1526
1

Севастополь встретил нового хозяина

7 июня Виктор Янукович назначил главой Севастопольской городской государственной администрации вместо уволенного за несколько дней до этого Валерия Саратова кадрового функционера с большим опытом Владимира Яцубу.
Опытный аппаратчик.
Уже краткая биография нового губернатора позволяет сделать некоторые выводы о том, что может принести севастопольцам это назначение. Владимир Яцуба родился в 1947 году в Днепропетровске. После окончания Днепропетровского металлургического университета и работы в течение семи лет на должностях мастера, заместителя начальника цеха, а затем и начальника цеха Днепропетровского металлургического завода им. Коминтерна начал активно продвигаться по партийной линии. Занимал должности секретаря парткома завода, секретаря райкома, инструктора ЦК КПСС, секретаря Днепропетровского горкома КПСС.
В 1994 году был избран депутатом Верховной Рады Украины. Днепропетровское происхождение при Л. Кучме было примерно тем же самым, что сейчас донбасское. Неудивительно, что Владимир Яцуба сделал замечательную карьеру при втором украинском президенте. Он последовательно занимал должности 1-го заместителя министра Кабинета министров, Госсекретаря Кабмина, министра Кабинета министров. В 2003 году Леонид Кучма отправил земляка командовать своей вотчиной – Днепропетровской областью, назначив его главой ОГА. Но продержался на должности губернатора Владимир Яцуба не долго, в декабре 2004 он был освобожден с нее на фоне массовых акций протеста.
В «оранжевые» годы плотно связал свою судьбу с Партией регионов. Работал в правительстве Януковича 2006-2007 годов, в октябре 2007 года стал депутатом Верховной Рады. После победы на президентских выборах лидера Партии регионов стал министром регионального развития и строительства Украины. Однако, не будучи выходцем из Донецкого клана, одним из первых попал под реорганизацию Кабмина в ходе административной реформы, и после ликвидации Минрегионстроя был направлен в почетную ссылку – на должность представителя президента Украины в Крыму. Напомним, что незадолго до Яцубы ее занимал небезызвестный в Севастополе Сергей Куницын.

Миссия выполнима?
При вступлении в должность главы СГГА Владимир Яцуба заявил: «Я буду делать акцент на решении социально-экономических вопросов. Политика меня интересует меньше».
Владимир Яцуба действительно больше известен в украинской политической элите как функционер-технократ, нежели как политик. Его верить газете «Деловая столица», тесные контакты связывают нового главу СГГА с «серым кардиналом» украинской власти Сергеем Левочкиным (а вот среди его недоброжелателей: донецкий клан во главе с Ринатом Ахметовым и Борисом Колесниковым). Возможно, что большой опыт хозяйственной работы и связи в президентской администрации действительно помогут новому губернатору реализовать долгожданную реформу ЖКХ города, которая была проанонсирована при его вступлении в должность.
Яцубу характеризуют как авторитарного аппаратчика с жестким стилем управления, поэтому есть надежда, что он сможет управиться с городским чиновным ворьем, охмелевшим от безнаказанности в годы губернаторства Сергея Куницына, который в течение последних двух лет почти не появлялся на работе, и Валерия Саратова, показавшего себя слишком мягким руководителем,
Не стоит, впрочем, думать, что вопросы большой политики останутся за кадром. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: назначение Владимира Яцубы в Севастополь преследует своей целью подготовить город к выборам в Верховную Раду 2012. В ходе прощальной пресс-конференции, Валерий Саратов откровенно признался, что причиной его отставки стало резкое снижение доверия к власти среди севастопольцев. Как следует из данных опроса, проведенного одной из ведущих украинских социологических фирм, за пол года с момента выборов депутатов городского совета рейтинг Партии регионов в городе упал почти в два раза!
Разумеется, в АП хорошо понимают, что на фоне тотального невыполнения обещаний Партии регионов в гуманитарной сфере, подправить тонущий рейтинг власти могут только хоть какие-то экономические свершения.
Мы можем предположить, что Владимиру Яцубе будет поставлена задача провести по обоим севастопольским мажоритарным округам депутатов-регионалов и добиться поддержки ПР на выборах на уровне не менее 50-60%, при повышении явки избирателей.
Каким образом будет достигаться нужная цель? Определенно не только при помощи экономических рычагов. В случае же какой-то фронды со стороны местных бизнесменов, политиков и чиновников, все эти попытки будут достаточно жестко пресекаться. У Владимира Яцубы было достаточно времени, чтобы ознакомиться с опытом крымской команды Джарты, у ног которой покорно уселась вся крымская политически элита, несомненно, превосходящая в политическом и экономическом плане севастопольский бомонд.
Севастополь без мэра forever
Не исключено, что в скором времени у Владимира Яцубы появится еще одно поручение от Президента: разработать и подготовить принятие в новом составе Верховной Рады закона «О статусе Севастополя» в той редакции, которая устраивала бы Банковую. Т.е. без всенародных выборов городского головы.
Местная «элита» всячески стремилась поддержать статус кво и не допустить принятия закона в любой редакции (независимо от того, будут в ней прописаны выборы мэра или нет), чтобы сохранять за городом статус зоны правового беспредела: ведь грабить и воровать в юридическом вакууме намного легче.
При новом губернаторе сами севастопольцы в лице своих лучших народных представителей, могут преподнести Банковой на блюдечке с голубой каемочкой тот текст Закона «О статусе Севастополя», о котором мечтали все три последних украинских президента.
Отметим, что, будучи министром в Кабмине Азарова, Владимир Яцуба был одним из наиболее горячих сторонников свертывания местного самоуправления в Киеве, имеющего согласно Конституции, как и Севастополь, особый статус. Он активно поддержал поправки к соответствующему закону, которые разделяли полномочия киевского городского головы, фактически сводя их к нулю, и главы Киевской государственной администрации, назначаемого президентом.
В ноябре прошлого года в интервью газете «Зеркала недели» Владимир Яцуба заявил, что он является сторонником жесткой российской модели, ограничивающий права местного самоуправления в пользу президентской вертикали власти:
«Другой опыт только усугубляет ситуацию. Всенародное избрание не гарантирует качества», - провозгласил тогдашний министр.
Яцуба также выступал за ликвидацию районных советов в Киеве, и может вполне успешно осуществить этот опыт на примере Севастополя.
Что касается Севастопольского городского совета, то при нынешнем своем составе никаким альтернативным центром власти он быть попросту не может. Более того, судя по всему, сам быстро откажется от своих полномочий. Думается, не случайно по городу пошли слухи о том, что Владимир Яцуба привлечет к работе в СГГА некоторых членов команды Куницына. Помнится, представители именно этой властной команды активно лелеяли планы лишить Севгорсовет права распоряжаться выделением земли на территории сельских громад (передав его соответствующим сельским общинам) и за пределами населенных пунктов – т.е. на большей части Севастопольского региона (передав его СГГА). Не исключено, что теперь эти планы станут реальностью.
Таким образом, авторитарная российская модель придет в Севастополь. Понравится ли это его жителям? Впрочем, их никто спрашивать не будет.

© Андрей Васильев.
© Севастопольский Бриз.

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Руслан Ермаков
1605

активно лелеяли планы лишить Севгорсовет права распоряжаться выделением земли на территории сельских громад (передав его соответствующим сельским общинам) и за пределами населенных пунктов Андрей, ты же прекрасно знаешь, что это законное право громад распоряжаться своей землей и города Инкерман, и сельские, и поселковые советы... Другое дело как они им распорядятся, но горсовет, тоже вряд ли мерило распределения земли в пользу громады...

Profile picture for user Андрей Васильев
39

Привет, Руслан!

Насколько я понимаю наличие сельских, поселковых общин и общин малых городов в рамках того или иного города – правовая коллизия, с которой пока никто не знает точно, что делать. Как раз сейчас пробую сравнить концепции местного самоуправления, которые готовились в Кабмине при Куйбиде и Яцубе и никакого ответа на вопрос, как авторы концепций мыслят себе такие «матрешки» пока не нахожу.

При этом Севастополь тут не одинок (тут Куницын и К постоянно врали, рассказывая, что уникальность города – вхождение в его состав других городских и сельских общин). Возьми хотя бы Ялту, где вопрос распределения полномочий между входящим в состав Ялтинской общины общинами Симеиза, Алупки и т.д. решен совершенно по-другому, чем в Севастополе. Но это тоже своих проблем хватает.

Profile picture for user Руслан Ермаков
1605

to Андрей Васильев (Севастополь) Привет, Руслан! Насколько я понимаю наличие сельских, поселковых общин и общин малых городов в рамках того или иного города – правовая коллизия ... нет это не коллизия, скорее административная недоработка

Profile picture for user Борис Колесников
8126

В Конституции предусмотрены три закона касающихся Севастополя. Один из низ "О статусе Севастополя" может вполне решить ту коллизию, о которой говорит автор. остальные "Об особенностях местного самоуправления в Севастополе и Об особенностях исполнительной власти говорят сами за себя. У нас же нардепы ничего кроме пресловутого киевского варианта не видят, пытаясь в один закон впихнуть не впихуемое.
Похоже, пока не поздно, надо в этих вопросах проявлять инициативу снизу...

Profile picture for user Александр3
9821

to Борис Колесников (Севастополь. город-герой) Похоже, пока не поздно, надо в этих вопросах проявлять инициативу снизу...

Снизу?
Это дело очччень даже непростое.
Для Киева " снизу" - это могут быть и предложения наших городских властей. (Обоих веток).
А они предложат то, что им порекомендуют предложить из Киева.

А потом будут ссылаться после принятия крайне антисевастопольского закона на "мнение самих севастопольцев"...
Типа - "по многочисленным просьбам трудящихся...".

Profile picture for user Борис Колесников
8126

to Александр3 (Севастополь)

Я считаю, что проекты таких важных для города законов должны быть обсуждены жителями города и только после обсуждения представлены в Верховный Совет

Profile picture for user Вадим
4202

Таким образом, авторитарная российская модель придет в Севастополь. Понравится ли это его жителям? Впрочем, их никто спрашивать не будет.

А без Рассеи никак? Кстати, в России в областях команду формирует победившая на местных выборах партия. Которая из своих рядов предлагает не менее трёх человек для выбора Президентом к утверждению. И потом подтверждает выбор президента на сессии областной или краевой думы. Где этот претендент принимает присягу. Так что с Севастопольской схемой сравнение с Россией некорректное. Пусть не на прямую, но в России местные областные думы влияют на назначение первых лиц регионов. У нас же этого нет совсем. Что наш назначенец принимает перед депутатами присягу? Нет!

Profile picture for user CTDF
891

to Андрей Васильев (Севастополь) Как раз сейчас пробую сравнить концепции местного самоуправления, которые готовились в Кабмине при Куйбиде и Яцубе и никакого ответа на вопрос, как авторы концепций мыслят себе такие «матрешки» пока не нахожу
А почему не посмотреть глубже?
Р.Бессмертный в 2005 приблизился к решению данной проблемы, жаль что его по цвету флага (померанчевый) чернили в Севастополе (Кудряшов, Сорокина и прочие участники Одесского семинара, кстати в Одессе они единогласно поддержали Романа)
Роман мне говорил, что для реализации этой проблемы в Севастополе если надо увеличим территорию засчет выравнивания границы с Бахчисараем в вашу пользу.
Но ПР и особенно СДПУ(о) сильно шельмовали реформу пугая села, что их передадут Бахчисараю.

Profile picture for user mexonit
17

Таким образом, авторитарная российская модель придет в Севастополь. Понравится ли это его жителям? Впрочем, их никто спрашивать не будет.
А как может прийти в отдельный город какая либо модель,если есть государство со своим взглядом на это-тогда получается,что не только на город,но и на страну в целом такая модель может распространится