ср, 14/02/2024 - 19:09

Что делать севастопольцам с требованием МТС подтвердить персональные данные

И как не поделиться данными с мошенниками.

В последние дни севастопольцам стали чаще приходить СМС-сообщения от мобильного оператора МТС с уведомлением о необходимости подтвердить персональные данные. Горожан встревожила информация о том, что в случае непредоставления сведений номер заблокируют.

Это требование МТС в одной из своих схем используют и мошенники. Разбираемся в том, правомерно ли МТС запрашивает информацию, что нужно сделать, чтобы не лишиться услуг связи, а также как не стать жертвой мошенников.

По закону

Игнорировать напоминания оператора о необходимости подтвердить персональные данные не стоит, если вы намерены продолжать использовать свой номер и не хотите остаться без связи, отмечает глава Общественного совета при департаменте цифрового развития Севастополя Артём Мединский.

«В федеральном законе «О связи» есть статья 44, согласно которой пользователь мобильного номера должен быть идентифицирован, а оператор обязан проверять достоверность сведений о своих абонентах. Периодически возникает необходимость актуализировать данные о пользователях услуг. Не секрет, что многие сим-карты в Севастополе и в Крыму в своё время выдавались либо без паспорта, либо на паспорт другого человека, и в итоге мы сейчас имеем большое количество карт, не связанных с реальными людьми, которые бы ими пользовались», – поясняет эксперт.

Связано это законное требование с вопросами безопасности: в современном мире для совершения противоправных действий мошенники и другие преступники так или иначе используют услуги связи.

«Яркий пример: звонит человек и сообщает о минировании какого-то объекта, номер телефона звонящего есть, а персоны нет, мы не знаем, кому этот номер принадлежит. Данный пробел сейчас и пытаются восполнить путём актуализации персональных данных абонентов», – разъясняет глава Общественного совета при департаменте цифрового развития.

Персонификация пользователей услуг связи также помогает бороться с телефонным мошенничеством, спам-звонками и расследовать некоторые уголовные дела.

Подтверждать нельзя игнорировать

Оператор предлагает три способа передачи персональных данных: через Госуслуги, по фотографии паспорта и через сервис Tinkoff ID.

По мнению Артёма Мединского, наиболее приемлемый и удобный вариант – Госуслуги, а вот фото своего паспорта лучше не отправлять никому. 

«Мы все знаем, что при заключении договора на пользование услугами связи продавец обязан внести данные нашего паспорта и только после этого продать сим-карту или подключить к интернету. Но фотографию паспорта я бы отправлять не стал. Знаю случаи, когда с помощью сервисов частных объявлений, иначе говоря, на торговых площадках мошенники обманывают граждан, присылая им фото паспорта для усыпления бдительности. И это только один пример», – отмечает собеседник ForPost.

Переживания людей понятны, говорит Артём Мединский, но при этом важно понимать и то, что блокировка номера — не пустая угроза, ведь в случае неподтверждения персональных данных или предоставления ложной информации Роскомнадзор действительно может потребовать это сделать.

Информацию о себе мы оставляем везде: в банках, гостиницах, образовательных учреждениях, поликлиниках, на почте. Риски утечки информации, к сожалению, есть, говорит эксперт.

«Нужно понимать, чего мы лишимся, если не пройдём эту процедуру подтверждения. Оператор по закону не может предоставлять услуги связи неперсонифицированным абонентам, а потому блокировка номера будет законной. Если мы сейчас не предоставим свои данные МТС, это вовсе не означает, что они не утекут из какого-то другого источника, поэтому каждый должен расставить приоритеты и ответить на вопрос, готов ли он остаться без связи», – заключает Артём Мединский.  

Ушлые мошенники

Охота преступников на персональные данные и деньги граждан продолжается, и необходимость подтвердить свои данные мобильному оператору стала основой для ещё одной мошеннической схемы. Как именно действуют телефонные аферисты, ForPost рассказали в пресс-службе УМВД России по городу Севастополю.

Мошенники представляются операторами сотовой связи и сообщают человеку, что заканчивается действие его сим-карты или договора на предоставление услуг связи. Для якобы продления  жулики просят назвать полученный через смс-сообщение секретный код для доступа в личный кабинет «Госуслуг».

«Получив обманом доступ к личному кабинету, мошенники либо оформляют микрозаймы в кредитных организациях от имени потерпевшего, либо сообщают жертве, что преступниками получен доступ к её конфиденциальным данным и банковским счетам. Под предлогом сохранности сбережений или предотвращения оформления займов, мошенники убеждают самостоятельно оформить кредиты и перечислить все свои деньги на продиктованный ими счёт», – говорят правоохранители.

Нужно отметить, что оператор МТС также предостерегает абонентов от разговоров с мнимыми сотрудниками компании.

«Сотрудники МТС не звонят абонентам с просьбами о подтверждении персональных данных. С напоминанием об этом вам может позвонить только голосовой робот. Будьте внимательны! Звонящий, представившийся сотрудником мобильного оператора, может оказаться мошенником: никогда и никому не сообщайте по телефону своих персональных данных и кодов, приходящих по SMS. Сотрудники МТС в разговоре с клиентами ни в каких ситуациях такие коды не запрашивают», – указано на сайте МТС.

Как подтвердить данные для МТС?

Как говорилось выше, проще всего подтвердить свою личность через аккаунт на «Госуслугах», и сделать это можно посредством цифрового паспорта в МТС – так называемого МТС ID. Ссылка на него есть в том самом СМС-сообщении от оператора связи.

После авторизации в персональном профиле на сайте МТС, нужно выбрать один из способов подтверждения информации о себе — с помощью Госуслуг, по фото паспорта или через Tinkoff ID.

Также абонент может лично посетить салон связи (тут пробуем сдержать улыбку) и с паспортом подтвердить свои данные.

Не получится обновить информацию, если не вы являетесь владельцем номера, и чтобы продолжить им пользоваться, владельца необходимо будет сменить. Это можно сделать онлайн в личном кабинете МТС или в официальном магазине компании.

Правда, в Севастополе и в Крыму официальных магазинов МТС нет, а потому жителям города при необходимости нужно будет посетить такой салон связи в Краснодарском крае или в другом российском регионе.

Алина Громова

Читайте также: