пт, 12/01/2024 - 11:40

Каким должен быть фильм о спецоперации России на Украине, чтоб его не закидали помидорами?

Часть зрителей, которые критикуют современные фильмы о Великой Отечественной войне, сомневаются в новых кинолентах.

В этом году «Фонд кино» готов ежемесячно платить по 150 тысяч рублей автору, который будет работать над сценарием к фильму о специальной военной операции.

Эксперты оценили киноинициативу и рассказали, как снять народный фильм о СВО.

Спецоперация в кино

Исполнительный директор «Фонда кино» Фёдор Соснов уверен: общество ждёт фильмов о специальной военной операции. Особенно такой контент востребован в новых субъектах федерации — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, отметил он.

На сегодняшний день снимаются только документальные фильмы о СВО. В их числе «Театр военных действий», «Операция ''Разминирование''», «Донбасс. Дети», «Донбасс. Вчера. Сегодня. Завтра». Большинство картин сняли военкоры из медиахолдинга «Россия сегодня». Их документальные ленты рассказывают о ходе спецоперации, а также о буднях жителей, проживающих на новых территориях.

Соснов уверен: настало время для художественного фильма.

«Мы действительно много бываем в новых субъектах, слушаем истории, видим, что почти каждому человеку не просто есть что рассказать, а в этих рассказах и этих история есть самое главное, что нужно в принципе для кино: эмоции, ощущения, переживания и правда. Нам бы очень хотелось, чтобы эта правда стала частью сценариев, фильмов, которые бы впоследствии выходили на широкие экраны», — приводит ТАСС слова Соснова.

Сценаристов будут искать через программу «Автор». Её цель — взращивать специалистов, способных создавать патриотические фильмы.

Соснов озвучил требования к авторам:

  • соискатель должен быть гражданином России старше 18 лет;
  • от одного заявителя может быть подан только один комплект заявочной документации, при этом количество сценариев в рамках одной заявки не ограничено;
  • наличие профильного образования необязательно;
  • принимаются заявки на создание сценариев как художественных полнометражных фильмов, так и мультфильмов, ориентированных на широкую зрительскую аудиторию;
  • сценарные материалы могут быть основаны на произведениях, единственным автором которых является заявитель.

Работая над сценарием в течение одного календарного года, стипендиаты будут ежемесячно получать по 150 тысяч рублей. Деньги выделены из федерального бюджета.

Читайте также по теме: Почти шедевр: смогли ли россияне полюбить современные отечественные фильмы

Как сделать фильмы о СВО успешными?

К сожалению, часть картин, снятых «Фондом кино», зрители раскритиковали. В их числе фильмы о Великой Отечественной войне.

Главная претензия — отсутствие оригинального сценария. В 90% патриотических картин на военную тематику, отмечают зрители, есть командир-герой, рядом с ним — красавица-санитарка, уголовник и поп, который проклинает большевиков, но любит Родину и народ, а также нехорошие люди, политрук и сотрудник особого отдела, а бойцы — безликая масса.

Как правило, командир влюбляется в санитарку, которая любит жулика. Политработник осуждает главных героев, тайно мечтая о санитарке. Особист за всеми следит, а поп говорит прописные истины. Дальше — вариации.

Герой России, председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой разделяет недовольство зрителей.

«Если бы режиссёры приглашали в качестве консультантов кадровых офицеров, как это было в Советское время, то многих ляпов можно было бы избежать», — сказал ForPost Липовой.

Подробнее — в материале Почему мы не хотим смотреть российские фильмы о Великой Отечественной войне?

Также нужно разгружать сценаристов, уверен кинокритик Василий Степанов. Он сравнил некоторых авторов с фабрикой по производству контента. Наглядный пример — творчество Андрея Золотарёва. Только за год он написал сценарии к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте», к фильмам «Повелитель ветра», «Крысолов», «Русская рулетка», «Сто лет тому вперёд», «Лед 3», «Буратино». 

Без взращивания кадров, отметил наш собеседник, проблемы не решить. Поэтому он возлагает надежды на программу «Автор» и рассчитывает, что «Фонд кино» воспитает талантливых сценаристов, которые смогут радовать зрителей качественной историей, в том числе о спецоперации.

Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров уверен: одного таланта недостаточно, чтобы снять отличный фильм о СВО.

«Жёсткий контроль должен быть на стадии сценария: нужно смотреть, что понаписали талантливые авторы. Если осуществлять контроль только на съёмочной площадке, где снимают эпизоды, целостная картина вырисовываться не будет», — сказал ForPost Шадров.

По его мнению, контроль должен быть содержательный, идеологический, финансовый, а группа контролёров должна состоять из участников спецоперации, ветеранов боевых действий, кадровых офицеров. 

«Наш кинематограф страдает от абсолютной бесконтрольности. Идея о творческих людях, которые никому не постижимы и не подконтрольны, ложная. В итоге всё сводится к чему: их не трогаем, но при этом даём как можно больше бюджетных денег. Авторы несут ответственность только перед тусовкой, идеи которой массовому зрителю не понять, так как, по мнению киношников, люди тупые и быдло», — сказал Шадров.

Он считает, что такого отношения к зрителю со стороны режиссёров и сценаристов, которые снимают фильмы на государственные деньги, быть не должно.

«Если вам кадровый офицер говорит: "Снимайте вот так", значит снимайте вот так. Не хотите — идите на вольные хлеба и снимайте, что пожелаете. Идея собственной исключительности всегда приводит к отрыву от зрителей: мы так чувствуем и так видим, нам так хочется. От этих капризов в фильмах о СВО нужно избавляться», — резюмировал политолог.

Читайте также по теме: Россиян оставят без «Криминального чтива» — в МВД объяснили, почему

Роберт Вочовский

Читайте также: