пт, 07/02/2020 - 12:05
1958
1

История Севастополя в обмен на деньги и сроки

admin

Сознаюсь честно, очень не хотел писать, ибо уже устал быть участником диалога  «слепого с глухим». Но, чтя память своего прапрадеда, защищавшего мой любимый город в 1854–1855 гг., и деда, освобождавшего его в 1944 г. и восстанавливавшего его из руин с 1952–1978 гг., все же не удержался.

Поводом для текста послужили опубликованные в статье Полины Ласьковой «Подземные находки в Севастополе обследуют экспресс-методом»  некоторые высказывания заместителя губернатора Севастополя Владимира Васильевича Базарова – ответственного за проведение реконструкции ул. Большой Морской.

Предысторию ко всей этой поистине уже ставшей детективной истории, с неожиданно свалившимися на голову наших граждан двумя миллиардами рублей из кармана щедрых налогоплательщиков – москвичей, которые почему-то кровь из носу надо потратить до 9 мая сего года, я излагать не буду, всем и так все в этой истории понятно. В общем стандартная для России история с известным финалом. Хотелось бы поговорить о другом, как говорится «о душном».

Процитирую статью о заявлениях В.В. Базарова:

«Несогласие выразил вице-губернатор и с озвученным экспертами предложением накрыть место открытия водовода на площади Ушакова стеклянной витриной попримеру минной галереи военного инженера Эдуарда Тотлебена на Малаховом кургане. Всё это имеет целью срыва сроков реконструкции Большой Морской,  полагает Владимир Базаров».

То есть проведение музеефикации любого найденного исторического объекта – это уже саботаж, направленный на срыв сроков. Смешно попахивает каким-то 37-м годом, не правда ли? Везде чиновникам мерещится заговор, и любой разговор умышленно сваливается в область политики вместо вверенной им экономики города. А в чем, собственно, состоит проблема оставить в покое найденные исторические объекты и после майских праздников спокойно без истерики провести их обследование с составлением необходимой научной документации, а впоследствии заняться их музеефикацией? Может, они не вписываются в существующий проект? Так и здесь нам ничего не мешает, ведь всем известно, чтополноценного проекта, прошедшего госэкспертизу, согласованного на общественных слушаниях, а также в Министерстве культуры, по сей день попросту не существует! Все делается, как говорится у строителей, «на коленке». В этом случае оперативно внести изменения в такой никем не утвержденный и несогласованный проект – проще простого.

Я так понимаю: над исполнительной властью города довлеют только две вещи – деньги и сроки. Деньги и сроки исчезнут, как и то огромное количество приезжих чиновников, прошедших школу  выживания в Севастополе за последние 5 лет. А вот исторические объекты, которые так бережно хранит наша священная земля, увы, уже будет не вернуть.

Любые прокладываемые коммуникации, сухие фонтаны и прочие хай-тек элементы, перед которыми непреступной стеной встали эти злосчастные находки, при желании всегда есть возможность перенести. Ну это если, конечно, есть желание. То есть правительство на данный момент готово решать любые сиюминутные задачи, как будто бы у нас вообще нет никакого будущего. Ведь кто как не власти постоянно декларируют о планах развития города как туристического центра Крыма. А что при таком подходе «все закопать» можно будет предъявить туристам? Ведь не секрет, что во всех цивилизованных странах мира практически любая археологическая находка, найденная в границах поселений, как правило, превращается в мини-музейный комплекс или как минимум выставку (музеефицируется). У нас в городе – что, так много музеев и выставок, что мы готовы разбрасываться всем, что у нас лежит под ногами налево и направо?

Музеефицикация остатков древнего города Каллатис в Румынии. Интеграция в здание современного отеля.

Музеефикация остатков древнегреческого поселения V–VI вв. Приморский бульвар. Украина, г. Одесса.

Чтобы возбудить хоть немного чувства воображения у исполнительной власти нашего города, позволю себе немного пофантазировать.

Только представьте себе, что, идя по Большой Морской, сплошь замощенной массивной гранитной плитой (но сейчас не об этом), выходя на площадь Лазарева, в самом ее центре вы видите информационную табличку, на которой размещена краткая (а может быть, и не краткая, через QR-код) информацияо штреке, который вел в бывшую подземную школу, в которой под бомбежками учились дети осуждённого немцами Севастополя в 1941–1942 гг. И вот вы спускаетесь по винтовой лестнице и попадаете в эту рукотворную галерею, влажный воздух которой всегда будет пропитан порохом, жаждой и мужеством тех людей, которые отстояли нам право жить на этой священной земле. Далее в ней размещена оригинальная экспозиция, посвященная детям осажденного Севастополя (благо оригинальных экспонатов в городе предостаточно). В галерее слышны звуки детских голосов, задорный детский смех на фоне глухих разрывов бомб и снарядов наверху. И так далее… Главное тут – включить воображение, аж дух захватывает…

Ул. Большая Морская, дом 2. В подвале этого здания в 1941–1942 гг. располагалась подземная детская школа, к которой шел обнаруженный подземный ход.

Или, прогуливаетесь по улице Большой Морской, выходя на площадь Ушакова и двигаясь по направлению к костелу Святого Климента (надеюсь, его тоже отреставрируют к этому времени), вы подходите к так горячо любимому чиновниками «сухому фонтану», дабы утолить жажду его многодиапазонными спектральными световыми потоками. И - о чудо! - совсем рядом с ним бьёт фонтанчик с питьевой водой, которая с шумом уходит в часть исторической системы водовода середины XIX века, выполненного из цельных каменных блоков крымбальского камня, бережно накрытого защитным прозрачным куполом. Рядом информационная табличка, на которой представлена развернутая информация о некогда существовавшей в нашем городе в XIX–XX веках системе водоснабжения.

Использование древней гидросистемы в Питьевом фонтане. Венеция. Италия.

А может быть, и так. Гуляя по городскому кольцу, передвигаясь по бесконечным общественным пространствам – гранитным тротуарам среди прямо перпендикулярных форм тех же гранитных стен и парапетов, посидев на скамеечке под деревянной Hi-Tech перголой, погуляв по набережной Корнилова и предварительно запасшись попкорном, вы идете коротать остаток своего дня в кинотеатр с гордым названием «Победа» для просмотра очередного голливудского шедевра.

Проектное предложение по реконструкции пл. Ушакова. 2020 г.

«Суть-то ведь очень простая: если археологическая находка не является каким-то архиважным, архиценным предметом, который нужно обязательно показывать людям, он изучается, изымаются оттуда все предметы, которые могут быть изъяты, описываются — и после этого даётся разрешение на его закапывание», – пояснил вице-губернатор.

Неужели чиновникам непонятно, что после того, как наш город два раза был сметен с лица земли, для нас не может быть древних и не древних, маленьких или больших, ценных или не ценных археологических находок и открытий. Все важно и требует бережного отношения и охраны. Хотя в нашем городе есть такое учреждение, как  Управление по охране объектов культурного наследия, возглавляемое известным в узких кругах юристом, – Рязанцевым М.С.,но вреда от него при таком руководителе больше, чем толку. Севнаследие нынче больше напоминает паспортный стол, от слова «паспортизация». Ну эта тема для отдельного разговора.

А почему, собственно, все найденные археологические объекты обязательно нужно закапывать после изъятия оттуда найденных при раскопках находок? Кто дал право чиновнику решать его дальнейшую судьбу? Почему данные вопросы не выносятся как минимум на Наблюдательный совет? Или, может быть, чиновники думают, что словосочетание  «наблюдательный совет» от слова «наблюдать»?

Так что выбирают городские власти? Беспамятство и решение сиюминутных задач по освоению средств в установленные сроки или долговременные перспективы по созданию Города-Героя – музея под открытым небом, центра настоящего патриотического воспитания? Отсюда также следует – поднятие уровня туристической привлекательности города, рост доходов граждан и государства. Или не такие задачи ставит перед нашими чиновниками Президент? Неужели мы дожились до того, что фантазии хватает только на создание бесконечных общественных пространств в стиле дешевого новодела на территориях древних городищ, античных усадеб и хоры Древнего Херсонеса?

Осмелюсь посоветовать нынешним городским властям скрыто не продолжать политику прошлого правительства, перестать создавать ручные наблюдательные и общественные советы, быть ближе к обществу, слышать его чаяния и надежды. И в конечном итоге сесть за стол конструктивных переговоров, ведь, несмотря ни на что, Севастополь выстоит всегда.

Архитектор, инженер промышленного и гражданского строительства,

член национального реестра специалистов в области строительства,

аттестованный специалист Министерства культуры РФ по специальности «Организатор работ по реставрации объектов культурного наследия III кат.»,

член наблюдательного совета по реконструкции улицы Большой Морской

 А.Ф. Пряшников