Крым

Как и для кого в Крыму рисуют стеклом

Порой художники не могут творить из-за самых неожиданных причин.

Как и для кого в Крыму рисуют стеклом
Фото:
Елена Фокина|ForPost
Создавать такие украшения проще, чем многие думают.

На территории Крымского полуострова нашли пристанище многие виды искусства из разных культур и эпох. Среди них и древнее искусство витража — создания композиций из фрагментов цветного стекла. О том, с какими проблемами сталкиваются крымские художники-витражисты, и почему композиции из стекла не могут прижиться в российской архитектуре, ForPost рассказал художник Игорь Гладких.

Справится каждый

Самые ранние упоминания о витражном искусстве восходят ещё к первому тысячелетию до нашей эры. Тогда мастера накладывали фрагменты цветного стекла на большую поверхность прозрачного стекла, как мозаику. Процесс создания такого рисунка был трудоёмким и требовал особой сноровки.

Но спустя примерно 25 веков существования витраж стал доступным практически для всех, желающих творить.

«Это совсем несложно. Стёкла вырезаются с помощью стеклореза, а затем обклеиваются медной плёнкой на липкой основе. Потом их нужно спаять, и покрыть спайку патиной», — пояснил основной алгоритм Игорь Гладких.

Правда, эта работа всё также требует сноровки: начинающие витражисты часто режут пальцы о кромку стекла и получают ожоги паяльником.

Сам Игорь Гладких впервые заинтересовался витражным искусством почти 10 лет назад, в 2014 году. Тогда, чтобы попробовать себя в новом ремесле, художник купил шлифовальную машинку и остальные необходимые для работы инструменты, а также бой стекла.

«На целое стекло не было денег, и было неизвестно, понравится мне это занятие или нет», — поделился собеседник издания.

крым витражи искусство художник стекло

Из подобных стеклянных листов можно создать что угодно. 

От игрушки до головы

После первых экспериментов в доме художника появились ёлочные игрушки и небольшие подсвечники, выполненные в витражной технике. Позже пришли и флорарирумы — на волне тренда Игорь Гладких стал сотрудничать с флористами и создавал для них геометрически сложные ёмкости из стекла, предназначенные для выращивания цветов.

Со временем от создания ёлочных игрушек и бижутерии пришлось отказаться. По словам самого художника, к такому решению его привело не только желание осваивать более сложные формы витражного творчества, но и невозможность реализовать труды своего ремесла.

«Раньше я мог выставить свои работы на зарубежные торговые площадки. Сейчас эта возможность, по понятным причинам, пропала. С ярмарок ремесленников прибыль небольшая», — признал Игорь Гладких.

В результате художник сосредоточился на создании витражных арт-объектов, которые могли бы раскрыть его творческий потенциал и, возможно, занять место в музее. Так появились светильник в форме головы единорога и настольная лампа-маяк.

крым витражи искусство интерьер светильник дизайн игорь гладких

Некоторые элементы выполнены из фрагментов первого купленного стекольного боя.

Не православно

Несмотря на всю красоту и самобытность, произведения витражного искусства и в Крыму, и в других регионах России популярностью пользуются гораздо меньшей, чем в той же Западной Европе, уверен Игорь Гладких. Художник объясняет это разницей культур: как и многие виды искусств, витраж берёт своё начало из религии, а именно — из католического христианства.

«В сибирских, уральских, московских православных церквях я не встречал витражей. Там это считается латинской ересью», — поделился собеседник издания.

Вместо изображений из цветных стёкол в православных церквях материковой части России предпочитают использовать мозаику. Она, по словам художника, берёт своё начало в Византии, а потому считается приемлемой для убранства храмов.

При этом, по наблюдениям художника, крымская церковная архитектурная традиция относится к витражу гораздо более лояльно. Многие местные храмы украшены яркими композициями. Но примкнуть к числу художников-витражистов, которые занимаются оформлением подобных церковных витражей, признался спикер, очень непросто.

Читайте по теме: Светоносный образ на стекле. В храм Святителя Николая в Камышовой бухте доставили второй из четырёх уникальных витражей

Как вписать красоту?  

Впрочем, как заметил в беседе художник, оформить пространство с помощью витража тяжело даже в рамках жилого помещения. Современный тренд на минимализм просто не допускает таких сложных элементов в интерьере. В таких случаях у заказчиков может быть всего два решения: подстраивать оформление под витраж либо делать стеклянную композицию эклектическим акцентом комнаты.

«Самый большой витраж, который у меня заказывали — это подвесной витражный потолок. Но подобную работу можно вписать далеко не в каждый дом», — поделился опытом Игорь Гладких.

крым витражи поделки сувениры искусство творчество игорь гладких

Небольшие украшения легко крепятся на присоску.

Несовпадение стилистики — не единственная проблема, с которой сталкиваются крымские витражисты. Из-за санкций людям искусства становится всё сложнее находить качественное витражное стекло. Раньше для создания витражей традиционно использовали европейские или американские цветные стёкла. Сейчас их нет, а своего цветного стекла в Крыму не производят.

Занять нишу спешат восточные соседи, но пока что их стекло отличается от привычного по ряду параметров. Кроме того, возникают проблемы с транспортировкой, ведь стеклянные панели очень хрупкие.

«Почему в Крыму нет собственного завода цветного стекла? Здесь для этого не сформирован ни рынок спроса на этот товар, ни рынок предложения», — пояснил крымский художник.

Розетки и ловцы

В канун Нового года Игорь Гладких всё же возвращается к малым формам витражного искусства, с которыми планирует участвовать в новогодних и рождественских ярмарках. Однако вместо ёлочных игрушек в этом году витражист делает ставку на так называемые «ловцы света» — плоские диски из разноцветного стекла. Их принято подвешивать на окно, чтобы солнечные лучи расцвечивали пространство комнаты.

В своих работах с ловцами собеседник ForPost старается выбирать ближневосточные орнаменты. По словам художника, исламские геометрические мотивы в Крыму привычны.

«Моя самая большая работа из подобных — розетка диаметром 60 сантиметров. Но с ней сложно участвовать в выставках и ярмарках, лучше сразу инсталлировать, потому что витражные вещи требуют деликатности», — подытожил Игорь Гладких.

Читайте по теме: Чёрно-белый Крым Веры Ершовой: как полюбить полуостров через искусство

В 2022 году крымчане могли приобщиться к одной из самых популярных витражных техник — технике Тиффани. О том, каким получился мастер-класс от Марины Юлдашевой по росписи стекла с помощью чернил и фена, рассказала ForPost-Афиша.

Елена Фокина

Фото автора

1159
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Александр Царицын
8303

 На территории санатория "Форос" выставляется мастер мозаичных картин из камня!  Невероятно!   Мастеров ручной работы единицы -какой завод?

Главное за день

«Центр Севастополя уже давно стал антипамятником нашей уступчивости» — Екатерина Бубнова об уплотнительной застройке

Депутат недоумевает, почему на любое, даже незаконное, входящее предложение от инвесторов у нас звучит "чего изволите?"
16:10
84
1826

Строительство гостиницы у ЦКБ «Черноморец» в Севастополе нарушает федеральный закон

Так на исторический центр города не покушались даже предыдущие губернаторы, считает Вячеслав Горелов.
20:10
61
3558

Строитель гостиницы в центре Севастополя уже владеет объектами возле здания ЦКБ «Черноморец»

Сегодня на месте планируемого здания располагаются гаражи и деревья.
16:00
40
2643

Севастопольцы требуют оставить в покое Яшмовый пляж

Призыв оставить пляж в первозданном виде подписали почти 4000 человек.
14:08
37
4799

Гендиректора севастопольского РК «Аквамарин» усадят на скамью подсудимых

Главу рыбоконсервного комбината обвиняют в невыплате зарплат и сокрытии миллионов рублей от налоговой.
12:06
7
2692

В севастопольском ОКН — здании ЦКБ «Черноморец» уже зарегистрировался застройщик

Девелопер с материковым генезисом начинает работу не с лучших репутационных позиций.
11:04
48
3021