пн, 25/03/2024 - 18:00

Насколько реальна угроза ядерной войны для России

Президент Путин ясно дал понять Западу, что Россия готова пойти на крайние меры.

Сегодня в мире снова активно звучит ядерная риторика. Ядерное оружие используется как инструмент глобальной политики в споре великих держав, в котором Россия проявляет всё больше самостоятельности, подрывая гегемонию США.

О том, насколько реален сценарий ядерной войны и какие вокруг этой проблематики существуют угрозы, — в нашей новой программе «Сегодня в мире», которую ForPost делает совместно с РУДН и СевГУ.

Виталий Данилов (кандидат исторических наук, директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН) напомнил, что Президент России Владимир Путин в 2022 году с началом специальной военной операции на Украине предупреждал страны Запада, что любое их участие в этом конфликте на территории исторической ответственности России повлечёт за собой ответные удары, в том числе, если будет необходимо, ядерным оружием.

«В данный момент Путин был вынужден напомнить Западу, что такая опция существует. Но это было сделано только после того, как президент Франции Макрон заявил, что Франция готовится ввести свой контингент на территорию Украины и собирает коалицию стран НАТО, чтобы войти туда не в одиночку. Мы же знаем, что сама организация НАТО отказалась прямо участвовать в конфликте», — отметил Виталий Данилов.

По его мнению, Франция сейчас не является субъектом мировой политики, поскольку сам Макрон представляет интересы британских финансовых элит и именно по их указке делает подобные заявления.

«При этом самую большую оппозицию Макрону внутри Франции представляет высший французский генералитет, который категорически против отправки французских войск на Украину для противодействий Российской армии. Но политический мандат, который сейчас есть у Макрона, позволяет эти действия проводить. И именно в этой обстановке Президент России делает недвусмысленное заявление о том, что мы можем пойти на крайние меры и предпринять силовой удар, в том числе и ядерным оружием, против возможного вторжения на территорию Украины со стороны стран — членов НАТО», — подчеркнул Данилов.

Он также считает, что сигнал, который был донесён от Владимира Путина через СМИ и растиражирован в зарубежных источниках, чтобы население стран ЕС понимало, чем может закончится безответственная политика их властей, будет понят правильно.

В свою очередь, Максим Никулин (кандидат исторических наук, эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН), отмечает, что американцы с 70-х годов размещают своё ядерное оружие на территориях стран НАТО.

«Там было и тактическое ядерное оружие, соответствующие артиллеристские снаряды, авиабомбы, и они размещались на территории более пяти стран; и сегодня, несмотря на то что закончилась холодная война, нет той самой советской угрозы, о которой они говорили, и на каком-то этапе отношения с Российской Федерацией хорошо развивались, ядерное оружие всё равно продолжало находиться на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции. Это в основном авиабомбы. В холодную войну к этим странам ещё можно было добавить Великобританию и Грецию.

Сейчас кардинально ничего не поменялось. Более того, у НАТО существует концепция совместных ядерных миссий НАТО. Она подразумевает возможность такого хранения ядерного оружия, а также, что военные из этих стран НАТО могут принимать участие в планировании использования этого оружия. И средства доставки этих стран — авиация — может использоваться для нанесения ударов по территории противника. А это — обход договора о нераспространении ядерного оружия, потому что все эти страны НАТО не являются ядерными державами. И они этот договор подписали. И фактически то, что Россия разместила тактическое ядерное оружие в Беларуси, — это всего лишь ответ на то, что делал Запад», — отметил он.

С такой позицией согласился и Максим Зиновин (эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций ТИМО РУДН).

«Тактическое ядерное оружие используется для того, чтобы наносить определённые удары по области, в то время как стратегическое ядерное оружие может уничтожать целые города. И, несомненно, размещение совсем малых боеголовок, которые имеют малый радиус поражения, они нужны для защиты. Если помимо родственной нам Беларуси появятся другие страны, готовые с нами сотрудничать для обеспечения нашего общего суверенитета, ядерное оружие (ТЯО) может стать одним из ключей. Но не его применение — а его наличие», — считает он.

Также Максим Зиновин отметил, что Владимир Путин, используя ядерную риторику в выступлениях в СМИ, даёт четкий сигнал нашим недружественным странам, что помимо «Кинжала» — нашего уникального оружия, которого нет ни у одной армии мира, Россия разрабатывает новое оружие, которое будет носить ядерный заряд, и это будет наше второе оружие, которое невозможно повторить и которое несёт серьёзную угрозу всем недружественным странам.

Ведущий — Сергей Абрамов, аспирант кафедры «Политические науки» СевГУ.

Камера — Даниил Осипенко.

Монтаж — Юрий Еремеев.

Читайте также: