сб, 28/07/2018 - 18:52
642
1

"ЛИКБЕЗ" О ПОЛИТИКЕ

admin

Часто мы слышим фразы «я не занимаюсь политикой» и «я далёк от политики» или «политика – это грязное дело». Причём, это могут говорить люди, пользующиеся авторитетом и уважением в обществе. Возможно ли быть вне политики? Почему в ходу выражение «политика – это грязное дело»?    



Политика в сущности это процесс управления образом жизни или иначе жизнедеятельностью социума, какой бы размерности он не был – будем считать, что от двух человек и более. То есть семья из двух человек – это уже социум, важно, что люди социума взаимодействуют между собой также, как взаимодействуют между собой любые живые организмы посредством включённости в общее сознание. Люди способны к анализу этого взаимодействия, и выделяют такие области, как экономическое взаимодействие, религиозное, культурное, познавательное и.т.д.



Управление образом жизни социума возможно из разных узловых точек социального пространства, количество которых зависит от степени аналитической детализации социального пространства. Например, если нам достаточно знать про некий социум, что есть царь и подданные, то точка из которой возможно управлять социумом одна. Если мы учитываем, что у царя есть советник, то две, если царь, советник и подданные читают газету, то три и так далее по мере усложнения нашего представления о структуре социума.  Совокупность этих точек мы называем "власть", в том числе часть этой совокупности "государственная власть".  Нужно помнить, что далеко не каждый социум обрамлён государством, а внутри государства может существовать множество более менее автономных социумов. Стремление и борьба за попадание в точки власти, из которых возможно управление жизнью социума, хотя бы самого примитивного, как семья – естественный и основополагающий для людей процесс, такой же, как стремление любого живого существа реализовать свой природный потенциал. В общем смысле это стремление к власти, в основе которого достижение максимального соответствия окружающих условий к свойствам и природному потенциалу конкретного индивида или группы.



Таким образом, в социуме власть:

1.распределена между индивидами, то есть каждый из них в разной степени оказывает влияние на образ жизни социума.

2.и одновременно формализована, в соответствии с культурно-историческим уровнем конкретного социума. Одна из форм власти, но и более сильная - государственная власть.

Из этого следует, что невозможен человек, не причастный к политике. Иначе говоря, человек – "политическое животное", как  обозначил его Аристотель.

Что касается борьбы индивидов за власть в государстве, то этот процесс можно квалифицировать, как пред-политику, как намерение заниматься государственной политикой, то есть получить доступ к наиболее эффективным рычагам управления образом жизни социума. Государственная политика — это частный случай политики, которая пронизывает социум в целом. Так вот, борьба за государственную власть или удержание власти, конечно может быть грязной, нечестной и др., как и любая борьба. Но общество, в котором бытует выражение «политика – это грязное дело», само себе ставит диагноз - нечестное, несправедливое общество, в котором политика сведена к борьбе за государственную власть или её удержание. Причём к грязной борьбе. Это тревожный сигнал.



Политика – это управление образом жизни людей и каждый на своём месте, так или иначе участвует в этом процессе, несмотря на понятное стремление людей, находящихся в наиболее концентрированных властных точках заморозить текущее состояние социума, чтобы удерживаться на этих позициях - жёстко зафиксировать систему управления. У некоторых власть-предержащих есть иллюзии, что это возможно и возникает соблазн использовать для этой цели систему образования, СМИ и др. инструменты. Эти иллюзии опасны для социума в целом и его управляющих в частности. Все попытки овладеть и вмешаться в природу сознания и бытия ведут только к его деструкции и как следствие к конфликтам, беспорядкам и хаосу в обществе.  

Люди должны знать, понимать и не бояться политики, иначе управлять их поведением смогут силы, преследующие цели далёкие от их блага и от блага их государства.

Можно выразить эту мысль более точно – если люди социума не будут утруждать себя самообразованием и размышлениями на тему кто они, откуда и куда двигаются, то свою историю, ценности и цели они отдадут на откуп сторонним выгодоприобретателям, то есть станут игрушками в жизни более целеустремлённых и организованных сообществ.

При этом надо знать, что одновременно политика — это профессия о которой наиболее ярко и образно высказался в 30-х годах прошлого века о. Павел Флоренский: «Должно быть твёрдо сказано, что политика, такая же специальность недоступная массам, как медицина и математика, и поэтому столь же опасная в руках невежд, как яд и взрывчатое вещество».

Отсюда снова следует вывод о жизненной важности системы образования и просвещения в которую должны быть вовлечены широкие народные массы. Это основной ресурс развития общества. Имитации в системе образования, штампы, стандарты, которые препятствуют развитию самостоятельного мышления смертельно опасны для социума.



И напоследок - управление образом жизни социума, что является сущностью политики, возможно только через управление  мышлением, мировозрением и осмыслением, то есть через управление общественным сознанием. Это крайне деликатная сфера и вполне оправданы особые требования, которые должны предъявляться к людям и к их представлениям о моделях общественной жизни, находящимся в точках государственной власти или намеревающимся в них попасть.