Россия

Кто и почему сжигает храмы в двух столицах России?

В обществе повсеместно накопились огромная агрессия и раздражение, которые еле сдерживаются. А кто-то умело этим пользуется...

Кто и почему сжигает храмы в двух столицах России?
Фото:
Сноб.ру

Около трех часов утра 28 сентября в Петербурге вспыхнул строящийся храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на Мичманской улице, что в Василеоостровском районе. Видеозапись пожара на следующий день была опубликована в популярном паблике «Живем на Васильевском | Васильевский остров» в «ВКонтакте».

Собственно, сам проект храма – капитальный и масштабный, сейчас на участке стоит лишь небольшой временный деревянный храм. Судя по отзывам местных жителей, «часовня особо не пострадала». Аналогично, как сообщает ТАСС, «по информации МВД, храму нанесен незначительный ущерб».

Утром 29 сентября полиция сообщила о задержании предполагаемого поджигателя. Если просуммировать информацию, разбросанную по разным СМИ, то известно следующее – это 27-летний Вячеслав Сергеев, работавший начальником производства по изготовлению рекламной продукции в компании-дистрибьюторе воздухоочистного оборудования.

По поводу мотивов питерского поджигателя пока ничего не известно. Следственное управление Управления МВД России по Василеостровскому району возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 167 Уголовного кодекса РФ («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»), но это само собой очевидная статья в данном случае.

Как сообщали питерские информагентстве «Конкретно» и «MASH на Мойке», два года назад Сергеев уже был судим по данной статье. Но что поджигал и поджигал ли, и чем закончилось дело – опять-таки не известно.

Впрочем, сам Сергеев это обвинение оспаривает. В паблике «Живем на Васильевском | Васильевский остров» в «ВКонтакте» в посте, где утром 29 сентября была выложена видеозапись с пожаром храма, в ночь с 4 на 5 октября появился такой комментарий от пользователя «Славян Сергеев»:

«Дело в том, что я в это поджоге никак не мог участвовать:

1) у меня есть железное алиби, а именно я находился на своем микрорайоне в 37 отделе полиции, был доставлен из дома за ложный вызов;

2) из отдела двигался по светлой улице, где почти на каждом доме расположены городские камеры;

3) после чего я заходил в пару магазинов по пути к своему дому, где опять же есть камеры и продавцы могут подтвердить, что я там был;

4) около 2:30 я находился с друзьями в Опочининском парке, где хорошее освещение и опять-таки под городской камерой по адресу Опочинина и угол Среднегаванского проспекта до 4:00 утра где-то;



5) в прокуратуру я уже написал заявление с просьбой провести служебную проверку, так как это клевета чистой воды!

И да, кстати, я не судим не разу».

Я решил уточнить этот момент и нашел подозреваемого в поджоге в соцсетях, что несложно – Вячеславов Сергеевых 1991 года рождения (судя по тому, что в одних сообщениях в СМИ говорится, что ему 27 лет, а в других 28, он родился в 1991-м, но позже сентября), живущих в Петербурге, в «ВКонтакте» зарегистрировано лишь два, и лишь один из них подписан на паблик «Живем на Васильевском | Васильевский остров».

 

Написал этому пользователю, он ответил – сначала в «ВКонтакте», потом в Skype. В ходе беседы он подтвердил, что процитированный выше комментарий оставлен им (кстати, в Skype у него ник тоже «Славен»), а также упомянул целый ряд деталей, которые может знать только человек, о котором идет речь и которую можно проверить по данным МВД – например, точное время ложного вызова по «112», по которому он был задержан (23:50 27 сентября), приезда к нему по ложному вызову наряда полиции (около 0:40 28 сентября) и выхода из 37-го отдела полиции (1:27, выйдя, он сразу же позвонил родным).

Что касается упоминаемого в СМИ предыдущего поджога, по его словам, речь шла о «возгорании бытовки по неосторожности, после чего он возместил ущерб и дело было закрыто по примирению сторон», то есть судимости он не имеет. Однако, скорее всего, в базах МВД отмечен факт привлечения Сергеева по данному случаю, и он сыграл роковую роль – после поджога храма, очевидно, следователи начали «дергать» всех местных жителей, ранее когда-либо привлекавшихся по 167-й статье.

Само задержание, по его словам, произошло так:

«Вечером 28 сентября один из моих знакомых предложил мне проехать в отдел полиции в качестве понятого. В отделе меня заставили подписать объяснительную, что я поджег храм, сообщив, что, если я не подпишу, что до суда буду помещен в СИЗО. С меня сняли ботинки, вынесли и потом сообщили мне, что собака обнаружила на них след. В итоге я подписал признание и был отпущен под подписку. Предложили проехать с ними в мою квартиру и произвели там обыск, изъяв там мою кофту, в которой я находился в отделении полиции. Приехав домой, я ее снял, после чего меня спросили – в какой кофте ты был, когда поджигал храм, и затем изъяли ее уже с понятыми в качестве доказательства».

Запутанное дело, в любом случае, истину установит суд.

А пока интересен мотив поджога храма, которым руководствовался истинный поджигатель. А мотив-то налицо.

В том же посте о поджоге храма в комментариях в упомянутом выше паблике местными жителями упоминается:

«Та агрессия, которую выплеснули люди в обсуждении будущего храма, меня лично неприятно удивила. Мне кажется нужно бороться не против церкви, а за парки, детсады, поликлиники и пр. … А договор на постройку храма был уже давно. Кто-то рад этому, кто-то против. Но к единому мнению прийти всегда не просто».

Сдетонировать ситуацию, когда часть жителей была против строительства, могли следующие события. 22 августа популярный петербургский сайт zaks.ru писал:

«Петербуржцы, проживающие на Васильевском острове, обнаружили, что вокруг участка по улице Мичманской, 2А, неожиданно появился забор, на котором висит предупреждение, что на месте идёт возведение религиозного объекта – храма святого великомученика Георгия Победоносца… Для того, чтобы разобраться в ситуации, василеостровцы обратились к врио губернатора Александру Беглову на его личной странице «ВКонтакте». В ответ секретариат временного градоначальника известил, что ГАТИ разрешения на строительство не выдавала, следовательно, любые работы на участке незаконны».

Если заглянуть в пост в паблике «Живем на Васильевском | Васильевский остров», на который ссылается zaks.ru, то там оставлено 265 комментариев, и очень многие негативные. Но не только из-за религиозных вопросов, сколько по другому поводу:

«Вопрос дискуссионный для жителей района. Есть необходимость в этом храме там или нет? Я считаю, что будет лучше если Парк на Смоленке будет максимально большим и вся ныне запущенная и неблагоустроенная территория между Мичманской и Кораблестроителей станет частью большого Парка на Смоленке. Всё-таки парк тем и отличается от сада, что он больше по размерам. И на Васильевском острове зелёной территории с размерами парка сейчас просто нет. А вот население района лишь растёт – смотрите намывные территории».

Недостаток зеленых зон – вопрос чувствительный для любого крупного города. Их и так не хватает для растущего населения, а уже существующие власти регулярно отдают под точечную застройку новыми элитными жилыми корпусами.

24 сентября в паблике был размещен репост из дружественной группы: «Хотелось бы, чтобы участок на Мичманской стал продолжением Парка на Смоленке… Мы будем добиваться создания на этой территории зеленой зоны. Это гораздо лучше, чем 10-этажные здания».

За последний год это минимум третий поджог храма по аналогичным мотивам!

Ранним утром 13 октября 2018 года был подожжен временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» на улице Камова в московском районе Косино-Ухтомский. По словам настоятеля, видеокамеры зафиксировали около 3:50 человека в маске с рюкзаком и двумя бутылками, который облил храм и воскресную школу жидкостью из этих бутылок и затем поджег.

После этого прибежал сторож.

«Благодаря тому, что сторож вовремя вызвал пожарный расчет, основное здание храма не пострадало, а полностью выгорели два класса воскресной школы и пристройка к церкви», – сообщили Интерфаксу в Синодальном отделе по благотворительности Московского патриархата. Площадь пожара составила около 50 кв. м.

Когда я прочел эту новость, то сразу вспомнил, как в декабре 2013 года описывал ожесточенный конфликт вокруг строительства этого самого храма, в котором с одной стороны участвовала часть местных жителей, с другой – община нового храма и приезжавшие в Косино-Ухтомский спортсмены из движения «Сорок сороков».

Через какое-то время конфликт перешел в силовую стадию.

«В январе 2014 года неизвестные сломали забор, опрокинули вагончик охраны и вырвали сваи фундамента из земли,рассказал год назад «МК» настоятель храма. – На следующий день были разбиты стекла вагончика. А в ноябре того же года, когда деревянный храм уже был построен, злоумышленник принес к его двери мешок со стройматериалами и поджег. Тогда огонь быстро увидели и успели потушить, обошлось без особых потерь. Но с тех пор прошло уже много времени и последний год обстановка была спокойной, поэтому ума не приложу, кто бы мог это сделать».

Вечером 6 ноября 2018 года произошел пожар во временном деревянном храме Апостола Иоанна Богослова на улице Лодочной в московском районе Тушино. Огонь охватило площадь около 20 кв. м, причинив значительный ущерб (изначально называлась сумма ущерба в 1 млн. руб., но на суде фигурировала уже сумма в 6,4 млн. руб.)

7 ноября 2018 года был задержан подозреваемый в поджоге – 35-летний Евгений Сенчин. По данным следствия он «из хулиганских побуждений совершил поджог снаружи храма заранее подготовленными им автомобильными покрышками, которые набил бумагой, ветошью и пропитал бензином».

Как сообщала пресс-служба столичного МВД, «со слов злоумышленника, он совершил поджог церкви в знак протеста против застройки расположенного вдоль канала на Лодочной улице парка».

В 2016 году в районе активно бушевали страсти.

Вот одно из сообщений, появлявшихся тогда в соцсетях:

«В Москве (станция метро Тушинская) собираются строить храмовый комплекс со звонницей, постройка которого нарушает ряд законов РФ. Под его застройку планируют вырубить местный, населенный живностью парк. Комплекс строят в 25 метрах от жилого многоэтажного дома… Прораб, который дежурит на стройке, не имеет документа, разрешающего строительство храма на данном участке. Сейчас местные жители пытаются найти альтернативные варианты для постройки комплекса. Они дежурят у стройплощадки с требованием перенести комплекс в другое место. С тех пор как начались дежурства, на улице появились ребята из «Сорок сороков», которые пытаются спровоцировать конфликт с местными».

5 июня 2019 года поджигатель был признан судом виновным и приговорен к 2 годам 11 месяцам колонии общего режима.

На мой взгляд, собственно религиозный аспект в данных конфликтах зачастую вторичен, а источником конфликтов выступают действия местных властей, выделяющих участки под храмы по своему хотению и разумению.

Во-первых, как не раз говорили мне московские муниципальные депутаты, подчас чиновники управ и префектур изначально «подводят» строительство храма под отказ, а логика такова – после выделения участка застройщик делает за свой счет дорогостоящее межевание, которое затем можно использовать другому, коммерческому застройщику.

Во-вторых, выделение участков под храмы часто производилось чиновниками по принципу «что не жалко», а общественные слушания по обыкновению проводились «для галочки» (информация публиковалась только на сайте управы, а за день до слушаний объявления клеились на нескольких домах в районе).

Итог – расколотое общество в районе, которым можно легко манипулировать, направляя одну часть жителей против другой, а пилящие бюджеты чиновники выходят из-под удара.

Что сдетонировало в Москве застаревшие конфликты 2014 – 2016 годов, вроде бы давно утихшие, осенью прошлого года? Пенсионная реформа.

Казалось бы, какое отношение она имеет к храмам?

А почему, как думаете, летом прошлого года социологи зафиксировали резко выросший уровень ксенофобии в России, уже в этом году вылившихся в целую серию громких межнациональных конфликтов?

«Крымский эффект» состоял в том, что общество поверило в свое единство с властью, что власть наконец-то действует в его интересах. И санкции встретим вместе! Но пенсионная реформа показала, как говорилось в советском фильме «Кин-дза-дза»: «Правительство на другой планете живет, родной!» И что главная логика – не единство перед лицом Запада, а «выживайте как хотите». Общество вновь проснулось расколотым…

На мой взгляд, сейчас в обществе повсеместно накопились огромная агрессия и раздражение, которые сдерживаются лишь тем, что люди «повязаны» кредитами и боятся сделать даже шаг, чтобы не вылететь с работы. Но периодически она прорывается то тут, то там по самым разным и никак не связанным друг с другом поводам.

Владислав Мальцев

920
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (13)

Profile picture for user MVYY
379

 

Сионисты дуркуют...

 При чём тут сионисты? 

У нас, что в России резко выросло количество верующих? С какого?

Почему при СССР не было необходимости в таком количестве церквей и попов? И в чем необходимость сейчас? Скрепы духовные укреплять? Так их не церкви укрепляют. А ВЕРА. В светлое будуще, в человечество, в Бога, или Мать его...

А Вера, она ведь не в церквях и мечетях. Она в душЕ.

Тут давеча, один оооочень высокий чиновник хвастался что строят по 300 храмов.. То ли в день, то ли в год.. А сколько школ? Детских садов? Больниц? Ах это статьи расходов, а церковь статья доходов? 

Ну так не удивляйтесь поджогам и ксенофобии...

Profile picture for user ulogin_vkontakte_15616798
1

Я лично был и еще пару знакомых с Вячеславом в тот момент когда там все горело, в опочининском парке, полиция 60го отдела хочет по быстрому закрыть дело, как они часто делают, об этом мне сказали друзья с других отделов на васильевском острове, так они часто делают... 

Profile picture for user всего один
2734

на Горпищенко, на горке, храм "карандаш" долго ли простоит невредимым? ветер хорошо просушит сруб.. а если молния.. или проводка, или злой умысел.. один только пепел останется. хотя пожарная часть недалеко.. но всё равно: зачем в южном городе на солнцепёке деревянное зодчество ваять?

Profile picture for user narumbol
16397

У нас, что в России резко выросло количество верующих? С какого?

А что здесь непонятного?

С такого, что партия заменяла и приход и храм и веру.

Свято место пусто не бывает...bye2

Profile picture for user patriot7
1621

to MVYY:  

И где теперь СССР? А в России всегда было много церквей и монастырей. И Россия есть, была и будет! В отличии от нас с вами.ok

Profile picture for user gevi
1876

to patriot7000:    Больше похоже, что Россия " была, есть и  будет " прибежищем всяких "недо- "  -  недоверы, недодела и недоношенности .   Идей и идеалов тоже. Все к тому , что об этом есть особая забота. Уж больно бодро мы катимся с достигнутых уровней образования и соцуклада к "развитому феодализму". Но если бы это всего-то "личной крышей", то что называется,  " Счастливого пути ! " А все , что мы сейчас  наблюдаем,  не что иное как организованоое мракобесие и задвигание  нации под плинтус. Печальное и позорное зрелище . Китай вам в Пример и в укор.

Profile picture for user ulogin_google_108774791347837741746
82

 

to MVYY:   И где теперь СССР? А в России всегда было много церквей и монастырей. И Россия есть, была и будет! В отличии от нас с вами.

 При этом только в СССР у людей появились действительно равные возможности. Только в СССР был воплощен принцип распределения ресурсов на основе социальной справедливости. Без церквей и без монастырей.

Profile picture for user Михай
584

Есть забавно-проблемный феномен. Забавно-проблемный от того, в каком настроении рассматривать. Т.н. "системная ошибка" тотальная, она же подмена смыслов и понятий. Суждения людей ложны в 99℅ случаев, потому что переносят, распространяют ошибки, как птицы сеют семена, склевав ягоды. Всё, что происходит сейчас - это плоды, посеянные ещё в СССР. И глава церкви оттуда родом и "высокие государственные деятели" продающие страну. Все достижения первых десятилетий Советской России и СССР родом из т.н. царской России. Людям невдомёк очевидное - творческий подъём, изобретения и прочее, требуют время созреть, и в основном появляются у людей 30-50 и более лет. Зрелые люди, зрелые мысли и идеи и  твёрдый характер, проверенный жизнью. ВОВ вынесли на себе зрелые люди. Об этом свидетельства очевидцев. Старая гвардия Наполеона хороший пример и иллюстрация. И Лермонтов: "не то, что нынешнее племя.." 

И еще людям хочется верить в сказки. Нынешние сказки - про сказочную жизнь в СССР. Страна возможностей, равенства и тп. На простой вопрос: если так всё было хорошо, чтож вы прое... всё это хорошее... блеют про Горбачева и прч ахинею.

Profile picture for user Михай
584

Кто и почему сжигает? Это глубокiй философскiй вопросъ. У нас люди любят отрицать действительности. Как те страусы легендарные. Потому люди пьют горькую и тд и тп

Разрушишь людЯм сказку - тебя заминусуют. Т.н. верующие люди - люди жесткие и с верой во вседозволенность, возможно потому и начинается обратный жосткий подход. Верующие в другое начали палить храмы, тогда как было время, когда верующие палили людей, которые плохо или совсем не верили... во что надо.

Profile picture for user Lubel 71
1078

Спросили бы лучше: почему РПЦ строит храмы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в парках и памятных местах?! И кто выделяет под это земельные участки с разрешением на строительство?!

Profile picture for user Михай
584

 

Спросили бы лучше: почему РПЦ строит храмы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в парках и памятных местах?! И кто выделяет под это земельные участки с разрешением на строительство?!

 Ви точно хочете знать? А жить спать сможете после этого спокойно ?

Главное за день

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
18
2863

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
12
2873

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
16
3951