Живут традиции флагмана Черноморского флота

admin

 Корабли, как и люди у каждого своя судьба, своя биография. Каждому кораблю присваивается имя. Этот обычай сохранился с древних времен. С одной стороны это прививало любовь к кораблю, гордость его славой, подвигами личного состава, а с другой – помогало вести учет и оформлять все необходимые документы, которые нужны странникам морей.

Истории русского и советского Военно-морского флота известны имена многих кораблей, покрывших себя неувядаемой славой и доблестью проявленные в борьбе за честь и независимость нашей Родины. Особое место в перечне этих имен занимают корабли носившие имя «Слава».



Экскурс в историю

Позволю себе совершить небольшой экскурс в историю. Такое наименование корабля в отечественном флоте появилось отнюдь не случайно. Отдавая должное мужеству и мастерству русских моряков, проявленным в Чесменском морском сражении, в ходе которого 26 июня (7 июля) 1770 года был уничтожен почти весь турецкий флот, императрица Екатерина II повелела назвать так приобретенный в том же году для Архипелагской экспедиции в Средиземном море 16-пушечный фрегат, который принимал самое активное участие период русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Летом 1774 года, перед возвращением эскадры в Россию, этот фрегат, пришедший в негодное к дальнейшему плаванию состояние, был продан на слом.

Через четыре года, в 1781-м году, на эллинге адмиралтейства в Архангельске для Балтийского флота был построен новый 38-ми пушечный фрегат «Слава». В период войны со Швецией 1788-1790 годов этот фрегат принимал участие в составе Ревельской эскадры, участвовал в Гогландском, Ревельском и Выборгском морских сражениях, а во время войны с Францией 1792-1797 годах дважды выходил за пределы Балтики для блокады берегов Франции и Голландии. В 1799 году устаревший фрегат был разоружен и превращен в плавучий склад.

В XIX веке кораблей с этим именем в военном флоте не было, и лишь в начале ХХ века появился эскадренный броненосец, а с 10 октября 1907-го года линейный корабль «Слава». Яркой страницей в историю линкора и флота в целом вошла операция по оказанию помощи во время землетрясения в Мессине ( Италия) в конце декабря 1908-го года. А 17 октября 1917 году во время Моонзундской операции в сражении с немецкими кораблями пытающимися прорваться в Финский залив броненосный линкор «Слава» Балтийского флота получил тяжелейшие повреждения и был затоплен командой прямо у входа в Моонзундский канал. Тем самым путь на революционный Петроград для противника был закрыт. Это был подвиг сродни легендарному «Варягу». Бой линкора «Слава» с немецкими кораблями замечательно изложен в книге «Моонзунд» писателем маринистом B.С. Пикулем.

Четыре «Славы» значились в списках кораблей и судов Красного флота в годы гражданской войны. Это: танкер, плавучая база дивизиона катеров-истребителей, канонерская лодка и речной буксир Балтийского флота.

Как эстафету принял гордое имя «Слава» первоклассный корабль, детище предвоенных пятилеток красавец крейсер. Правда, первое его имя было «Молотов». Этот легкий крейсер был построен на заводе №198 им .Марти в Николаеве и вступил в строй 14 июня 1941 года, участвовал в обороне Севастополя. Торпедирован самолетом-торпедоносцем 3 августа 1942 года под Феодосией, при попытке срыва подготовки противником к форсированию Керченского пролива. Для ремонта была использована кормовая часть недостроенного крейсера "Фрунзе". Вернулся в строй в конце 1943 года, но в боевых действиях больше не участвовал.

С 1952 по 1955 год крейсер прошел капитальный ремонт и модернизацию в Севморзаводе с обновлением зенитного и радиолокационного вооружения и стал флагманским кораблем 50-й дивизии крейсеров ЧФ, на нем держал свой флаг командир дивизии контр-адмирал С.М.Лобов.

3 августа 1957 года вследствие "разоблачения антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова" корабль был переименован в "Славу".

Таким образом, современный ракетоносец «Слава» стал девятым кораблем с этим именем. Небольшое отступление.

Конструкторскому Бюро было поручено проработать на базе большого противолодочного корабля 1134Б - крейсер. БПК проекта 1134-Б Главнокомандующий ВМФ СССР за основу взял неслучайно - в те годы серьезную опасность для СССР представляли атомные подводные лодки НАТО. Проблема заключалась в том, что обнаружить их в океанской зоне могли только БПК, которые сами нуждались в прикрытии. Кораблестроители Северного проектно-конструкторского бюро в г. Ленинграде, в короткие сроки подготовили свои предложения по новому проекту. Главком одобрил проектно-техническую документацию и весной 1973 года эскизный проект нового крейсера третьего поколения проекта 1164 шифр «Атлант» был готов. Его главным конструктором стал начальник КБ Александр Перьков, а позже Валентин Иванович Мутихин, кстати, удостоенный за реализацию этого проекта звания Героя Социалистического труда.

В качестве основного ударного вооружения будущего крейсера военные моряки выбрали противокорабельный комплекс «Базальт» созданный в НПО «Машиностроение». С помощью комплекса «Базальт» он стал способен наносить дальние удары по морским группировкам противника на расстоянии свыше 500 км. Одновременно 130 мм артиллерийская установка позволяла отражать атаки авиации и кораблей, а также подавлять береговые цели на расстоянии до 22 км. Зенитно-ракетные комплексы «Форт», «Оса» и автоматические пушки могли сбивать самолеты и ракеты на расстоянии от 5 до 20 км от корабля, а при взаимодействии с палубным вертолетом Ка-27 крейсер мог обнаруживать и уничтожать торпедами и реактивными бомбометами любые иностранные субмарины на расстоянии до 15 км. Одним словом это многофункциональный боевой корабль.

Среди опытного вооружения на крейсер был установлен зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» корабельный аналог знаменитого сухопутного комплекса ПВО. Он расположен на борту корабля в вертикальном положении в четырех пусковых установках револьверного типа, в свою очередь в одной шахте находится восемь ракет. Пуск производится следующим образом. Сначала ракета подбрасывается в воздух, затем в воздухе запускается маршевый двигатель. После чего барабан проворачивается и выводит на пусковую установку очередную ракету. Комплекс способен вести и обстреливать 12 целей одновременно.

 

Ударная мощь «Атланта»

Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков посчитал, что восемь противокорабельных ракет новому крейсеру будет вполне достаточно, но конструкторы Северного ПКБ отстояли свой вариант и разместили на корабле 16 ракет. В результат по сравнению с крейсерами более ранних проектов ударная мощь «Атланта» возросла сразу в четыре раза. Конструкторам впервые в мире удалось решить важную задачу, результатом которой стала система отвода реактивных струй ракет, а одновременно с этим появилась возможность смонтировать спаренные пусковые установки с фиксированным углом возвышения. Такая система позволила во время залпового огня первым ракетам не забивать реактивными струями последующее залпы. А для улучшения обзора судостроители подняли ходовую рубку крейсера на 5 метров. "Слава" является экономичной версией атомного крейсера "Киров" и предназначена больше для эскортных операций, чем для использования в качестве флагманского корабля. Подобно крейсеру "Киров", основной упор в вооружении корабля сделан на ракетные комплексы класса "корабль - поверхность", предназначенные для поражения надводных целей. На западе крейсер окрестили «убийцей авианосцев».

Забегая вперед, скажу, в феврале 1983 года ракетный крейсер «Слава» был принят в состав Черноморского флота . Позже николаевские судостроители спустили на воду три и подготовили к закладке еще два корабля типа «Атлант». Однако до распада СССР в состав ВМФ РФ успели принять только два ракетных крейсера. Впоследствии один из них получил наименование «Маршал Устинов» и стал базироваться на Северном флоте ВМФ РФ, а второй - крейсер «Варяг» (бывший «Червона Украина») с 1996 года стал флагманом Тихоокеанского флота РФ. Третий же корабль (бывший «Адмирал Флота Лобов»), и уже бывшая «Украина» находится в девяностопроцентной готовности и стоит у стенки судостроительного завода в Николаеве.

Комплектование нашего экипажа началось с назначения командира корабля к. 2 ранга Москаленко В.О., офицеров управления, командиров БЧ а уже к 30 октября 1981 года состоялись первые 48 назначений офицеров и 18 мичманов, которые вместе с моряками срочной службы проходили стажировку на 26 кораблях и в частях Черноморского флота. Во время стажировки мы старались брать лучшие традиции этих кораблей, лучшие образцы служения Родине. До убытия в г. Николаев, офицеры БЧ-7 Катаржнов С.К. , Хомяк А.М. , Зарницын В.П. во главе со старшим помощником командира капитаном 2 ранга Болсуном В.Ф. осваивали БИУС «Лесоруб» в г. Ульяновске. Офицеры БЧ-2 Володин В.Н., Харитонов В.Ф., Скрипников Е.П, Королев В.А.стажировались тоже г.Ульяновске, но на другом предприятии. Манчевский Н.А., Паткаускас А.В., мичман Сасин В.М. в г.Серпухове, первый дивизион во главе с комдивом на ТАКР «Киев» и ракетно-технической базе в Каракобах. Часть офицеров и мичманов БЧ-5 стажировались на ЮТЗ.

19 июня по решению политуправления ЧФ на корабле была создана партийная организация, секретарем партбюро был избран капитан-лейтенант В.П. Верба, а 7 августа создана первичная комсомольская организация, секретарем комитета ВЛКСМ был избран лейтенант А.В. Наседкин.

После орг. мероприятий в 15-м флотском экипаже, 10.1212.81 г. прибыли в г. Николаев. Нужно отдать должное. Несмотря на бытовую неустроенность офицеров и мичманов, большое количество бесквартирных, тем не менее мы смогли сохранить практически все 44 семьи, которые решились на переезд. В этом несомненно была заслуга партийной организации, твердая повседневная организация, высокая планка требовательности командования корабля, командиров БЧ, разработанная и внедренная система оценки служебной деятельности офицеров и мичманов.

5 июня 1982-го года состоялось заселение на корабль в судостроительном заводе им. 61-го коммунара, начались швартовые и заводские испытания. – это были этапы, достойные отдельного повествования. 21 – 25.08 1982 года на рейде порта проведена подготовка к выходу крейсера из Николаева через Бугско-днепровско-лиманский канал в Черное море в точку №1, а ходовые испытания начались с 26 августа.



Крейсер строила вся страна



Сегодня можно сказать со всей ответственностью, что первый экипаж «Славы» в профессиональном плане был очень подготовленным. И это не удивительно. Рядом с нами были члены сдаточной команды, офицеры военной приемки, ведущие специалисты и конструкторы предприятий, ответственные сдатчики по системам, строители по заведованиям. Мы ежедневно могли общаться и получать помощь от Старшего строителя Жело М.Г., Главного конструктора крейсера Мутихина В.И. . Это были Профессионалы с большой буквы, настоящие коммунисты, душой болеющие за порученное дело. Они регулярно присутствовали на наших партийных собраниях, где выступали с дельными предложениями, способствующими освоению экипажем материальной части, оружия и технических средств.

По сути крейсер строила вся страна от Ужгорода до Владивостока, По информации Валентина Ивановича Мутихина в строительстве крейсера и его испытаниях было задействовано более 700 контрагентских предприятий Советского Союза. Благодаря их повседневной помощи ускоренными темпами шло освоение новых образцов техники и оружия: ударного комплекса «Базальт», ракетно-зенитного С-300»Ф», навигационного комплекса «Салгир», БИУС «Лесоруб», радиолокационного комплекса «Флаг», системы освещения дальней надводной обстановки «Корвет», системы ввода и обработки информации «Байкал», совершенно новой артиллерийской установки АК-130 и т.д.

И начались ходовые испытания

За два месяца мы практически полностью «прокрутили» всю программу ходовых испытаний, а с 20 октября провели государственные испытания в полигонах Черного моря и со 2-го ноября согласно Программы гос.испытаний вся материальная часть была полностью передана в наши руки и вся отвественность за ее состояние легла на наши плечи. В этот период работали на пределе физических и моральных сил. Свой экипаж почти 500 человек и плюс в некоторые дни свыше тысячи гражданских специалистов - от малярш до ведущих конструкторов. Пережили все: лишение элементарных бытовых условий, авральные работы, пуски и стрельбы из всех комплексов и систем корабельного оружия, аварийные тревоги и аварийные ситуации.

Особо памятна случившаяся ситуация в ночь на 1 сентября 1982 г. в 38-м полигоне Черного моря. Один из рабочих в 3 часа ночи по ошибке вместо освещения включил систему объемного пожаротушения. За несколько секунд в помещение ракетного погреба комплекса С-300 Ф было вброшено около 700 кг фреона, который расползался по смежным помещениям, т.к. часть кабельтрасс еще не была зацементирована. Фреон оказался, как выяснилось позднее, к счастью, не токсичным. Из находившихся на борту, пострадали 5 человек, и все из экипажа корабля. Особенно тяжело приходили в себя после полученной дозы наркоза старший лейтенант Б. Паткаускас и старший матрос Янаускас. Первую помощь в корабельном лазарете пострадавшим оказывал начальник медслужбы капитан Чепижко С.В со своими «медбратьями».

В связи с неоднозначностью ситуации командир прекратил очередные испытания, и скоростью 30 узлов мы пошли в базу. К нашему приходу был подняты и развернуты по тревоге соответствующие отделы штаба флота, военно-морского госпиталя, и другие службы. Однако все мы родились в рубашках. Нам повезло, пятеро моряков к вечеру того же дня прибыли после обследования на корабль. Резонанс был серьезный. Командующий флотом адмирал Н.И. Ховрин лично разбирался с этим случаем. Спасло то, что в погребе не было ракет, а главное, что не было жертв. Новостройки, в силу новизны техники и оружия, всегда проходили с большими сложностями. Не будет преувеличением, у каждого из нас наверняка, были другие памятные эпизоды по сложности не уступающие озвученному выше, которые оставили не один рубец на сердце.

Настойчиво отрабатывались слаженность и взаимодействие личного состава по дивизионам и боевым частям. Особое внимание командованием и партийной организацией уделялось становлению и отработке боевых частей -2-5-7.

Далеко не простым шло становление ракетно-артиллерийской боевой части-2 под руководством капитана 2 ранга Манчевского Н.А., его заместитель по политчасти капитан 3 ранга Коханюк В.М. Новизна была не только в технике и оружии, ведь за ней стояли люди, которых надо было обучить безукоризненному ее владению. Это стало возможным благодаря самоотверженному труду офицеров и мичманов боевой части, настоящих знатоков ракетно-артиллерийского оружия, людей влюбленных в свою профессию. Стиль работы этих офицеров и мичманов с моряками срочной службы отличался доброжелательностью, чуткостью и высокой личной примерностью. Отношения с подчиненными были ровными без «сынков» и «пасынков». Потому, не только бросковые пуски из всех пусковых установок, но и и фактические испытания главного комплекса с учебной стрельбой на дальности свыше 100 км, артиллерийские стрельбы, освоение новейшего артиллерийской установки АК-130, учебно-боевые пуски зенитно-ракетных комплексов прошли без особых проблем.

Через свои сложности и трудности проходило становление личного состава электромеханической боевой части, БЧ-5, командир капитан 2 ранга Фененко В.И., заместитель по политчасти капитан 3 ранга Донсков А.В. Командир БЧ-5 был душой своего подразделения, настоящим мотором и организатором в деле освоения материальной части. На его плечах лежала огромная ответственность за жизнедеятельность, взрывопожаробезопасность и живучесть корабля. На крейсере, по сравнению с другими газотурбинными кораблями прежде всего значительно возросла мощность газотурбинных двигателей, генераторов, здесь были установлены новые системы кондиционирования, маршевые двигатели с газовым реверсом, впервые установлены тепло-утилизационные контуры, что повышало экономичность ГЭУ, скорость и дальность плавания. Благодаря его усилиям офицеры и мичманы тесно сотрудничали с представителями машпроекта завода изготовителя, а личный состав получил хорошую практику при шефмонтаже материальной части , что несомненно расширяло кругозор и навыки моряков в обслуживании техники. С началом пуско-наладочных работ электромеханики первыми начали нести вахту по боевым сменам.

На то время относительно новой штатной структурой на крейсере была БЧ-7 – боевая часть управления, командир капитан 2 ранга Катаржнов С.К., его заместитель по политчасти капитан 3 ранга Кусков В.П. В этой боевой части была сосредоточена практически вся локация, радио, трансляция, боевая информационная система управления т.е. системы освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, связи, а это если можно так сказать- глаза, слух, орган речи, нервы и кора головного мозга крейсера. »Здоровье» корабельного организма в прямом и переносном смысле зависело прежде всего от успешного функционирования этих органов.

Гордостью крейсера в то время были офицеры: Фененко В.И., Анисимов В.П., Манчевский Н.А. Володин В.А., Остапчук А.Ф., Тумаков С.Л. Макеев В.А., Сергеев В.Г., Сухопяткин И.Г., Андреев Е.В., Постонен С.И., Катаржнов С.К., Коновал В.Ф., Хомяк А.М., Харитонов В.Ф., Корчемкин Н.В., Цебро А,В., Дзюрич А.А., Романов В.В., Клименок А.В., Лепетюк В.И., Скрипников Е.П., Филиппов В.Б., Березовой Н.В., мичманы: Миткарев Г.А., Вилинский П.Ф., Ковалев Н.И., Сасин В.М., Гиплюк М.В., Белый И.А., Дробжев Д.А., Лактионов Е.Е. и многие многие другие. Они были настоящими ПРОФИ. Многие из вышеназванных офицеров и мичманов за успешное освоение новой техники и оружия были удостоены высоких правительственных наград, а командир капитан 2 ранга В.О. Москаленко был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.

С большой теплотой можно назвать фамилии лучших моряков срочной службы тех дней: матрос Биркин (БЧ-1), старшина 1 статьи Воронин (БЧ-2), старшина 2 статьи Бойченко, старший матрос Марцинишин, матрос А.Азопков, матрос Колесник, ( все БЧ-7), старшина 1 статьи Сандимиров и старшина 2 статьи Горкавчук оба (БЧ-5), матрос Полулященко (Сл.команды).

После завершения основной части Программы испытаний 30 декабря 1982-го года был подписан акт государственной приемки корабля, а 30 января 1983., согласно приказа Командующего флотом на крейсере был поднят Флаг ВМФ СССР т.о. в состав Военно-Морского флота вступил новый современный крейсер третьего поколения.

На торжествах по случаю подъема Флага была группа ветеранов ( 10 чел. ), участников Великой Отечественной войны с крейсера «Слава» («Молотов») во главе с председателем совета ветеранов крейсера капитаном 2 ранга в отставке Матюшевским Г.А., от командования флота присутствовал последний командир этого корабля контр-адмирал Н, Мясоедов. От Николаевского обкома партии присутствовал и выступил первый секретарь Шараев В.Д. На нашем торжестве присутствовали наши шефы-представители Приборостроительного производственного объединения имени 50-летия СССР из г.Арзамаса.

Через несколько дней мы убыли из г. Николаева в г. Севастополь к месту своего постоянного базирования, в 150-ю Краснознаменную отдельную бригаду ракетных кораблей, командир бригады контр-адмирал Корнейчук В.А., начальник политотдела капитан 1 ранга Черепок В.Е. С прибытием в главную базу, и сдачей курсовых задач мы были введены в боевой состав Черноморского флота. Крейсер сразу стал показным для высоких должностных лиц страны и зарубежья. чуть ли не ежедневно встречали и провожали известных на всю страну лиц. В июле крейсер посетил ГК ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, а 9 сентября 1983 года на крейсере побывал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, о чем сделал запись в книге почетных посетителей, крейсер неоднократно посещали военачальники, космонавты, представители творческой интеллигенции страны.

Первый поход - на Северный флот

Логическим продолжением после ввода крейсера в боевой состав стал его первый поход на Северный флот . Хотя этот поход был относительно непродолжительным с 14.09.83г. по 27.11.83 г., но, кроме стрельб, он был насыщен рядом интересных событий, связанных с завершением Программы испытаний систем и комплексов техники и оружия в штормовых условиях в Атлантическом океане головного корабля проекта 1164.

Благодаря помощи и поддержке штаба и политического отдела 150-й ОБРК, крейсер в кратчайшие сроки был подготовлен к межфлотскому переходу.

Старшим на переход был назначен командир бригады капитан 2 ранга В.П. Еремин, Напряженность боевых будней тех дней я проиллюстрирую несколькими эпизодами. 14 сентября нас. провожал лично командующий Черноморским флотом адмирал А.М. Калинин вместе с членами Военного совета.

А уже утром 15-го на подходе к Проливной зоне началось. Еще в предутренней темноте, мигая бортовыми огнями, появляется первый самолет. С рассветом опознаем – патрульный самолет «Треккер», производство США. Он продолжает облеты корабля, ведя фотосъемку до самого входа в пролив. Эстафету у него принимает турецкий эсминец, который сопровождает нас в непосредственной близости от корабля на всем протяжении пролива. Параллельно появляются два катера-разведчика, которые ведут детальную фоторазведку, над кораблем кружит вертолет типа «Линкс». Фотографирование и телевизионная съемка ведутся и с моста через Босфор. В Мраморном море идем в сопровождении эсминца и самолетов. В проливе Дарданеллы сопровождает турецкий сторожевик Р-1225, а с выходом в Эгейское море в кормовых курсовых углах занимают место греческий фрегат «Иеракс» и эсминец УРО США «Рекфорд». Нарушая МПСС, маневрируют в опасной близости от корабля, фиксируя все на фото- и кинопленку. Тем не менее на крейсере подводятся первые итоги, плюсы и минусы форсирования Проливной зоны, активно работает внутрикорабельная пресса, система телерадиовещания, жизнь постепенно входит в обычный походный ритм согласно суточному плану боевой и политической подготовки.

С трудностей начался день 17 сентября. В 3 часа ночи получено радио: в 180 милях западнее на нашей дизельной подводной лодке Северного флота получил тяжелую травму матрос М Бондаренко. Командный пункт 5-й эскадры дал указание следовать в точку встречи с ПЛ. Курс 270 градусов, скорость 24 узла, идем в точку рандеву, готовим плавсредства, разворачивается медицинская группа усиления, следующая с нами на эскадру во главе с подполковником медслужбы В.Л. Барановым. За два часа до встречи получили сообщение, что состояние больного резко ухудшилось. Скорость 30 узлов, работают четыре главных двигателя. К 10 утра встретились с лодкой, где уже два часа шла операция. Группа медиков ушла на лодку, где было принято решение эвакуировать пострадавшего к нам на крейсер. С трудностями, но больного под наркозом доставили к нам, где продолжили операцию в течение еще 4 часов в нашем операционном блоке. Потребовалось значительное количество крови 1-й группы для переливания. Пятеро наших моряков стали донорами. Среди них матрос Патрашков В. и матрос Калитка А. К ночи стало ясно: кризис миновал, организм больного начал функционировать в пределах допустимого. Позднее с попутной оказией моряка отправили в Севастополь.

Учитывая смену обстановки с базовой на боевой лад и то обстоятельство, когда мы говорили о виртуальном противнике, его кораблях и самолетах, а здесь все оказалось перед глазами каждого моряка, очень много усилий пришлось вложить в отработку поста противовоздушной обороны, корабельного противолодочного расчета. Здесь выявились и первые серьезные упущения в подготовке операторского звена. Достаточно сказать, что только в радиотехническом дивизионе свыше 90% личного состава должны владеть операторскими навыками, а это была откровенная «целина» и целая программа работы не только для командного состава, но и для политработников, партийных и комсомольских организаций.

Техника шагала впереди учебных программ учебных отрядов. Учитывая, что будущее за кораблями проектов как наш крейсер и более современными по насыщенности радиоэлектронным, ракетным, зенитно-артиллерийским вооружением стало понятно, что ведущей фигурой практически во всех боевых ча¬стях станет оператор. Надежность противовоздушной, противо¬ракетной и противолодочной обороны будет зависеть от их уров¬ня подготовки. Этот вывод не потерял актуальности и сегодня. И сегодня нужна строгая научная система отбора кандидатов в операторы на начальном этапе, их целенаправленная подготовка по комплексам и системам, а не доморощенные методики обучения и тренировок операторов на кораблях 3-го поколения далека от совершенства система за счет личного состава обеспечивающих подразделений корабля. По старинке, недостатки в их подготовке иы пытались возместить за счет различных групп усиления промышленности, настройщиков и т.д. Не правильнее ли говоря о качественных параметрах, комплектовать эти должности за счет постоянного состава? Не исключаю, что именно в те годы и по этим причинам на флотах возникла необходимость комплектовать эти должности контрактниками.

1 ноября в 22 часа в полигоне боевой подготовки, уже будучи на Севере, выполняли стрельбу после проведенного радиотехнического учения по звену наших истребителей, летящих на высотах около 50 метров. Стреляли по крылатым ракетам, запущенные с подводной лодки, которые шли тремя эшелонами: первая на высоте 8.000 метров, вторая – на высоте 500 метров, третья - на высоте 50 метров. Картину стрельбы трудно описать, особенно вертикальные старты ракет зенитного комплекса С-300 Ф в ночном штормовом море. Все это можно назвать одним словом – «фантасмагория», что-то из области нереального и причудливого. Первым стрелял «Киров», одну ракету, низколетящую, пропустил. Мы шли в кильватере и наблюдали ситуацию воочию с ходового мостика. После перестроения были запущены той же лодкой ракеты по нам. Все три цели были сбиты крейсером первыми ракетами. Последняя мишень разваливалась на виду, вся объятая пламенем. Заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Бондаренко, наблюдавший стрельбу с «Кирова», сказал по радио следующие слова: «Передайте экипажу, я наблюдал вашу стрельбу, она выполнена блестяще».Слаженно действовали расчеты «Флага», «Байкала», «Форта».

23 ноября. Пожалуй, был один из самых трудных дней похода. Придя в 40-ю точку, это под Тунисом, нам дали команду принять людей с нашего СКРа для доставки их в Севастополь. Море 2 балла, но сильная зыбь после прошедшего циклона. Офицеры смотрели кинофильм в кают-компании, личный состав в столовой команды. На корабле для спуска плавсредств применяется кран с длиной стрелы 21 метр как основное, так и запасное средство. Мы не учли, что амплитуда качки при поднятой стреле весьма большая. Нужно было или вообще не поднимать катер с блоков (самое разумное), или немедленно с отрывом катера с блоков вываливать его за борт. Момент был упущен, и вот 7,5 тонн (вес катера) начало раскачивать над палубой крейсера на высоте 3-4 метра как маятник, а в катере уже были люди во главе с вахтенным офицером капитан-лейтенантом А.Бугой. За кормовые и носовые оттяжки уцепились человек по 15-20, пытаясь удержать от дальнейшей раскачки катер. Однако это не помогло, и катер, раскачиваясь, начал все рушить на своем пути, как таран.

Одна из оттяжек (это капроновый линь в палец толщиной) не выдержала и оборвалась, люди вместе с командиром повалились на палубу. Первым ударом на очередной амплитуде была порвана в двух местах труба УСВЗ, вторым разнесло плотик и ограждения на площадке крана, чуть не убило командира БЧ-5 и двух моряков. Третьим ударом разнесло на части шлюпку, а в катере появились рваные дыры, из которых потекли солярка и вода. На несколько секунд ситуацию удалось стабилизировать до очередной крупной волны. После очередной попытки задержать катер от раскачивания те, кто одерживал корму, повалились от рывка друг на друга, и хорошо, что не за борт. После чего крановщик начал травить блок с тем, чтобы катер ударился о леерное ограждение и самортизировал, таким образом задержать или прекратить раскачку. В катере были по-прежнему 5 человек с ошалевшими глазами и судорожно вцепившимися руками в борта. Они были на краю, в лучшем случае, от тяжелых травм. По команде крановщик начал травить блок, был еще один удар по основанию крана и выведен из строя ряд механизмов, погнут упор крана, что не позволяло изменять вылет стрелы. Однако очередное раскачивание пришлось на леера и часть фальшборта. Леера снесло, но раскачивание было прекращено.Еще потравив полметра, катер был вывален за борт, закреплен, высадили людей. Время было 20 часов 30 минут. Около 24.00 катер развернули носом по ходу корабля, обвязали страховочными концами, после чего поставили на киль-блоки.

Были секунды, когда казалось, что трагедия неизбежна. Что могло быть с катером, а главное с людьми, с теми, кто удерживал его от раскачивания, если бы конец вдруг запутался на ком-нибудь из последних? Это означало, что вся группа была бы в лучшем случае за бортом. Чем спасать? Плавсредств нет, да и спустить их нечем. Ночь, темнота, зыбь. После всего произошедшего мы снялись с якоря для маневра по оказанию помощи сторожевику.

СКР «Ленинградский комсомолец» свой баркас с первой попытки поднять не смог, разбил винто-рулевую группу, порвал стропы и смог поднять с помощью швартовых концов только в 2 часа ночи 24 ноября, после того как мы снялись с якоря и прикрыли СКР своим корпусом.

Все это время над кораблем, постоянно светя бортовыми огнями, кружили «Орион» и французский самолет «Ализе».

28 ноября. В 9.00 зашли в главную базу. За время похода существенно возрос уровень боевой готовности комплексов и систем оружия. Экипаж получил хорошую морскую практику, проверенную морем в различных ситуациях. Моряки на деле убедились, что интерес к новейшему ракетному крейсеру ВМФ СССР в силу его мощного вооружения со стороны флотов стран блока НАТО на всех этапах плавания был неподдельным. Достаточно сказать, что только облетов крейсера самолетами и вертолетами стран блока НАТО по пути следования было совершено 1.130, а в слежении за крейсером в общей сложности приняли участие 42 корабля различного класса. Облеты авиацией и слежение кораблями совершались далеко не из простого любопытства: одни вели разведку, другие отрабатывали различные способы учебных атак, третьи создавали откровенные предпосылки к провокациям. За время похода кораблем пройдено более 15 тысяч миль, около десятка морей, 2 океана.

Это было начало. Дальние морские походы следовали один за другим. 15 мая 1995 года приказом ГК ВМФ ракетный крейсер «Слава» переименован в ракетный крейсер «Москва», а 13 мая 1998 года на корабле был поднят гвардейский Андреевский флаг. Как известно старая слава новую любит, ею живет и множится. Моряки-гвардейцы «Москвы» не дают потускнеть гордому имени «Слава» Горизонты морских походов значительно расширились. В активе экипажа корабля успешное выполнение задач боевой службы в Индийском и Тихом океанах, пройдены десятки тысяч боевых и штормовых миль, выполнены сотни боевых упражнений, десятки всевозможных учений в т.ч. международного масштаба. Крейсер с честью выполнял и выполняет дипломатическую миссию. За годы своей жизни корабль побывал во многих странах различных континентов, на корабле побывали десятки тысяч гостей. Везде, где были наши моряки, они с честью представляют наш Флаг, Великую Россию.

Идут годы, меняются экипажи, командиры, к большому сожалению уходят из жизни ветераны…Сегодня на крейсере служат дети тех моряков, кто впервые выходил на этом корабле в море, кто дал путевку в жизнь этому славному кораблю. В эти дни мы отмечаем значимую для любого корабля дату. 30 января исполняется 30 лет со дня подъема Военно-Морского Флага. Ветераны «Славы» с щемящей грустью отмечают эту дату, а вместе с тем и с радостью. Традиции заложенные нами – живы, они находятся в надежных руках» моряков гвардейского РКР «Москва. С праздником Вас, друзья! Доброго здоровья Вам и Вашим семьям! Попутного ветра и семь футов под килем!



Виват тебе, Российский флот,

Моя любовь и моя рана!

Сыны твои седеют рано

От брызг морей и океанов.

Но дух Петра всегда живет!

Виват тебе, Российский флот!

Заместитель командира РКР «Слава» по политчасти первого экипажа крейсера капитан 1 ранга в отставке Александр ЧЕБЫКИН

Выступает Мясоедов, последний командир Славы

Выступает Шараев

С.Горшков на борту Славы

Profile picture for user Черное море
11097

Ветеранов РКР "Слава" с 30-летием подъема флага на крейсере!!! Экипажу ГРКР "Москва" скорейшего возвращения в родной Севастополь!

Profile picture for user HogoFogo
13

Среди опытного вооружения на крейсер был установлен зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» корабельный аналог знаменитого сухопутного комплекса ПВО. Он расположен на борту корабля в вертикальном положении в четырех пусковых установках револьверного типа, в свою очередь в одной шахте находится восемь ракет.


На корабле данного проекта не четыре, а восемь пусковых установок по восемь ракет каждая. Автор немного ошибся.

Profile picture for user strannik
275

В контексте речь идет очевидно о побортном расположении, тогда автор прав.

Profile picture for user serdiukoff
231

Вобщето Форт стреляет не на 20 км, а намнооого дальше. А так как автор замполит, то это простительно.
to strannik (Санкт-Петербург)
Погреб Форта установлен в диаметральной полскости, а вот ЗРК Оса побортно расположены.

Profile picture for user strannik
275

Вобщето Форт стреляет не на 20 км, а намнооого дальше. А так как автор замполит, то это простительно. to strannik (Санкт-Петербург) Погреб Форта установлен в диаметральной полскости, а вот ЗРК Оса побортно расположены.
Для Сердюкова и его команды. Есть такое слово ЛЕГЕНДА.

Profile picture for user serdiukoff
231

to strannik (Санкт-Петербург)

Было, но прошло. И ы это прекрасно знаете!
И пытаетесь спрятать некомпетентность
за секретностью. Бэд вам.

Profile picture for user BeeLine
1532

Есть такое слово ЛЕГЕНДА.

Трям-тарарам! У россиян до сих пор трёхсотый комплекс засекречен. Да я его курсантом почти 30 лет назад учил!