вт, 12/03/2024 - 18:00

Какую формулу предложила Россия глобальному миру устами Лаврова и Патрушева

Миссия России видится в поддержании глобального баланса интересов.

Сегодня в мире активно говорят о новом балансе интересов, а Россия видит своей миссией поддержание этого глобального баланса интересов. О том, какие у нас национальные интересы в будущей системе международных отношений, разбираемся в очередном выпуске программы «Сегодня в мире», которую ForPost делает совместно с РУДН и СевГУ.

По мнению кандидата исторических наук, директора Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталия Данилова, концепция поддержания глобального баланса интересов, которую в августе 2023 изложил глава МИД РФ Сергей Лавров, а позднее с акцентом на безопасность озвучил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, — это новое слово в системе международных отношений, за которым стоят не западные концепции, а заключения политиков и учёных Российской Федерации.

«В западной теории международных отношений не предполагается никакого баланса, там только интересы самого Запада. А вот создание баланса на мировой арене — это наша теория, которую мы развиваем и отстаиваем в жизни с нашими партнёрами — в первую очередь, Китаем, Индией, а также странами глобального Юга — Латинской Америки и Африки», — отметил Виталий Данилов.

Надо понимать, отмечает Виталий Данилов, что Россия остаётся одним из ключевых акторов мировой политики наравне с другими странами, мнение которых становится всё более значимым. Есть понимание, что в российском обществе существует консенсус по поводу этой концепции, в рамках которой мы начинаем формировать наше геополитическое пространство, пересматривая в том числе свои отношения с Западом, страны которого мы всё реже называем партнёрами.

«Сейчас реальная политика (политический реализм) снова набирает силу. Дело в том, что разнообразие планеты слишком велико и у каждой страны есть свои национальные интересы, которые эти страны совершенно чётко отстаивают в ООН. Сегодня пока это единственная организация, международная площадка, где можно заявлять о своих национальных интересах», — говорит Виталий Данилов.

По мнению Евгения Грачикова (кандидат политических наук, эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций ТИМО РУДН), если говорить о национальных интересах, то для Китая во главе угла стоит экономика, а для России всегда в ходе её истории — это были вопросы её безопасности, выживаемости страны.

«В вопросах национальной безопасности Россия и Китай смотрят, можно сказать, с одних позиций. Это стало актуально в XXI веке. Для России — с 2014 года, а для Китая — с 2018 года, после прихода в США к власти Трампа, когда были объявлены торгово-санкционные войны. Обе страны подверглись экономическому, военно-политическому и культурному прессингу со стороны коллективного Запада», — считает Евгений Грачиков.

Евгений Грачиков отмечает, что в мировой политике действуют классические формулы реализма, где баланс сил играет важную роль. Сейчас эта формулировка претерпела видоизменение в части придания ей глобальности, и вместо баланса сил теперь говорят о балансе интересов, но сущность не изменилась. И в этой формулировке все смотрят на национальную мощь, комплексную мощь страны.

Специалист по Китаю Мирзет Рамич (координатор Центра прикладного анализа международных трансформаций ТИМО РУДН) отмечает, что в существующей системе международных отношений Россия и Китай выступают государствами, которые запускают трансформацию. И Россия, и Китай представляют альтернативу для развивающихся стран. Во многом совместная позиция России и Китая была зафиксирована во время визита В.В. Путина в Пекин 4 февраля 2022 года.

«Интересы России и Китая в Азии и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе частично совпадают. Потому что обе страны заинтересованы в развитии. АТР — это сегодня основной драйвер международного развития. Там регистрируется наибольшее количество технологических патентов, производится наибольшее количество товаров. И для России в данном случае важно найти свою нишу. Мы должны быть равноправным участником экономических и политических отношений. В то же время у Китая есть своя задача расширять рынки, расширять своё влияние», — считает Мирзет Рамич.

Ведущий — Сергей Абрамов, аспирант кафедры «Политические науки» СевГУ.

Камера — Даниил Осипенко.

Монтаж — Юрий Еремеев.

 

Читайте также: