2711
1

Станут ли тарифы на услуги ЖКХ справедливее?

После серии громких увольнений среди руководителей областей и Севастополя, а также их замов, ответственных за управление жилищно-коммунальной сферой, некоторые люди, интересующиеся политикой, стали гадать - за что же конкретно уволен бывший глава Севастопольской государственной администрации Валерий Саратов? На помощь «астрологам» даже пришел бывший первый зам. главы СГГА Куницына - Владимир Казарин, который пытался, гадать по звездам, утверждая, что увольнение Саратова связано с «ухудшением экономической ситуации в городе». «Мы получили Севастополь, когда он по экономическим показателям был на 19-м месте среди регионов Украины. После нас город был на 5-м месте. А при Саратове Севастополь опустился на 25-е или 26-е место», – отметил он.
Этот пассаж еще раз может показать насколько «хромает» точность у таких прорицателей. Потому что, следуя логике Владимира Казарина, можно тогда утверждать, что Сергея Куницына и вместе с самим неизменным оруженосцем Казариным уволили «за улучшение экономической ситуации» в городе. Хотя все знают, что правоохранительные органы с помощью скамьи подсудимых до сих пор считают исчезнувшие миллионы в тайниках «команды» Куницына.

На самом деле реальность не столь абсурдна, а проста и банальна. Еще в понедельник 23 мая Президент Украины потребовал навести порядок в ЖКХ, а в четверг 28 мая он, выступая на встрече в Кабмине, пообещал Азарову "жесткий разговор", если до конца июля не будет проведено совещание относительно оптимизации коммунальных тарифов по всей стране. "Я в очередной раз, если не в последний, предупредил вас и весь комплекс ЖКХ", - почти крикнул Виктор Янукович. (Украинская правда).

После такого разноса уже не в конце июля, а 1 июня в среду, было проведено расширенное заседание Кабинета министров с участием Президента по проблемам ЖКХ.
На этом заседании Кабмин в лице премьера Николая Азарова порекомендовал губернаторам ряда областей освободить от должностей руководителей коммунальных предприятий за злоупотребление в жилищно-коммунальной сфере. В перечень попали руководители коммунальных предприятий разных районов Днепропетровской, Киевской, Запорожской, Луганской, Херсонской, Житомирской областей и города Севастополя (был уволен Владимир Хибученко).
"Кабмин также просит президента принять кадровые предложения относительно отдельных руководителей регионов, профильного министерства и объявить выговор главам областных администраций, которые допустили в своих регионах бесконтрольное повышение тарифов, которое обозначилось на людях и привело к потерям государственного бюджета", - заявил Азаров. В этот же день стало известно об указе Президента о снятии Валерия Саратова с должности.

Таким образом, бессмысленно гадание на гуще - глава Севастопольской городской госадминистрации Валерий Саратов снят за «бесконтрольное повышение тарифов» по представлению премьера Николая Азарова.

Можно ли было установить справедливые тарифы раньше?

Безусловно, это было возможно еще в апреле 2010 года и это еще более возможно сегодня. Мне неоднократно приходилось выступать даже не столько с критикой, сколько с конструктивным призывом к городскому совету и администрации - отказаться от политических амбиций, забыть во имя будущего города о политических расхождениях, создать объединенную депутатскую комиссию по разработке программы реформирования ЖКХ города, и прежде всего предприятий теплоснабжения, программы снижения себестоимости коммунальной сферы и представить на всеобщее обозрение реальные расчеты тарифов на услуги ЖКХ с перспективой их поэтапного снижения.
Уже к первой сессии Севастопольского горсовета в №12 «Подробностей» от 6 декабря 2010 года мной был опубликован проект решения горсовета о новых тарифах и реформе сферы ЖКХ. «О социально-экономической ситуации в городе Севастополе в связи с поднятием тарифов решениями Горсовета от 13 апреля 2010 года».

В этом проекте мы не требовали ни должностей, ни привилегий, ни немедленной отмены тарифов, а лишь предлагали рамочное решение - путь постепенного приведения тарифов к экономически обоснованному уровню.

Да, проект был сырой, в нем только в первом приближении были даны конкретные размеры временных тарифов, которые можно было бы уточнить в процессе работы комиссии и окончательных расчетов, но само рассмотрение и обсуждение данного проекта показало бы серьезность намерений депутатов выйти на справедливые тарифы. Более того, уверен, что Севастополь сегодня бы не склоняли как один из наихудших примеров с тарифами, а его руководители сохранили бы свои должности!

Однако такая возможность была с ходу отвергнута. Председатель горсовета Юрий Дойников поспешил найти формальные придирки к оформлению проекта и его объему вместо рассмотрения и обсуждения по существу в комиссиях.

Также были оставлены без внимания и проекты решений, разработанные мною вместе с нашими юристами и коллегами, в отношении 1) заслушивания отчета о ходе выполнения предыдущих решений горсовета по реализации тарифной политики и модернизации, а также 2) проект решения об отмене абонентской платы и перехода на авансовые платежи, как это предусмотрено законом.

Буквально в мае, накануне увольнения господина Саратова, я еще раз просил депутатов сделать шаг доброй воли - перейти на одноставочный тариф в сфере теплоснабжения. Тем более, что согласно нормативам, теплоснабжающие организации обязаны представлять на утверждение горсовета и в НКРЭ как расчет одноставочного, так и двуставочного тарифа. Поэтому при переходе от одного вида тарифа к другому никаких пересчетов делать бы не пришлось. В целом ряде своих публикаций, с учетом мнений ученых, мы обосновывали, что введение двуставочных тарифов в условиях нереформированной сферы ЖКХ только дискредитируют эту, в общем-то, прогрессивную форму расчетов. Кроме того, нетрудно показать, что принятые в Украине подходы к расчету абонентской платы противоречат мировым тенденциям и убивают всякое стремление к реформированию. Наконец, Севастополь в числе немногих регионов, принявших двуставочные тарифы, подверг незаслуженной дискриминации своих граждан, которые при полностью отсутствующей услуге отопления были обязаны платить гигантскую абонентскую плату. Но и этот наш призыв остался висеть в воздухе.

Мы были просто вынуждены подавать иски в суд, как и другие граждане Севастополя, вынуждены проводить акции и митинги против несправедливых тарифов, но большинство разумных предложений властью были отвергнуты.

Проиграли ли севастопольцы суды по тарифам?

Теперь, в свете отставок руководства Севастопольской ГГА В.Саратова, а также руководителя управления по ЖКХ В.Хибученко в связи с «бесконтрольным повышением тарифов» в регионах, снова возникает вопрос: «Насколько экономически обоснованными были и являются тарифы на услуги ЖКХ в Севастополе?». Ведь суды первой и апелляционной инстанции, взвешивая решение по искам севастопольцев - отменить или оставить прежними тарифы, прежде всего, выясняли - являются ли экономически обоснованными принятые тарифы?

Горсоветом была потрачена масса времени и средств на адвокатов, чтобы убедить судей, что тарифы экономически обоснованы. На самом деле решающим оказался «фиговый листок» от Инспекции по ценам в Севастополе, которая просто проштамповала представленные тарифы. К такому выводу мы пришли в результате двух причин. Во-первых, ни Севастопольская инспекция по ценам, ни «Севтеплосеть» не представили реальных расчетов по тарифам. А ту убогую записку, которая была представлена в горсовет при принятии тарифов, мы в №2 «Подробностей» от 2011 года проанализировали и не только нашли массу элементарных технических ошибок в расчетах, но и показали саму порочность и примитивность базы, на которой строились эти расчеты. Тем не менее, суды проигнорировали эти важные аргументы и обстоятельства.
Вторая причина - это признание центральными органами Украины массового характера завышения тарифов на местах. Еще в марте 2011 года после проверки ЖКХ в Сумах и увольнения местного начальника облуправления ЖКХ вице-премьер Андрей Клюев признал, что тарифы в регионах завышены и поручил всем главам областных администраций, КРУ, Финмониторингу, Комиссии по ценам и Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины проверить обоснованность повышения жилищно-коммунальных тарифов. Однако это поручение было проигнорировано, а 29 марта Апелляционный суд, используя справку из Инспекции по ценам Севастополя 2010 года, отказался признать тарифы необоснованными. 28 апреля Контрольно-ревизионное управление Украины огласило результаты своих исследований по стоимости тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство в Киеве. По его данным, 60% стоимости составляют накладные расходы жилищно-эксплуатационных служб без оказания услуг. В Севастополе такое соотношение подсчитать еще легче. Потому что абонентская плата за услуги теплоснабжения представляет собой как раз все накладные расходы - зарплату, стоимость обслуживания дырявых сетей и дряхлых котельных вместе с утечками и потерями. А сезонная плата - это собственно услуга теплоснабжения. Для 3-комнатной квартиры в 60 кв.м абонентская плата составляет 99,72 грн в месяц (за 12 месяцев 1197 грн), а сезонная 156,62 грн в месяц (за 5,5 месяцев 860 грн) от общей платы за теплоснабжение. Итого имеем соотношение 58% накладных расходов на 42% услуг тепла.

Не удивительно, что, в конце концов, все закончилось увольнением глав администраций. Только 16 июня стало известно, что Антимонопольный комитет в Севастополе принял явно запоздалое решение обязать Севастопольский горсовет рассмотреть вопрос установления экономически обоснованных тарифов на услуги централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения для конечных потребителей.

Что это означает? Это значит, что после всех этих правительственных и президентских решений и публичного признания «бесконтрольного повышения тарифов» в Севастополе жители Севастополя имеют право поставить прямой вопрос: Если тарифы с самого начала были бесконтрольно завышены, то когда они будут отменены как несправедливые и когда будут возвращены людям незаконно полученные средства за оплату некачественных услуг?
Когда будет отменено последнее беззаконие горсовета и издевательство над жителями Севастополя по тарифам за обслуживание домов и придомовых территорий? Беззаконие в виде решения горсовета о переутверждении вопреки решению Апелляционного суда тарифов на недавней сессии по каждому дому без необходимой процедуры общественных слушаний.

Ответы на эти вопросы новая власть обязана дать уже в ближайшее время, так как в отношении многих людей с небольшим достатком (пенсионеров, малоимущих, низкооплачиваемых категорий и др.), у которых просто нет средств платить по таким непосильным тарифам, уже возбуждены процедуры издания безусловных судебных приказов, лишающих граждан даже элементарного права доказательства в суде своей правоты.

Как решить проблему принятия справедливых тарифов?

Перед постановкой задачи о реформах в ЖКХ мы должны обязательно поставить вопрос: Должны ли быть отменены справедливые тарифы? И ответить: - обязательно должны. При этом наилучшим образом на этот вопрос ответил глава Контрольно-ревизионного управления Украины (начальник Госфининспекции) Петр Андреев в своем интервью «Зеркалу недели» сразу после своего выступления в Кабмине, где сняли Саратова и других глав обладминистрации: «На заседании Кабмина была рассмотрена ситуация в Севастополе. Местные власти вместо принятия комплексных решений по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг повысили тарифы в три раза. При средней зарплате в регионе около 2000 грн. средний размер квартплаты составил около 800 грн.! Как можно выживать людям в таких условиях, с такими неадекватными тарифами? О каком авторитете властей мы можем говорить? Люди просто не в состоянии оплачивать бесхозяйственность местных властей — размеры убытков превышают размеры доходов населения. Тарифы в Севастополе должны быть пересмотрены».

На наш взгляд, перерасчет тарифов и реформа ЖКХ в Севастополе должны идти по такому алгоритму:

1) Во-первых, власть должна принести извинения севастопольцам, за то, что необоснованно подвергла жителей города материальным ограничениям и моральным страданиям.
2) Затем необходимо обратиться в комиссию НКРЭ с ходатайством о пересмотре тарифов в Севастополе с указанием сроков, в которые планируется пересмотреть тарифы.
3) Отменить абонентскую плату и вернуть одноставочные тарифы. Этот пункт вообще не требует согласования с НКРЭ и находится в компетенции горсовета. На первом этапе это можно сделать автоматически без пересмотра размеров тарифа, а ближе к отопительному сезону - после работы комиссии по тарифам утвердить окончательный обоснованный тариф.
Создать объединенную депутатскую комиссию по пересмотру тарифов, разработать и принять программу реформирования сферы ЖКХ с указанием размеров и сроков поэтапного снижения тарифов. В программе предусмотреть возврат средств переплаченных за услуги ЖКХ в зависимости от уровня доходов (пенсионерам и малоимущим - полностью, с более высокими доходами - частично). Главной задачей таких программ мы снова предлагаем задачу, предложенную нами в декабре 2010 года на I сессии горсовета - снижение тарифов за счет снижения их себестоимости. Если нет желания принимать эту идею от нас, примите эту идею от того начальника Госфининспекции Украины Петра Андреева, который в том же июньском интервью «Зеркалу недели» заявил: Главной задачей местных властей и критерием оценки их работы должно быть признано уменьшение себестоимости жилищно-коммунальных услуг! Парадокс, но сейчас местные власти в этом не заинтересованы. Наоборот, многим выгодно наращивание убытков».
4) Необходимо опубликовать эти проекты решений для обсуждения. Если жителей Севастополя по закону считают главными инвесторами сферы ЖКХ, потому что от платы за тарифы пойдут отчисления на модернизацию, то они имеют полное право знать - как расходуются их средства на модернизацию ЖКХ.
5) В процессе подготовки программы необходимо не упустить важнейший вопрос, который является пережитком советской командно-административной системы - отменить ограничения на добровольное отключение потребителей от системы центрального отопления и горячего водоснабжения. Нигде в мире нет таких ограничений! Технические возможности в 99,99% случаев не препятствуют отключениям и выдуманы чиновниками лишь для сбора взяток и сохранения рабов для оплаты утечек и приписок. И Антимонопольный комитет давно с 2006 года должен был проснуться и отменить эти ограничения. Если человек является собственником жилья, он имеет право выбора системы отопления. Для этого горсовет и госадминистрация обязаны обратиться в Верховную Раду с инициативой отменить эти ограничения. Тем более, что Виктор Янукович всецело поддержал опыт отключения от центрального отопления и перехода на индивидуальное - в Закарпатье, в Ужгороде и предложил для внедрения в Украине как альтернативу некачественному центральному отоплению.
6) В связи с тем, что жители Севастополя сегодня подвергаются судебным репрессиям за образование долгов по тарифам, горсовет и госадминистрация должны обратиться в Кабмин и Верховную Раду с предложением исключить коммунальные тарифы из перечня оснований для выдачи судебных приказов в связи неурегулированностью вопросов контроля за предоставлением качественных услуг ЖКХ и нереформированностью отрасли.

В случае принятия горсоветом и городской администрации этого или аналогичного алгоритма реформы сферы ЖКХ и снижения тарифов, мы готовы поддержать такие решения и информировать жителей города обо всех этапах реализации программы.
В этом случае тарифы могут стать более справедливыми и экономически обоснованными.

Василий Зеленчук, депутат Севастопольского городского Совета, глава ОО ОД «Севастополь без коррупции», глава СГО Украинской партии чести, борьбы с коррупцией и организованной преступностью

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user дедушка
263

Попробуй доказатъ РЭПам, что вывоз мусора и уборка двора никого отношния к кв.метрам квартиры не имеют. А при осутствии жилъцов в квартире,т.е. отсутствие услуг плата не должна начислятся вообще.

Profile picture for user сева
5515

КП «Севтеплоэнерго» СГС высылает гражданам "письма счастья" - анонимки с угрозами подачи в суд за долги, образовавшиеся за счет АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ за, якобы, представленные услуги теплоснабжения.
Что делать? ПОДСКАЖИТЕ?
Если платить, то за что? Никакой услуги на эту сумму я не получал!!!
Более того, в доме установлен счетчик тепла, по оплате отопления ДОЛГА НЕТ! Сколько тепла получил - за столько и заплатил!

Profile picture for user Александр3
9821

Вообще Зеленчук и справедливость - это что-то фантастическое...

А тарифы ЖКХ в сучасных условиях не могут быть справедливыми: либо рынок, либо справедливость.
Два десятка лет назад выбрали рынок...

Profile picture for user CTDF
891

В очередной раз хочу заявить по п.5 предложений Зеленчука -
Законом дайте право потребителю отказываться от услуг центрального отопления и горячего водоснабжения

Это не тарифный вопрос, а ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Это вопрос прав человека
Это вопрос борьбы с коррупцией и взяточничеством.
На севинфо люди ищут тех кто смог отключиться от ЦО, ищут чтобы узнать КОМУ И СКОЛЬКО НАДО ДАВАТЬ !!!

Вопрос двуставочного тарифа - это не вопрос цен и тарифов, это вопрос ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ предоставляемых услуг населению.
Это вопрос ВЕСОВ, которыми взвешивают тепло!!!
Одноставочный тариф при наличии теплосчетчика не дает возможности ВОРОВАТЬ, а стоимость 1 ГКал в разрезе регионов Украины сразу показывает кто как работает по отоплению.

А теперь конкретно.
Василий Васильевич! Понимаю что одноставочный тариф по СТЭ депутаты не захотели рассматривать на майской сессии, я уже просил Вас переключиться для начала процесса на СГС ПЛЮС (сев. ТЕЦ) - там этот вопрос протолкнуть можно.
Они письмо в горсовет давали с просьбой перевести их на одноставочный тариф (им КМУ запретил применять двухставочный как регенерирующим компаниям)
Почему горсовет не выполняет просьбу предприятия и требование КМУ ??? Когда этот вопрос пробъем и тогда СТЭ добить легче будет!
В помощь см. документы на Севинфо от Сергея1964 в теме тарифная война будет продолжена (там сканы запросов в СГС Плюс и дурацкие ответы)

Вопрос по ТЭЦ решим - Проспект ПОБЕДЫ Зеленчуку В.В. должен будет.
Д.В.Б.

Profile picture for user CTDF
891

Документы Сергея1964 на стр. 390

вот еще интересно
http://www.info-gkh.com.ua/sf-forum?forum=6&topic=80&page=1

Profile picture for user CTDF
891

Правильно Зеленчук написал, что технические возможности на 99,99% для отключения центрального отопления имеются, т.е. это спилить батареи и соединить стояк для прохода тепла
Другой вопрос организационный и желания получить взятку за отключение (откупиться от договора "транзита тепла") -
см. тут что гады придумали для взятковымогательства
http://www.info-gkh.com.ua/sf-forum?for ... =88&page=1

Profile picture for user cvant
1155

Если предположить, что Теплосеть зимой вообще не будет топить , то при существующем двуставочном тарифе все равно мы ей будем должны 65% от полной оплаты за год.
Кто же откажется от такой малины?

Profile picture for user Skif017
6331

Попробуй доказатъ РЭПам, что вывоз мусора и уборка двора никого отношния к кв.метрам квартиры не имеют. А при осутствии жилъцов в квартире,т.е. отсутствие услуг плата не должна начислятся вообще.
Работники ЖКХ -пережиток прошлого, монстры которые путают налог на недвижимость с услугами своего ведомста.Вы совершеенно правы в том,что абсолютно логично оплачивать квартирную плату от кол-ва прописанных жильцов но ни как не от квадратных метров жилплощади...Уборка придомовой территории,подьездов,замена лампочек и т.д.ну ни как не привязана к нашим квадратным метрам!

Profile picture for user merry-cherry
1906

В перечень попали руководители коммунальных предприятий разных районов Днепропетровской, Киевской, Запорожской, Луганской, Херсонской, Житомирской областей и города Севастополя (был уволен Владимир Хибученко).
когда уволен? враки!
Таким образом, бессмысленно гадание на гуще - глава Севастопольской городской госадминистрации Валерий Саратов снят за «бесконтрольное повышение тарифов» по представлению премьера Николая Азарова.
враки! 8 июня Саратов назначен председателем НКРЭ!
Севастополь в числе немногих регионов, принявших двуставочные тарифы
еще раз враки! двуставочный тариф введен в большей половине регионов Украины!
В программе предусмотреть возврат средств переплаченных за услуги ЖКХ в зависимости от уровня доходов (пенсионерам и малоимущим - полностью, с более высокими доходами - частично).
с чего это вдруг? это противоречит законодательству! и кто определит понятие "высокие доходы"?
Потому что абонентская плата за услуги теплоснабжения представляет собой как раз все накладные расходы
господин Зеленчук, перечитайте еще раз экономическую теорию и найдите там понятие "накладные расходы" и перестаньте наконец врать и морочить голову людям!

Profile picture for user Milka13
2156

Вся эта писанина и говорильня порядком уже надоела, когда на самом деле отменят на тепло аб. плату, платежки как присылали, так и присылают. А уже сентябрь на носу и отопительный сезон не за горами.