Севастополь

Арцеулов: От победы «штопора» к аэропорту «Симферополь»

Почему международный аэропорт «Симферополь» должен носить имя Арцеулова.

Арцеулов: От победы «штопора» к аэропорту «Симферополь»
Константин Арцеулов

Представим на секунду, что сейчас не XXI век, а XIX столетие. По всей России-матушке пустили гонцов, чтобы узнать, какими именами соотечественников назвать аэропорты. Народ принял затею на ура. Ещё бы: на заре воздухоплавания всё, что касалось человека в небе, занимало главные полосы в лучших газетах. Внимание всей страны, конечно, приковано к Севастополю и Крыму, где на рубеже 1910 года стала зарождаться вся русская авиация.

С особым интересом наблюдали за гениальным молодым человеком, истинным героем своего времени — Константином Арцеуловым. Он был не только выдающимся авиатором, конструктором — настоящим русским Леонардо да Винчи, но и первооткрывателем, героем Первой мировой, как и его дед — Иван Айвазовский — блистательным художником, а также — человеком, на деле победившим смерть в воздухе.

Воссоединение Крыма с Арцеуловым

Сегодня, в 2018 году, увы, о Константине Арцеулове — учёном, пилоте, первом советском конструкторе планёров, испытателе первого самолёта-истребителя-бомбардировщика, победителе «штопора» — почти не говорят. А в голосовании, чьим именем назвать новый международный аэропорт «Симферополь», построенный в форме волны, соревнуются его дед Айвазовский, флотоводец Павел Нахимов и императрица Екатерина Великая.

Константин Арцеулов на коленях у своего отца, рядом Иван Айвазовский

Константин Константинович Арцеулов родился 17 мая 1891 в Ялте. Вся его жизнь крепкой нитью связана с Севастополем и всем Крымом. Даже дата смерти Арцеулова — 18 марта 1980 года — словно говорит о ментальных крымских корнях этого человека, сделавшего революцию в российской авиации. Он ушёл в мир иной, когда Крым ещё был в российских границах, а в этот же день, спустя 34 года Крым вернулся в родную гавань. И 18 марта 2014 года — как будто в свой Севастополь, на знакомые улицы Феодосии и Симферополя — вернулся и Константин Константинович Арцеулов.

Внук Айвазовского

Дед Константина Константиновича по отцовской линии был старшим судостроителем Петербургского порта, а отец — Константин Николаевич, конструктор русского броненосного флота, занимал такую же должность в порту Севастополя. Мама Арцеулова была дочерью знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского.

В своей автобиографический книге Константин Арцеулов писал: «Я родился и вырос в Крыму, детство провёл в доме моего деда художника Айвазовского, до его смерти в 1900 году». Исторически доказано, что маленький Костя был единственным человеком, которого художник Айвазовский пускал в свою мастерскую; Иван Константинович даже вносил изменения в работы по совету маленького внука. От деда Константин Константинович получил дар к художеству, став впоследствии ярким представителем Киммерийской школы живописи. Но, имея талант к рисованию, Константин Арцеулов с раннего детства мечтал о небе.

Рисунок Константина Арцеулова

Флот и крылья

В Севастопольском реальном училище юный Константин Арцеулов получил среднее образование. Там он впервые начал учиться рисованию, и там же в возрасте 13 лет он построил свой первый планёр. Сам Арцеулов признавался, что тогда даже сомневался в своей нормальности — настолько сильна была страсть познавать небо, поэтому свои планёры строил тайком от родных и близких: после учёбы забирался в сарай и по собственным чертежам клеил из бумаги крылья.

Но семейная традиция взяла своё, и Арцеулова отдали в Морской корпус служить флоту. Три кампании он отплавал на учебных парусных корветах на Балтике, участвовал в парусных гонках до Ревеля, где в качестве кадета был рулевым. Как пишет в своей книге «Жизнь Арцеулова» лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай, мечта отца Арцеулова, что его сын станет моряком, стремительно приближалась: Константин прекрасно учился и с лёгкостью овладевал будущей профессией. Но в один момент кадет Арцеулов заболел. Оказалось, что у него слабые лёгкие, и врачи безапелляционно исключили его из учебного заведения по состоянию здоровья.

Арцеулов вернулся в Крым, в селение Отузы (впоследствии Щебетовка под Феодосией), где жила его мать, и стал готовиться к поступлению в Петербургскую академию художеств. Тогда же — в 1908 году, когда во всём мире было не более десятка лётчиков-планеристов, — он строит свой очередной планёр. В Санкт-Петербурге он учился у знаменитых художников Бакста и Добужинского, а параллельно обучался в авиационной студии Лансере. Затем Арцеулов устроился работать в сборочный цех только что открывшегося в Петербурге авиационного завода, в августе 1910 года совершил полёт на первом заводском самолёте «Россия-Б» и вскоре после этого получил диплом Международной федерации воздухоплавания (ФАИ).

Симферополь и кавалерия

Летом 1912 года Арцеулов устраивается работать пилотом-инструктором в Севастопольский аэроклуб. Там, кроме него самого, был только один ученик — и один аэроплан. Но уже в сентябре Арцеулова призвали в армию и определили в кавалерию — в Крымский конный полк, который базировался под Симферополем, недалеко от места, где сейчас стоит тот самый новый международный аэропорт, выстроенный в форме волны. Казалось бы, человек, мечтающий о небе, должен был как минимум расстроиться из-за службы в кавалерии, но Константин Константинович был не из таких.

В мае 1913 года Арцеулов, который даже на службе продолжал строить очередной планёр, был уволен в запас в звании младшего унтер-офицера. За это время он успел издать и проиллюстрировать уникальное издание «Легенды Крыма». А в июле 1914 года его мобилизовали на Первую мировую войну. За 8 неполных месяцев Арцеулов получил три боевых ордена, а весной 1915 года его вернули в авиацию.

Герой Первой мировой

Князь Александр Михайлович, курировавший авиацию в царской России, распорядился отправить Арцеулова в Севастопольскую авиационную школу. Побережье Качи с тех пор почти не изменилось, и известная на весь мир Качинская школа, как и сейчас, стояла на таких же крутых обрывах в 18 километрах от Севастополя.

Летом 1915 года Арцеулов успешно сдал экзамены и получил звание военного лётчика, открывшее ему путь к боевой службе. Константин Константинович становится ведущим лётчиком в разведывательном отряде. На русско-германском фронте под постоянными обстрелами артиллерии противника совершает около 200 боевых вылетов на «бумажном» устаревшем самолёте. Позже полученные им разведданные были применены при подготовке знаменитого Брусиловского прорыва летом 1916 года. Затем Арцеулова переместили в истребительный отряд, и за два месяца он провёл 18 успешных воздушных боёв, в которых обратил противника в бегство. В авиации Константин Арцеулов получил ещё два ордена: Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Почитаем даже в Париже

Рассказывать о славной биографии легендарного крымчанина Арцеулова можно бесконечно. Но есть в ней один факт, знание которого даст понимание, что международный аэропорт в Крыму, который носил бы имя Арцеулова, не только бы прославлял великую историю нашей страны, но совершенно однозначно пользовался бы популярностью во всех ведущих странах мира.

Так вот. В августе 1916 года ведущие газеты Москвы, Петрограда, Одессы и даже Парижа распространили заметку о гибели в воздушном бою 26-летнего (!) известного русского лётчика Константина Арцеулова — внука знаменитого художника Айвазовского. Информация, которая впоследствии была опровергнута, подавалась так, что лётчик пал смертью храбрых в бою с неприятелем на фронте генерала Брусилова. Весь авиационным мир, как пишет в своей книге «Жизнь Арцеулова» Марк Галлай, погрузился в траур — настолько знаковой и уважаемой для авиации того времени была фигура Константина Арцеулова.

Это и даёт основания думать, что аэропорт имени Арцеулова неизбежно связал бы Крым не только с Парижем и Лондоном, но и другими столицами мира по воздуху. В поддержку этой идеи сейчас высказываются наши современники — военные лётчики, космонавты и потомки самого Константина Арцеулова.

Шкаплеров за Арцеулова

Дочка Арцеулова Ольга Константиновна в беседе с ForPost сказала, что её семья считает правильной инициативу увековечить имя её отца в Крыму. Внук Константина Константиновича Алексей Копалин также поддержал идею назвать симферопольский аэропорт именем Арцеулова. «Конечно же — это было бы правильным шагом», — сказал он ForPost, ведь его дед не только родился и вырос на Крымской земле, но и стоял у истоков всей российской авиации.

«Достойных имён, чтобы ими назвать крымский аэропорт, действительно, много. Много героев породила крымская земля. Лидирует в голосовании художник Айвазовский — неплохой вариант, но Айвазовский, как ни крути, ассоциируется с морем. Но если его внук — Константин Арцеулов, один из самых выдающихся российских лётчиков… Он, как и Айвазовский, рисовал море. Но ещё он летал, устанавливал рекорды. Поэтому связать небо с морем через Арцеулова и аэропорт, построенный в форме волны, было бы интересно», — сказал ForPost заслуженный военный лётчик РФ, экс-командующий ВВС ЧФ РФ Валерий Юрин.

Космонавт Антон Шкаплеров

По мнению космонавта Антона Шкаплерова, выбирая имя для симферопольского аэропорта, нужно рассматривать тех людей, которые или привели Крым в Россию, или добились выдающихся успехов, развивая в Крыму авиацию.

«В Каче находится, можно сказать, колыбель советской авиации. В ней начинал своей путь знаменитый Константин Арцеулов. Именно он впервые в истории мировой авиации выполнил штопор. Он рассчитал и выполнил тот знаменитый полёт как раз в Крыму — в севастопольской авиационной школе в Каче. Поэтому Арцеулов — это прекрасная кандидатура для имени нашего аэропорта», — поделился своим мнением Антон Шкаплеров.

Штопор — это смерть

На заре становления российской и мировой авиации существовала аксиома, что штопор — это неминуемая смерть. Каждый лётчик, который попадал в штопор, разбивался. И эта мысль не давала покоя Константину Арцеулову, который знал, что выход из штопора есть, его только нужно найти.

В то ясное осеннее утро 1916 года учебные полёты на аэродроме Севастопольской школы были закончены рано, пишет биограф Арцеулова Марк Галлай. Лётчик-инструктор Арцеулов сел в свой «Ньюпор-XXI», осмотрелся в кабине, надел привязные ремни и дал команду: «К запуску». Так в небе над Севастополем, над Крымском полуостровом начался полёт, навсегда изменивший всю мировую авиацию.

В фильме Юлия Файта 1987 года Арцеулов рассказывает, как самолёт легко поднимался и набрал около двух тысяч метров высоты. Затем Константин Константинович сделал вираж, сбавил газ, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор — и самолёт закачался. Достаточно было даже легонько тронуть самолёт ногой или рукой, как он свалился на крыло и завертелся в штопоре. Теперь или предположения лётчика оправдаются — или смерть, вспоминал Арцеулов.

«Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приёмы, чтобы вывести самолёт: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха, — самолёт я остановил», — рассказывал Арцеулов в фильме Файта.

Казалось, что всё — штопор побеждён. Но Арцеулов решил исключить случайность и тут же повторно «загнул» самолёт в штопор: проделал те же действия и снова вывел машину в нормальное рабочее состояние.

«Не могу сказать, что, приняв такое решение, я оставался спокоен. Ведь парашютов тогда не было, и в случае ошибки полёт стал бы для меня последним. Но закалка нервов в недавних боях помогла быть твёрдым в своём решении», — напишет потом Арцеулов.

К сожалению, точной даты этого исторического полёта Арцеулова не известно. Одни источники говорят, что победа над штопором была 24 сентября, а другие — 20 октября 1916 года. Но штопор был побеждён навсегда. Достижение Арцеулова сразу же стали внедрять на фронтах и в армии: число гибнущих от штопора резко сократилось, а потом и очень быстро сошло на нет.

Арест и ссылка

Была в биографии великого Константина Арцеулова и трагическая страница. Хотя, изучая его жизнь, складывается впечатление, что безосновательный арест в 1933 году его совсем не огорчил. Это случилось буквально на следующий день после того, как Арцеулов был награждён почётным нагрудным знаком «За налёт 500000 километров и выше» и представлен к высшему лётному званию того времени — «Заслуженный лётчик СССР».

Как пишет Марк Галлай, доподлинно неизвестно, почему арестовали Арцеулова. Одни тогда могли бы связать это со сменой начальства в организации, где тогда служил Константин Константинович, а другие говорили, что он слишком задрал нос, вот и свалился в штопор.

Через четыре года — в 1937 году — его реабилитировали, но ограничили в правах ещё на 10 лет. Всё это время он жил и работал в Архангельске, куда почти сразу, в 1934 году, приехала его жена Татьяна Адольфовна.

Журнал "Техника Молодёжи", обложка Константина Арцеулова

Оставил своей след

В ссылке Арцеулов работал мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро СевкрайОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. В Архангельском аэроклубе он построил балансирный тренажёр для тренировки лётчиков.

В любой жизненной ситуации Константин Арцеулов каким-то немыслимым образом не просто жил, оставаясь человеком, но творил и созидал. Известный советский кинематографист Олег Арцеулов — сын Констатина Константиновича, вспоминая слова отца, говорил, что популярность человека — это его тень. Пока человек идёт навстречу свету, навстречу солнцу, его тень позади. Но если он увидел свою тень, значит, он повернул и идёт от света.

Константин Константинович Арцеулов всегда шёл навстречу свету.

Сергей Абрамов

Фото: «Музей свободного полёта им. К.К. Арцеулова» (Феодосия),

Instagram Антона Шкаплерова

В публикации использованы сведения из книги Марка Галлая «Жизнь Арцеулова»

 и фильма Юлия Файта «Дорога в облака» (1987).

3250
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (22)

Profile picture for user Atos
7809

Вы уж меня простите, но название должно быть звучным! Арцеулов, не звучит. Как люди сообщают о своем прибытие(например)- говорят, мы прилетаем в Айвазовский, или  прилетаем во Внуково, в Шереметьево, -ну звучит же! Считаю Екатерина Великая не звучит, прилетаем в Екатерину Великую, или прилетаем в Нахимов, ну каждому свое. Это было мое личное мнение. Прошу не поливать меня грязью))))

Profile picture for user alcoholic2
1976

 

Вы уж меня простите, но название должно быть звучным! Арцеулов, не звучит. Как люди сообщают о своем прибытие(например)- говорят, мы прилетаем в Айвазовский, или  прилетаем во Внуково, в Шереметьево, -ну звучит же! Считаю Екатерина Великая не звучит, прилетаем в Екатерину Великую, или прилетаем в Нахимов, ну каждому свое. Это было мое личное мнение. Прошу не поливать меня грязью))))

 Какая разница как он называтся будет?  Народ уже отвлечь и занять нечем.  Футбол ,бухло, показы новейшей военной техники с верхом на ней юнармейцев с воздушными шариками, ТВ зомбоящик теперь придумали эти лотереи с названиями

Profile picture for user ФТУС
966

До лампочки!thinking За аэровокзалами пойдут ж/двокзалы,автовокзалы,морпорты и прочее! Так может дойти до того,что именем Овса тоже чего-нибудь обзовут!hysterical

Profile picture for user alcoholic2
1976

to ФТУС:  Потом улицы начнут переименовывать и устроят общероссийские голосования .С показом новейшей военной техники и фильмами Залдостанова

Profile picture for user aquila
7878

Достойная фамилия. Очень подходит для названия аэропорта. 

С другой стороны, для чего эта инициатива была - вообще не пойму. Название "Крымская волна" - пусть бы так было. Не знаю...В целом непонятна мне эта акция. Действительно, чтобы отвлечь людей от реальности. 

Profile picture for user alcoholic2
1976

Прослойка полуиностранцев с гражданством стран загнивающего Запада и хранящие бабло в офшорах никакого отношения не имеют к тем знаменитым людям и достижениям СССР и Царск  России. А пиарятся на их фоне

Profile picture for user nemoronin
2796

to ФТУС:  Помойку. Причем это можно делать уже сейчас, типа: " - Сынок, ты уже вынес мусор в овсянникаова? - Да он уже доверху забит! - Ну так сверху брось, или рядом оставь. - Может подождем пока его почистят?"

Profile picture for user Алексей Макушин
3700

Константином Арцеуловым надо назвать наш севастопольский аэропорт и он сразу будет известен на весь мир.

Profile picture for user nucho
932

to Сергей Абрамов (Даже дата смерти Арцеулова — 18 марта 1980 года — словно говорит о ментальных крымских корнях этого человека, сделавшего революцию в российской авиации. Он ушёл в мир иной, когда Крым ещё был в российских границах, а в этот же день, спустя 34 года Крым вернулся в родную гавань.) Это такая шутка? Крым был в российских границах до 1954-го года и 60 лет был украинским.Ну а дальше по тексту.

Profile picture for user Gewissen
260

Выдающийся человек, прекрасная идея! Спасибо за статью!

Profile picture for user За Союз
15634

Лично мне это неважно. Пусть хоть совсем без названия останется. Именные аэропорты, возможно, имеют смысл, когда их несколько в одном большом городе (как в Москве Домодедово и Шереметьево), ну чтоб не перепутать, куда ехать встречать.

Profile picture for user виктори
550

считаю.что аэропорты должны носить имена авиаторов,морские порты-моряков,университеты-ученых и т.д.Арцеулов,конечно,подходящая кандидатура,но наверное,надо вспомнить фамилии и других летчиков,авиаконструкторов.Тем более,у нас была Кача,Коктебель,герои двух войн!Покрышкин,Байдуков,Беляков,Полина Осипенко-выпускники Качинской школы!

Profile picture for user Штурманец
1133

Да, давайте назовём именем Амет-Хана Султана. 

считаю.что аэропорты должны носить имена авиаторов,морские порты-моряков,университеты-ученых и т.д.Арцеулов,конечно,подходящая кандидатура,но наверное,надо вспомнить фамилии и других летчиков,авиаконструкторов.Тем более,у нас была Кача,Коктебель,герои двух войн!Покрышкин,Байдуков,Беляков,Полина Осипенко-выпускники Качинской школы!

 

Profile picture for user Patriot1.
4597

Хотели как лучше, получилось как всегда...

Идею присваивать имена выдающихся людей аэропортам оправдывают тем, что надо напомнить сегодняшнему поколению  о героической истории...Беспорно,надо...Но только вместо того, что бы это делать масштабно, развернуто, по всем направлениям - садик, школа, "подзаборный" университет и прочее, пошли по пути наименьшего сопротивления, (на большее мозгов  у организаторов не хватило) -присваивать имена аэропортам...

Название  аэропорта ДОЛЖНО БЫТЬ ОДНО  - ПО НАЗВАНИЮ ГОРОДА, ГДЕ ОН,  АЭРОПОРТ НАХОДИТСЯ.

ВСЕ. ТОЧКА.

Profile picture for user Сажатель
1153

Ну че, уже отвлечь от реальных проблем уже нечем??*!!!!!

Profile picture for user Сажатель
1153

to Patriot1.:  Таки да!

Доп....ся, что и города начнем как скаклы, переименовывать!!!!

Profile picture for user Аполлоновка-Стрелка
2426

Считаю Екатерина Великая не звучит, прилетаем в Екатерину Великую

Не в "Екатерину Великую", а в Екатерининский Аэропорт. Вот это звучит.

 

Profile picture for user Злюка
1676

Поздно пить боржоми. Нас не спросили. Теперь нам "милостиво" разрешают выбрать между Айвазовским, Нахимовым и Екатериной. 

Какое все трое имеют отношение к авиации - хез. Ну разве что Айвазовский. Как дед Арцеулова.biggrin

Profile picture for user лучик света
911

а какой смысл вообще в названии аэропорта? он же один!

понятное дело в Москве или Париже, там их несколько и нужно понимать, в какой ИМЕННО аэропорт прилетит самолёт.

а тут зачем?

очередные понты для приезжих?

Profile picture for user господин ПЖ
462

 

to Сергей Абрамов (Даже дата смерти Арцеулова — 18 марта 1980 года — словно говорит о ментальных крымских корнях этого человека, сделавшего революцию в российской авиации. Он ушёл в мир иной, когда Крым ещё был в российских границах, а в этот же день, спустя 34 года Крым вернулся в родную гавань.) Это такая шутка? Крым был в российских границах до 1954-го года и 60 лет был украинским.Ну а дальше по тексту.

 Глупый комментатор очевидно не знает, что Украина входила в состав Советского Союза.

Profile picture for user Гераклейский
246

to Atos:  

Вы уж меня простите, но название должно быть звучным! Арцеулов, не звучит. Как люди сообщают о своем прибытие(например)- говорят, мы прилетаем в Айвазовский, или  прилетаем во Внуково, в Шереметьево, -ну звучит же! Считаю Екатерина Великая не звучит, прилетаем в Екатерину Великую, или прилетаем в Нахимов, ну каждому свое. Это было мое личное мнение. Прошу не поливать меня грязью))))

 В Екатеринбурге аэропорт называется Кольцово, и никому не режет слух уже много десятков лет. Почему Арцеулово должно резать?

Profile picture for user irakliya
3508

Очень приятно было читать об Арцеулове, хотя даты пребывания Крыма у хохлолов  покоробили, непростительная ошибка!

Замечательно, что ТАК  написали о талантливом и героическом человеке. А как назовут аэропорт-дело десятое. Спасибо С. Абрамову, статья тронула.

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1262

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
508