По названию:   В тексте:
Александр Кулагин: «Прошу Правительство Севастополя разрешить транспортную проблему в новогодние праздники»...   Освящение бюста царя Николая...   На заседании архитектурно-художественного совета обсудили модернизацию наружной рекламы Севастополя...   Турчинов хочет вернуть Крым с помощью мощнейшей армии Европы...   Бывший военнослужащий вооруженных сил России, а ранее – «контрактник» украинской армии – Редван Менбариев признан виновным в дезертирстве...   МИД: Санкции ЕС – попытка наказать крымчан за их свободный выбор...   На период действия СЭЗ в Севастополе в несколько раз снижены налоговые ставки...   Фестиваль «Рождество в Севастополе» за 4,5 миллиона рублей местные депутаты назвали «котом в мешке»...   20 миллионов рублей Фонда соцстраха будут перераспределено таким образом, чтобы профицитный и дефицитные статьи расходов были сбалансированы...   Дума вводит в I чтении мораторий до 2018 на проверки бизнеса в Крыму и Севастополе...   

  •  35-я Береговая Батарея

 

С миру по нитке

Атомные монстры ССВ-33 «Урал»

2011-01-07 11:45:57


Самый крупный в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой умер у причала с позорной кличкой «каютоносец»

«Свободная пресса» продолжает публикацию материалов о совершенно секретных проектах советской эпохи времен холодной войны, связанных с использованием ядерной энергии. Атомный бомбардировщик, способный неограниченное время находиться в воздухе, атомная подводная лодка, предназначенная для внезапной высадки из морских глубин батальона морской пехоты с танками и бронетранспортерами, атомная ракетоносная эскадра, равной которой в океане просто не было бы… Все это вовсе не персонажи фантастических фильмов. Над созданием этих невиданных смертоносных машин работали тысячи наших ученых и конструкторов. Что-то из их идей так и осталось на архивных полках. Но кое-что удалось воплотить в жизнь. Например, гигантский атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал», который сегодня умирает на Тихоокеанском флоте. (Аббревиатурой ССВ в ВМФ СССР называли все разведывательные корабли. Делали это в расчете запутать врага. Потому что ССВ – это сокращенно «судно связи»).

 Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» - в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем – 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.

Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР. Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как ее добыть?

 Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащенные специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное - они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приема сигналов с отечественных спутников. Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.

 

Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над ее созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.

То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Ее основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.

В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре счетверенных пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла», четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.

Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 – офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.

Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика – с 28-этажный дом.

О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда – это само собой.

На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще – множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?

На первых порах все складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу верст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом - вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.

Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней все проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру. Давала сбои система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.

Все оказалось еще хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в город Тихоокеанск, прозванный моряками Тихасом. (он же – Фокино). Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним. Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.

Теперь та же участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.

В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.

 Что же, затею с атомным кораблем-разведчиком можно назвать адмиральской авантюрой? Да нет, конечно. Даже стоя на бочках в заливе Стрелец «Урал» уверенно контролировал всю северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии. Если бы подошел поближе к территории Соединенных Штатов, нам не пришлось бы сегодня сожалеть о бездумной потере по собственной инициативе разведывательного центра в кубинском Лурдесе, откуда российские военные ушли по указанию преемника Ельцина Владимира Путина в 2002 году. Практически все, что делали разведчики Главного разведывательного управления и ФАПСИ в Лурдесе, мог бы проделать и «Урал»: перехватывать любую информацию с американских спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей. Вплоть до телефонных переговоров американцев с собственных кухонь.

Впрочем, теперь об этом жалеть поздно. В минувшем году атомный разведывательный корабль «Урал» отправили на утилизацию на дальневосточный завод «Звезда».

 

Из досье «СП».

 

Тактико-технические характеристики CCB-33 «Урал»

 

Водоизмещение, т 34640

Длина, м 265

Ширина, м 29,9

Осадка, м 7,8

Скорость, узлов 21,6

Атомный реактор, шт. 2

Экипаж, чел. 923

Вооружение:

Орудия: 2 АК-176

Зенитные установки: 4 AK-630 ; 4 ПЗРК «Игла»

Пулеметы: 4 12-мм

Вертолеты: 1 Ка-32

Радиолокационное оборудование:

Локатор/Радар: 3 МР-212/201 «Вычегда-У»; РЛС обнаружения воздушных целей МР-750 «Фрегат-МА».

Вконтакте
twitter
Facebook
Источник: svpressa
ForPost
Рейтинг новости: (9 голосов, оценить)
Просмотров новости: 3261

К списку новостей

Обсуждение новости


постов: 75
poa.68 (Севастополь) Забанен навсегда причина:
добавлено 07.01.2011 12:50:59
Цитировать
Страна,которая не хочет кормить свою армию-будет кормить чужую.

постов: 24
«XIII» (Город-герой Севастополь)
добавлено 07.01.2011 13:50:24
Цитировать
Страна,которая не хочет кормить свою армию-будет кормить чужую.


Наполеон Бонапарт был прав.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 16:13:05
Цитировать
"Урал-2" построят америкосы. Документация, скорее всего, у них есть.

Тьфу!!!

постов: 14511
магадан7 (Севастополь)
добавлено 07.01.2011 17:06:18
Цитировать
Я ж говорил, Сталина на них нет!

постов: 14511
магадан7 (Севастополь)
добавлено 07.01.2011 19:17:13
Цитировать
to Merc (Москва)



Согласен.



Хорошо изображён закон курятника, только не обнаружил япону мать и нас тоже.



Много общего в разжигании антикавказских настроений у вас и у нас.



Трафарет общий. Не кажется подозрительным?

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 19:41:41
Цитировать
to Merc (Москва)

Ещё один мудрый и экономически выгодный шаг:

-новое здание посольства USА в Москве.

Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.

Если супостат хочет наказать жертву, сначала он блокирует её разведку.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 20:01:55
Цитировать
to Merc (Москва)

-новое здание посольства USА в Москве.

вы можете (имели возможность), запретить им строить новое здание ?


Я - о предательстве иностранной резидентуры, а заодно и государства. А Вы?

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 20:35:41
Цитировать
Вы же неглупый человек. Поинтересуйтесь - кто производил материалы и комплектующие для строительства и где они сейчас. Если есть желание: подумайте - чего это стоило. Не только в деньгах.

постов: 5569
Bagira (Севастополь)
добавлено 07.01.2011 21:25:54
Цитировать
Как жалко! Уникальнейший пароход! Пол Тихого океана слушал не напрягаясь.

постов: 5569
Bagira (Севастополь)
добавлено 07.01.2011 21:26:57
Цитировать
to магадан7 (Севастополь)
Я ж говорил, Сталина на них нет!


Это да.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 21:38:10
Цитировать
to Merc (Москва)

С праздником Вас! Это во-первых. По супостатской амбасаде - это именно для Вас. Думал - поймёте.Это во-вторых.

Все псовые мне глубоко симпатичны -в третьих.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 07.01.2011 22:14:22
Цитировать
to Merc (Москва)

Ну и ладненько! Разделяю звериную страсть к сукам в теплом море, правда, мне больше нравится при луне, на солнце шакалы везде бегают. А вопрос - непростой и очень болезненный, наверное не для И-нета. Встретимся.

постов: 14511
магадан7 (Севастополь)
добавлено 08.01.2011 20:42:35
Цитировать
Справедливо было бы у всех вождей, от которых зависело сохранение и эксплуатация уникального судна, конфисковать имущество в пользу государства, а также у всех родственников, вождей посадить и заставить отрабатывать ущерб.

постов: 607
Мишич (Казань)
добавлено 08.01.2011 23:49:48
Цитировать
Видел Ту-95, на котором когда-то стоял реактор. Навскидку: ничего кроме этого реактора (который был вдобавок облицован свинцовыми плитами!), самолет поднять не в состоянии.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 09.01.2011 00:11:11
Цитировать
to Мишич (Казань)
Видел Ту-95, на котором когда-то стоял реактор.


Работа реактора на самолёте - сама-по-себе уже тема... А здесь речь не столько об "Урале", сколько уничтожении специфической системы разведки.

Сколько тогда "полетело"...

постов: 607
Мишич (Казань)
добавлено 09.01.2011 21:52:55
Цитировать
to SeeBlik (Севастополь) На самом деле, огромный корабль, начиненный не самой надежной электроникой (на технологическом пределе той элементной базы) - огромный геморрой с постоянными отказами. Поддержание его в полностью работоспособном состоянии - непростая задача и для богатого государства.

Попытки найти баланс затратами на армию и ее эфективностью продолжаются и сейчас.

постов: 4131
SeeBlik (Севастополь) Забанен навсегда причина: мат
добавлено 10.01.2011 01:11:55
Цитировать
to Мишич (Казань)

Та не, брат, здесь не о потере "Урала", а о бездумном уничтожении системы со всеми наработками.

И за каждым винтиком стояли живые люди...

постов: 14511
магадан7 (Севастополь)
добавлено 10.01.2011 23:22:11
Цитировать
to SeeBlik (Севастополь)



Согласен, и ещё огромная потеря гос. средств. За это надо судить.

постов: 2582
nekromant (Киев)
добавлено 12.01.2011 11:12:10
Цитировать
А кого судить - все уже кануло в лету.... к сожалению.

Много замечательных проектов "умерло" у причалов так ни разу и не выйдя в море.... такова наша ментальность и бестолковость главнокомандующих....

Для добавления комментариев, пожалуйста авторизуйтесь.
По вопросам регистрации и комментариям обращаться
на E-mail Moder_forpost@mail.ru

Логин:  
Пароль:

После авторизации Вы сможете отправлять сообщения он лайн пользователям (ЧАТ)
функционал в правом нижнем углу

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

или авторизируйтесь через ВКонтакте (* Ваши личные данные не будут использованы)

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта