Севастополь

Это не паранойя, или Как защититься от телефонных мошенников - Центробанк

Есть способы защиты от телефонных мошенников, пытающих «дотянуться» до денег клиентов банков.

Это не паранойя, или Как защититься от телефонных мошенников - Центробанк

Телефонные мошенники, стремящиеся выманить у клиентов банков конфиденциальную информацию об их счетах и банковских картах, постоянно меняют методы своей работы.

Более того, эксперты отмечают активизацию этих преступников.

О новых способах мошенничества, как распознать преступников и вести себя в этом случае, ForPost рассказал заместитель управляющего Отделением Севастополь Центрального банка РФ Александр Гроздев.

- Насколько остро сейчас стоит проблема телефонного мошенничества в банковской сфере?

- Сейчас мы наблюдаем активизацию телефонного мошенничества со звонками якобы из банков – с подменой номера. То есть человеку поступает звонок якобы из банка и даже с номера банка. При звонке при этом на другом конце провода может быть характерный колл-центру шум, либо может быть имитирован перевод звонка между банковскими подразделениями. Однако там не работник банка, а мошенник, который выпытывает у человека конфиденциальную информацию или принуждает его совершить какие-то действия с картой, в результате чего гражданин теряет свои деньги.

Причем человека могут назвать по имени-отчеству, даже сообщить номер и срок действия его банковской карты – эту информацию мошенники получают заранее из различных источников. Это, конечно, часто действует им на руку, так как заставляет людей верить, что им действительно звонят из банка.

- Мошенники умело применяют психологические методы «обработки». На что они давят?

- На эмоции, растерянность или страх. Допустим, вам звонят и жестко, агрессивно, официальным тоном сообщают, что по карте идет подозрительная операция, и её нужно срочно приостановить. Чаще всего такие звонки поступают во внеурочное время – раннее утро, ночь, то есть тогда, когда бдительность слегка притуплена. Вы теряетесь. Мошенники торопят и запугивают клиента, давят на эмоции, уверяют, что случится что-то непоправимое, предотвратить которое можно, только назвав данные карты, ПИН-код или одноразовый смс-пароль.

В случае, если вас хотят «обрадовать» внезапным переводом, расчет идет на желание получить внезапные, бонусные, деньги. При этом схема получения данных идентична предыдущей – вас торопят, давят на эмоции. 

- Методы обмана, применяемые мошенниками, меняются, они быстро подстраиваются. Вероятно, сейчас схема «мама, я в полиции» уже не работает?

Действительно, многолетняя традиционная схема, когда вам звонят якобы друзья ваших родственников, или сотрудники милиции, и просят перевести деньги в помощь попавшему в беду, наблюдается реже.

Сейчас мошенники звонят как будто бы из банка, и говорят, например, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму, и для того, чтобы остановить его, необходимо срочно сообщить данные карты,  или одноразовый пароль из смс.

Также мошенники могут рассказать, что вам положена компенсационная выплата (например, за приобретение медицинских препаратов, неиспользованную медицинскую помощь, переплату услуг ЖКХ или компенсация «советских» вкладов), либо вам совершен перевод (выигрыш в лотерее или каком-то шоу). Чтобы получить деньги, потребуется «всего лишь» продиктовать данные банковской карты: ФИО, срок действия и трехзначный код на обороте карты, или одноразовый смс-пароль. После такой «идентификации» вы, скорее всего, обнаружите свою банковскую карту пустой полностью или частично.

- Получается, что мошенники ставят на вооружение методы защиты, применяемые самими банками? К примеру, введение нормы о приостановке транзакций при сомнительных платежах теперь активно используется для выманивания у клиентов банков конфиденциальной информации о картах (пин-кодов и пр.). Что может противопоставить банковская система этому?

- Для защиты средств клиента в случае подозрительных транзакций банк может временно, на срок до двух суток, приостановить операцию, и запросить у вас ее подтверждение. С вами свяжутся по ранее предоставленным вами же контактам, и попросят либо подтвердить, что это вы сейчас осуществляете перевод, либо опровергнуть это.

- Как распознать мошенника? Чего никогда не станут делать сотрудники банков, но делают преступники?

- Сотрудник банка никогда не станет спрашивать у вас пин-код, код CVC – три последние цифры на обороте карты, или коды-пароли из смс. Поэтому, как только вам начинают задавать подобные вопросы, нужно положить трубку и перезвонить по номеру банка, который указан на оборотной стороне карты или на сайте банка.

Помните главное - звонки, в которых у вас выспрашивают персональные данные или подробности о банковской карте, бывают только от мошенников.

- Как правильно себя вести, когда звонят мошенники?

- Не паниковать. Прервать разговор, и позвонить по указанному на оборотной стороне банковской карты номеру телефона банка, чтобы уточнить ее состояние. Расскажите специалистам колл-центра о подозрительном звонке или смс, о том, с какого номера они поступили, об их содержании. Эту информацию нужно направить и в интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru.

То же самое относится и к сомнительным звонкам, либо сообщениям из небанковских структур. Уточните фамилию и должность того, кто вам звонит, и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и позвоните по официальному телефону организации, от имени которой вам звонили.

Если же приходит смс о блокировке карты, либо о подозрительной транзакции, ни в коем случае не звоните на номер, с которого пришло сообщение (даже если он будет совпадать с номером вашего банка). Наберите цифры в ручном режиме, обезопасив себя от звонка на поддельный телефон мошенников.

- Если бы можно было представить коротко некий свод правил поведения в случаях общения с мошенниками, какими бы они были? Иными словами, что нельзя делать ни в коем случае, и что нужно сделать обязательно.

- Не продолжайте разговор, если вам задают вопросы о конфиденциальных данных. Не перезванивайте на номер, с которого звонили, либо прислали подозрительное сообщение. Не переходите по ссылкам из подозрительных смс-сообщений или электронных писем.

И всегда, как только возникают сомнения в легитимности тех, кто с вами разговаривает, либо переписывается от имени банка или иной структуры, просто позвоните (набрав номер в ручном режиме) туда, откуда якобы поступил звонок или смс, и спросите, действительно ли у вас проблемы, или правда ли вы выиграли какой-то приз.

Читайте по теме: В Севастополе мошенников стало больше, а взятки – крупнее

Беседовал Андрей Мединский

Фото: pixabay.com, пресс-служба отделения Севастополь ЦБ

2254
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (3)

Profile picture for user allusa
8019

В банке должн быть  оперативный телефон ,по которому можно было бы узнать действительность операции.  

Набирать в ручном режиме предложенный мошейником телефон по моему не разумно.

Profile picture for user Forecaster
44

to allusa:  

Набирать в ручном режиме предложенный мошейником телефон по моему не разумно.

 Кто такой мошейник? Злоумышлейник что-ли? biggrin

Profile picture for user Инь-янь
1257

Присылали сообщение на вотцап 

Только карты такого банка у меня не было 

Главное за день

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
11
1485

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
66
7538

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
7353

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4726