонстрировал это. При том, что вопросы американского журналиста даже «рикошетом» никак не касались Сербии, но судьбы сербского народа, особые братские отношения наших стран и память о бомбардировках Белграда были манифестированы снова.

Откуда у нашей страны столь очевидная фиксация на Сербии и насколько она обоснована? Причин много. В основе лежит мнение об особой родовой близости наших народов. Пускай в плане крови как таковой это и является мифом: славянских генов в сербах после многочисленных оккупаций осталось меньше 30 процентов, а большая часть — чисто западноевропейские гены (иллирийские и тевтонские).

Ещё один аргумент на весах особой близости наших народов — это духовная близость, в основе которой общность православной веры и культуры. И это верно даже несмотря на то, что Сербская православная церковь — это каноническая территория Константинопольского патриарха, с которым у нашего Православия нынче прохладные отношения. И который сейчас является откровенным проектом ЦРУ.

Ещё один пункт, к которому наша страна постоянно апеллирует, — то, что в 1914 году вступление Российской Империи в Первую мировую войну произошло из-за необходимости вступиться за православных сербских братьев. По исторической логике, радоваться здесь особых причин нет — результаты были печальными. Россией было потеряно 2 миллиона солдат, произошло крушение монархии, случилась революция и разразилась кровавая гражданская война. Но если говорить серьёзно, то вся эта темя является откровенной манипуляцией, ибо война началась по целому комплексу причин, а Сербия стала лишь поводом. Винить её в чём-либо — глупость или подлость. С другой стороны, и для обоснования братства этот момент использовать тоже странно.

Ну и, наконец, если говорить о нынешнем дне и современной реальности, то в России имеет место быть мнение, что Сербия и сербы являются нашим последним союзником в Европе, которые испытывают к нам некую особую любовь, а также стремятся в Русский мир. Это является мифом в значительной мере. С экономической точки зрения Сербия сейчас разделена между Евросоюзом и КНР, а также в ней весьма активно работают арабские страны. Доля России в сербской экономике сведена к минимуму.

Проиллюстрирую это утверждение. «Рекордных» значений товарооборот между Россией и Сербией достиг в 2023 году, составив лишь менее 4 миллиардов долларов. При том, что аналогичный товарооборот с ЕС у них превышает 50 миллиардов евро.

Политически Сербия с 2014 года последовательно заявляла о поддержке территориальной целостности бывшей УССР. Она не признала Крым Россией, не говоря уже о Донбассе и Причерноморье. В Сербии сейчас обосновались тысячи релокантов, бежавших после начала спецоперации. И в общем в отношении СВО Сербия движется курсом политики Евросоюза. При том, что нынешнего президента Вучича позиционируют как представителя едва ли не самых пророссийских сил Сербии (ибо оппозиция ещё хуже). Ну здесь не нужно на Сербию пенять. Давайте вспомним провал на Украине и «пророссийского» Януковича. Это чистый провал Москвы. Как в Киеве. Как в Ереване. А в Белграде ещё очень неплохо.

В целом же Россия во многом действительно живёт иллюзиями на предмет Сербии. Во многом ею движет комплекс вины (совершенно справедливый) за поведение ельцинской дипломатии в 90-е годы. Сербия сейчас нам не друг. Но, во-первых, и не враг. А, во-вторых, огромная «пророссийскость» у неё в потенциале. Но теперь её надо раскрывать. Вернее, расконсервировать. Для этого надо развивать собственную «мягкую силу». Пока же надо прекращать жить иллюзиями.

Павел Кухмиров

Теги:
Читайте также: