Россия

Назван способ, как побороть жадность агрегаторов такси

По мнению эксперта, сейчас мяч на стороне ФАС и депутатов Госдумы.

Назван способ, как побороть жадность агрегаторов такси
Фото:
Арина Розанова / ForPost

Агрегаторов такси можно заставить умерить свои аппетиты, уверен эксперт по городскому транспорту Роберт Ян. Для этого нужно принять законопроект по контролю за цифровыми платформами, к которым относятся «Яндекс.Такси», «Максим» и другие агрегаторы.

Роберт Ян отметил, что антимонопольное ведомство уже предпринимало такие попытки в 2022 году. Тогда ФАС хотела регулировать интернет-площадки, в том числе соцсети, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей. Антимонопольщики также планировали получить право согласовывать сделки на сумму свыше 7 млрд рублей. Однако «пятый антимонопольный пакет» был отклонён депутатами Госдумы.

Ян уверен: к этому вопросу следует вернуться. Свою позицию он аргументирует так:

«Компания ”Яндекс.Такси” входит в орбиту регулирования цифровых платформ. ФАС их постоянно мониторит, в том числе на предмет этичного поведения на рынке. В прошлом году ”Яндекс.Такси” уже получала замечания: эта цифровая платформа не в полной мере выполнила рекомендации антимонопольного ведомства. Получается, у ФАС есть возможность взаимодействовать с ”Яндекс.Такси” и как с цифровой платформой, и как с агрегатором такси. В последней части есть препятствие — до конца 2024 года введены ограничения на проверку IT-компаний. Но если ФАС усилит контроль за цифровыми платформами, то можно будет отрегулировать ценовую политику и агрегаторов такси тоже, сделать её более прозрачной и понятной для потребителя. Если это произойдёт, то не будет необоснованного завышения цен на поездки».

В прошлом году в ФАС поступило более 300 жалоб на «Яндекс.Такси», сообщил в конце февраля в интервью «Известиям» заместитель руководителя ФАС Пётр Иванов.

Пассажиры были недовольны высокой стоимостью поездки, а водители — комиссией в 28%, которую агрегатор взимает с перевозчиков.

Иванов заявил, что в компанию было направлено письмо с требованием устранить нарушения. Однако ответа на него так и не поступило. Антимонопольное ведомство, отметил Иванов, пока может ограничиться только такими мерами, так как введён вышеупомянутый мораторий на проверки.

При этом он отверг предложение депутатов Госдумы о регулировании цен на такси в непогоду. Народные избранники предлагали ввести потолок роста цен в 20%. Сейчас, по данным Яна, стоимость поездки в снегопад или грозу может увеличиться в четыре раза. Чем вызван этот рост, отметил наш собеседник, неясно.

У Иванова по этому поводу жёсткая позиция:

«В этом случае мы окажемся без такси за любые деньги, если будет экстремальная ситуация для поездки в больницу или аэропорт».

Ян уверен: регулировать агрегаторов такси нужно. Проект ФАС по контролю за цифровыми платформами, считает он, — один из вариантов решения проблемы.

К слову, над этим вопросом правительство уже работает. Премьер-министр Михаил Мишустин ещё в 2022 году анонсировал законопроект по регулированию цифровых платформ, к которым относятся маркетплейсы, агрегаторы такси и другие интернет-платформы.

«Ничего не продавая, подобные компании могут влиять на поставщиков, покупателей и определять цены. Цель изменений как раз в том, чтобы такое влияние не приводило к необоснованному подорожанию либо ограничению выбора», — приводит «Российская газета» слова Мишустина.

В Госдуму 5 марта поступил на рассмотрение законопроект, который предлагает ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке, сообщает РБК. 

Новый закон должен вступить в силу с 1 марта 2025 года.

Пока он затрагивает только маркетплейсы. В частности, им хотят запретить создавать дискриминационные условия на рынке и взимать плату за возврат товара.

Роберт Ян надеется, что не за горами внесение поправок, регулирующих и деятельность агрегаторов такси как цифровых платформ. Соответствующие поручения даны на самом высоком уровне, и власти постепенно двигаются в верном направлении, считает наш собеседник.

Роберт Вочовский

470
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
11
3102

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
418

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2019

Как боевые корабли из Севастополя и других баз ВМФ обогатили одного индуса

Артиллерийские крейсера уходили в Индию в 6–12 раз дешевле рыночной стоимости подобного лома, и это далеко не самые большие скидки на списанные боевые корабли ВМФ СССР.
20:01
12
20740