пн, 18/03/2024 - 18:41

Никита Михалков: Каждый, кто шёл впереди народа во время Русской весны, вёл героическую борьбу

Кинорежиссёр привёз в Севастополь две театральные постановки: «И вас с наступающим...» и «12».

Для достойного отражения в искусстве событий Русской весны нужно время на осмысление произошедших исторических событий. Об этом кинорежиссёр Никита Михалков, который привёз в Севастополь две театральные постановки — «И вас с наступающим...» и «12» — рассказал в интервью журналисту ForPost Сергею Абрамову.

Разговор с Никитой Сергеевичем касался темы исторической памяти и трактовок истории.

— Как вы относитесь к искажению исторических фактов событий Русской весны в документальных и художественных фильмах, когда показывается безусловная важность роли Вооружённых Сил, но почти не замечается вклад простых граждан?

— Ну как можно относиться, когда нарушаются исторические факты? Я плохо к этому отношусь и считаю, что события, которые были 10 лет назад, — это реально огромный подвиг крымчан, руководства Крыма и Вооружённых Сил. Не оценивать правильно и честно то, что произошло, — это если не вредительство, то глупость.

— Как вы можете оценить роль личности Алексея Чалого в событиях Русской весны?

— Не буду вводить вас в заблуждение. У меня не было конкретных размышлений по этому поводу, потому что всё-таки жизнь есть жизнь и ты занят проблемами, которые окружают тебя. Но я бы не отделял никого. Другой разговор, что каждый из тех, кто брал на себя ответственность и шёл впереди народа, он вёл, в общем, героическую борьбу. Поэтому я бы не хотел формальных комплиментов. Просто считаю, что каждый из тех, кто в Крыму в это время безоглядно брал на себя ответственность, достоин огромного уважения.

— Прошло уже достаточно времени, чтобы события Русской весны были осмыслены в произведениях искусства и культуры: в живописи, театре, кино, музыке?

— Думаю, многие этим осмыслением занимаются в литературе, поэзии, живописи. Но я считаю, что это правильно: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Всё-таки для того, чтобы это не было публицистикой, должно пройти какие-то время, чтобы можно было это осмыслить. Тут дело не в том, чтобы дождаться того, кто прав, и присоединиться к тому, кто прав. Просто, чтобы это была объективная оценка, для этого, по крайне мере для меня, требуется время. Скажем, я бы не смог снять картину «Солнечный удар», если бы не прошло время, если бы нельзя было оценить со всех сторон и причины, и следствия. Когда поручик в конце на барже говорит — «Я ничего не понимал, не видел? Я всё понимал и всё видел. Ни к чему прикасаться не хотел, думал, рассосётся». Вот сегодня очень многие думают, что рассосётся, — а не рассосётся. И без личного участия и тактильного прикосновения к проблемам в ожидании, кто окажется правым и будет иметь право сильного, присоединиться потом к этому с дивана — это не выйдет. К сожалению, всё слишком серьёзно и замешано на крови.

Сергей Абрамов

Фото и видео: Дмитрий Ларин

Читайте также: