Пять подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя

admin

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок «Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот», «Нарвал», «Скат».



В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат многие победы на море в Первой Мировой Войне.

 



Подводная лодка

«Гагара»

Подводная лодка «Гагара» относилась к проекту подводных лодок тип «Барс» (тип «Морж» II серии или тип «Морж» для Балтийского моря). Первоначальный вариант подводных лодок, водоизмещением 650 тонн, был разработан одновременно с проектом подводных лодок тип «Морж», но из-за отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато.



11 апреля 1912 года Морской Генеральный Штаб окончательно сформулировал свои требования к «мореходным» («большого» водоизмещения) подводным лодкам, технические условия на проектирование были высланы Балтийскому заводу и судостроительному акционерному обществу «Ноблессер». В середине 1912 года были выданы технические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием «Барс». Акционерное общество «Ноблессер» привлекло к составлению проекта подводной лодки И.Г.Бубнова и этот проект был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас водоизмещения до 1% от надводного водоизмещения. Заказ на 18 подводных лодок типа «Барс» по программе 1912 года по проекту И.Г.Бунова был распределен следующим образом: общество «Ноблессер» должно было построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных лодок: «Тигр», «Львица», «Пантера», «Рысь», Ягуар», «Кугуар», «Леопард», «Тур» для Балтийского моря и четыре подводные лодки: «Ерш», «Форель», Угорь», Язь» для Дальнего Востока (Сибирская флотилия). Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота: «Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк» и две подводные лодки для Дальнего Востока: «Змея», «Единорог».



Подводные лодки тип «Барс» для Черного моря (тип «Лебедь» или тип «Морж» III серии) строились по дополнительной программе усиления Черноморского флота, утвержденной 24 июня 1914 года. Согласно решению Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных ограничений, подводные лодки этого типа должны были представлять собой подводную лодку тип «Барс» с некоторыми изменениями в спецификации. Срок сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 года. Вопросы, связанные с изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим Советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 года и январе 1915 года. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 года, включали: отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку электрического лага, противоминных отводов, применение системы подводной сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на иллюминаторах и ватерклозетов «для подводного использования». 2 января 1915 года обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом 27 декабря 1914 года.



Совещание отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из Центрального Поста, повышение запаса плавучести на 10%, обеспечения непроницаемой боевой рубки и установки над ней площадки на высоте около 3.6 метров над ватерлинией были отложены. Решено было увеличить прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой. Согласно спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 года, подводные лодки тип «Лебедь», в отличие от прототипа, имели электрический привод горизонтальных рулей из Центрального Поста, кроме того, были выполнены изменения, согласованные 8 декабря 1914 года и 2 января 1915 года. В ходе постройки вносились отдельные изменения – установка боковых килей, «деревянных подушек для лежания на грунте», трех (вместо двух) клапанов вентиляции на концевых Цистернах Главного Балласта, «тяжелых» подводных якорей (весом по 1 тонне), более надежных помп системы Клингера производительностью 35 куб/час. Вместо двух, по проекту, установили один аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не устанавливались.



В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. По контракту от 17 марта 1915 года две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве: «Гагара» и «Утка», и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей: «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник», «Орлан». На подводных лодках «Буревестник» и «Орлан» были установлены штатные дизеля завода «Л.Нобель» по 1320л.с., что обеспечило на испытаниях подводной лодки «Орлан» полную надводную скорость в 14 узлов (подводная – 7.7 узла), время погружения 1 минута 30 секунд, метацентрическая высота в подводном положении 0.29 метра (по спецификации – 0.21 метра). Невыполнение требований по скорости хода, в том числе и под водой, объяснялось ростом сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного киля, противоминных отводов на горизонтальных рулях. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Буревестник» и «Орлан» включало одну 75-мм автоматическую установку и один пулемет; на подводных лодках «Лебедь» и «Пеликан» - одну 57-мм автоматическую установку и один пулемет. Число торпедных аппаратов системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они были установлены на палубе надстройки (на подводной лодке «Лебедь» - только трубчатые).



На подводных лодках «Гагара» и «Утка» из-за отсутствия штатных дизелей было установлено по два дизеля мощностью по 1250 л.с. производства Коломенского завода. На испытаниях подводная лодка «Гагара» достигла скорости (надводной/ подводной) 9.4/8.2 узла при дальности плавания при скорости хода (надводной/подводной): 2 380(9)/11(4.8). Время погружения – 2 минуты 32 секунды. Привода перископов приводились в действие от электромоторов. Горизонтальные рули на обеих подводных лодках не имели противовесов. Часть баллеров была сделана кованными, а не литыми.



2 июля 1915 года подводная лодка «Гагара» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. 29 августа 1915 года «Гагара» заложена на эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту подводной лодки типа «Барс» для Черного моря. 24 сентября 1916 года спущена на воду. 20 июня 1917 года вступила в строй.



С 18 по 27 октября 1917 года «Гагара», под командованием старшего лейтенанта А.М.Беляева, совершила Боевой поход, в котором повредила пароход «Vatan» (1862 года постройки, 516 брт). Боевой поход «Гагары» стал последним походом черноморских подводников в мировой войне. 9 декабря 1917 года были официально прекращены боевые действия на Черном море. Еще ранее в октябре 1917 года Бригада подводных лодок в составе 14 вымпелов перешла на сторону Советской власти, но ее деятельность была практически парализована уходом с подводных лодок большей части офицерского состава и деятельностью судовых комитетов. Судовые комитеты на Черном море продолжали функционировать вплоть до немецкой оккупации. В 1917 году, находясь на рейде Феодосии в бухте Двухякорной, подводная лодка «Гагара», потеряла якорь. Моряки Черноморского флота в те времена стали в шутку называть бухту Трехякорной.



16 декабря 1917 года «Гагара» зачислена в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года, после вступления германских частей в Севастополь, перешла в боеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования и под наименованием «US-4» включена в состав ВМС Германии на Черном море. Испытывалась личным составом немецкой подводной лодки «UВ-14».



23 октября 1918 года представителю украинского правительства адмиралу В.Е.Клочковскому было дано извещение от германского адмирала Гопмана, что весь русский флот в Севастополе передается украинскому правительству, причем было приказано Андреевских флагов не поднимать. 24 октября в 10 часов вечера капитан 2 ранга В.В.Погорецкий с подводниками старшим лейтенантом М.В.Копьевым, лейтенантами Монастыревым и П.Л.Афанасьевым, подпоручиком по адмиралтейству бароном В.Н.Раденом, инженер-механиком лейтенантом М.П.Ивановым, инженер-механиком мичманом Р.И.Липац и прапорщиком К.Олейниковым на германском катере были доставлены на Бригаду подводных лодок. Они высадились на подводную лодку «Гагара». Ночью остались дежурить на подводной лодке «Гагара» инженер-механик Липац и мичман А.П.Иванов. 25 октября около 3 часов ночи немцы покинули Бригаду подводных лодок.



24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо - французского командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико-технические данные

подводной лодки

«Гагара»:


Водоизмещение (надводное/подводное): 650/785 тонн

Размеры: длина - 68 метров, ширина - 4,48 метров, осадка - 4,12 метров

Скорость хода (надводная/подводная): 16,0/9,0 узлов

Глубина погружения: до 50 метров

Дальность плавания: над водой 2400 миль, под водой 130 миль

Силовая установка: дизеля 2x1250 л.с., электромоторы 2x450 л.с

Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых 457-мм торпедных аппарата,

четыре 457-мм аппаратов Джевецкого, две 75-мм АУ,

одно 37-мм зенитное орудие, один 7,62-мм пулемет

Экипаж: 33 человека.

 


 

Подводная лодка

«Карась»

Подводная лодка «Карась» относилась к подводным лодкам тип «Карп», история создания этого проекта такова: 24 мая 1904 года с фирмой Ф.Круппа был подписан контракт на постройку трех подводных лодок типа «Е». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 года, второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны.



В августе 1905 года Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление подводных лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 года и завершились летом 1907 года в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями Императорского Российского Флота, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке «U-1» Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и, несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.



Подводные лодки типа «Карп» относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.



В верхней части корпуса во всю длину подводной лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиновых моторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.



Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, три из которых в носовой части, две - в кормовой и две - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления, и они осушались помпами.



Позднее, уже на Черном море, в 1909 году за счет снятия двенадцати аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подводных лодках «Карп» и «Карась». Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.



Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиновые моторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.



Подводная лодка «Карась» в мае – июне 1904 года была заложена на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морведа России. 30 мая 1906 года спущена на воду. 12 июня 1906 года «Карась» начала заводские испытания.



Испытания выявили ряд существенных конструктивных недостатков, требующих большого объема достроечных работ на стапеле - увеличение объема топливных цистерн, усовершенствование системы погружения-всплытия, увеличение диаметра входного люка, доработка рулевого устройства.



25 июля 1906 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. 12 сентября 1906 года провела испытания торпедных аппаратов. 2 ноября 1906 года была предъявлена к приемо-сдаточным испытаниям, которые проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга М.Н.Беклемишева. Зимой 1906-1907 годов подводная лодка получила наименование «Карась». 10 сентября 1907 года вступила в строй, при условии устранения за счет фирмы многочисленных замечаний уже в России. 19 сентября 1907 года граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке «Карась» шелковый памятный флаг.



В сентябре – октябре 1907 года своим ходом, совместно с подводными лодками «Карп» и «Камбала», перешла из Киля в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания. 23 октября 1907 года закончив дифферентовку в районе Либавских входных буев, вышла в море и попыталась погрузиться. При заполнении цистерн главного балласта неожиданно образовался дифферент на корму до 6 градусов. Попытка устранить дифферент за счет хода и перекладки горизонтальных рулей на погружение положительного результата не дала.



После приема воды в носовую дифферентную цистерну, подводная лодка получила отрицательную плавучесть и легла на грунт на глубине около 30 метров. Наружные балластные цистерны продуть не удалось (воздух стравился во внутрь подводной лодки), внутренние балластные цистерны не были рассчитаны на продувание воздухом, помпы для откачки воды на такой глубине не работали. В результате дачи хода и перекладки рулей на всплытие, подводная лодка переползла по грунту на глубину около 27 метров. Было принято решение отдать откидные кили. Однако всплыть удалось только после получасового раскачивания подводной лодки путем перебегания личного состава с борта на борт. При обследовании подводной лодки выяснилось, что дифферент образовался из-за попадания воды в керосиновые моторы через незакрытый газоотводной клапан. В результате аварии были сломаны лопасти правого гребного винта, погнута лопасть левого винта, три аккумулятора были сдвинуты с места и дали трещины, утеряны 3 откидных киля, повреждена цистерна главного балласта №-4, сорвано 20 заклепок.



22 апреля 1908 года подводная лодка «Карась» была отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь. 4 мая 1908 года прибыла в Севастополь. Входила в состав Отдельного Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Использовалась для целей Учебного отряда подводного плавания Черноморского флота, что позволило выявить ряд дополнительных эксплуатационных недостатков - заливание водой рубки и попадание воды в аккумуляторное отделение, выплескивание кислоты из аккумуляторов на качке, попадание воды в керосиновую систему, приводившее к остановке керосиновых моторов. Для устранения этих недостатков, а также для переделки одной из цистерн главного балласта, расположенной внутри прочного корпуса, в цистерну высокого давления для обеспечения ее продувания воздухом высокого давления и установки дополнительно двух торпедных аппаратов Джевецкого подводная лодка была поставлена в ремонт.



1 августа 1908 года собрана, моторы опробованы на зарядку, механизмы готовы к погружению. В 1908 - 1909 годах совершила походы в Балаклаву и Ялту. 30 сентября 1909 года вошла в состав Дивизиона подводных лодок Черноморского флота.



В 1911 году прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. В 1912 году на подводной лодке установлена новая аккумуляторная батарея (360 элементов). В 1913 году совершила походы в Балаклаву и Ялту. В 1914 году в составе Дивизиона вошла в Бригаду подводных лодок Черноморского флота. В 1914 - 1916 годах участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на подходах к Севастополю и Констанце).



В 1915 году прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. В 1916 году входила в состав 3 Дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота. 12 февраля 1917 года выведена из боевого состава флота. 3 мая 1917 года законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими оккупантами. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико – Технические Данные

подводной лодки

«Карась»:


Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 тонн

Размеры: длина - 39,62 м, ширина - 3,12 м, осадка - 2,9 м

Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/8,3 узлов

Глубина погружения: до 30 метров

Дальность плавания: над водой 1250 миль, под водой 80 миль

Силовая установка: дизеля 2x200 л.с., электромотор 2x180 л.с.

Вооружение: один 457-мм торпедный аппарат,

два 457-мм торпедных аппарата Джевецкого

Экипаж: 29 человек.

 


 

Подводная лодка

«Кашалот»

Подводная лодка «Кашалот» относилась к подводным лодками тип «Нарвал» (проект «Holland-XXXIA», США). В 1907 году была утверждена «малая кораблестроительная программа», предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250 000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок, отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу.



Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок Голланда: тип 10С водоизмещением 45/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета, водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям Комитета. 4 июня 1911 года Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Holland-31» в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911 года Морской Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов, при увеличении дальности плавания под водой в течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5 узлов. Цена за одну подводную лодку была установлена в 1 600 000 рублей. Продолжительность постройки – 28 месяцев (окончательно-24 месяца). 9 июля 1911 года был выдан заказ Невскому заводу на постройку трех подводных лодок со сроком начала испытаний 9 июля 1913 года.



В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания электричества» и «Шукерт и Ко», аккумуляторные батареи представляла фирма «Мэто», компрессоры, воздухоохладители и помпы изготавливались в США, перископы – в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в г.Николаеве отделением Невского завода. Подводные лодки получили название «Нарвал», «Кит» и «Кашалот».



Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС заключил контракт с американской фиромй «New-London» на поставку двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Комовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, то есть подводные лодки были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части подводной лодки).



Прочный корпус был разделен шестью прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все управление подводной лодкой было сосредоточено в третьем отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка.



Прочная рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В Центральном Посту находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время заполнения ЦГБ – 1 минута.



Время перехода из позиционного положения в подводное: 40-50 секунд, то есть подводные лодки тип «Нарвал» - первые быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип «Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.



Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы.

Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых торпедных аппарата с запасными торпедами и два спаренных поворотных торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» поставили по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на подводной лодке «Кашалот» - четыре торпедных аппарата системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено было артиллерийское вооружение.



Самым ненадежным элементом подводных лодок тип «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком «малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке «Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6.6 узлов, хотя при этом дальность плавания на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3 500 миль, а на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4 800 миль. Время зарядки АБ – 20 часов вместо 12 по проекту. В целом постройка подводных лодок тип «Нарвал» стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.



11 октября 1911 года подводная лодка «Кашалот» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В года декабре 1911 «Кашалот» заложили на Невском Заводе в Санкт - Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки.



22 августа 1915 года состоялся спуск на воду. В октябре 1915 года были начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе.



3 ноября 1915 года подводная лодка переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка «Кашалот» окончила испытания. Находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок, 13 мая 1916 года вступила в строй.



В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. В июле – декабре 1916 года совершила 1 Боевой поход. 26 января 1917 года в районе Босфора захватила две шхуны с углем и взорвала их подрывными патронами. 15-24 февраля 1917 года, находясь в дозоре у Босфора, уничтожила артиллерийским огнем шхуну у мыса Дели-Ким-Шели и уничтожила подрывными патронами пять больших шхун с грузом угля у реки Сакария. Обстреляла береговую батарею у горы Агвех. Из надводного положения с восьми кабельтовых безрезультатно атаковала вооруженный ширкет «Ресанет» (мина прошла по носу). Повредила артиллерийским огнем ширкет «Ресанет» и ширкет «Икдам», после чего оба ширкета выбросились на берег в районе устья реки Мелен-Су. Потопила два буксира и четыре шхуны.



1 марта 1917 года вблизи устья реки Сакария захватила пять больших парусных шхун, следовавших с углем из Зунгулдака в Константинополь, и взорвала их подрывными патронами. 7 марта 1917 года встретила и потопила три турецких парохода и 2 шхуны, шедшие из Константинополя в Зунгулдак за углем. 17-27 апреля 1917 года в дозоре у Босфора тараном уничтожила двухмачтовую шхуну у Сакарии, вела бой с береговой батареей из четырех орудий к западу от Сакарии. В районе Зунгулдака потопила парусник у Эрегли и два парусника у Мелен-Агджи. 30 мая-5 июня 1917 года в Боевом походе уничтожила шесть шхун в районе Амастро-Керемпе. При попытке совершить диверсию на берегу с высадкой группы на шлюпке, был убит старший офицер подводной лодки. 2-13 июля 1917 года в дозоре у Босфора потопила парусник в районе Урлы, уничтожила артиллерийским огнем четыре турецкие шхуны с грузом угля, две большие турецкие шхуны и одну малую, следовавшие в Зунгулдак за углем. 22-29 августа 1917 года находилась в дозоре у Босфора.



16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками, поступила в распоряжение Германского Адмиралтейства. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками, перешла под их контроль. В ноябре 1918 года была передана союзниками представителям Белого движения, находилась в резерве.



26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.



В 1975 году подводная лодка «Кашалот» обнаружена на дне и обследована.

 

Тактико-Технические Данные

подводной лодки

«Кашалот»:


Водоизмещение (надводное/подводное): 669/912 тонн

Размеры: длина - 70,2 м, ширина - 6,5 м, осадка - 3,5 м

Скорость хода (надводная/подводная): 9,6/9,8 узлов

Глубина погружения: 50 метров

Дальность плавания: над водой 4200 миль, под водой 130 миль

Силовая установка: 2x850 л.с. дизеля + 2x450 л.с. электромотора, 2 винта

Вооружение: 4 торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого,

четыре торпеды в трубчатых торпедных аппаратах,

одно 75-мм орудие, одно 57-мм орудие, один пулемет

Экипаж: 47 чел. 

 


 

Подводная лодка

«Нарвал»

В 1907 году была утверждена «малая кораблестроительная программа», предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам.



На конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250 000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок, отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок Голланда: тип 10С водоизмещением 45/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета, водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям Комитета. 4 июня 1911 года Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Holland-31» в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911 года Морской Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов, при увеличении дальности плавания под водой в течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5 узлов. Цена за одну подводную лодку была установлена в 1 600 000 рублей. Продолжительность постройки – 28 месяцев (окончательно-24 месяца). 9 июля 1911 года был выдан заказ Невскому заводу на постройку трех подводных лодок со сроком начала испытаний 9 июля 1913 года.



В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания электричества» и «Шукерт и Ко», аккумуляторные батареи представляла фирма «Мэто», компрессоры, воздухоохладители и помпы изготавливались в США, перископы – в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в г.Николаеве отделением Невского завода. Подводные лодки получили название «Нарвал», «Кит» и «Кашалот».



Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС заключил контракт с американской фиромй «New-London» на поставку двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Комовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть.



Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, то есть подводные лодки были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части подводной лодки). Прочный корпус был разделен шестью прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все управление подводной лодкой было сосредоточено в третьем отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка.



Прочная рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В Центральном Посту находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время заполнения ЦГБ – 1 минута. Время перехода из позиционного положения в подводное: 40-50 секунд, то есть подводные лодки тип «Нарвал» - первые быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип «Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.



Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы.

Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых торпедных аппарата с запасными торпедами и два спаренных поворотных торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» поставили по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на подводной лодке «Кашалот» - четыре торпедных аппарата системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено было артиллерийское вооружение.



Самым ненадежным элементом подводных лодок тип «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком «малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке «Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей.



Это привело к снижению скорости хода до 6.6 узлов, хотя при этом дальность плавания на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3 500 миль, а на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4 800 миль. Время зарядки АБ – 20 часов вместо 12 по проекту. В целом постройка подводных лодок тип «Нарвал» стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.

11 октября 1911 года подводная лодка «Нарвал» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В декабре 1911 года «Нарвал» заложили на Невском Заводе в Санкт-Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. 11 апреля 1915 года спущена на воду.



20 июня 1915 года «Нарвал» начал сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что «муфты ненадежны и даже опасны». 18 - 19 июля 1915 года перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.



23 августа 1915 года вступила в строй. 25 октября 1915 года при переходе морем на подводной лодке сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводную лодку пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на подводной лодке носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа «АГ». Находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила три парохода и девять парусно-моторных и парусных судов. В июле – декабре 1916 года совершила три Боевых похода. 16 октября 1916 года во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен встретила турецкий вооруженный транспорт «Kesan» водоизмещением около 4 000 тонн, заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами. 17 октября 1917 года взорвала торпедой турецкий пароход «Irmingard», подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января 1917 года захватила буксирный пароход водоизмещением 300 тонн и восемь парусных шхун. Потопив пароход и семь шхун, подводная лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду, буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12 июня 1917 года захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила.



16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо - французского командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.



 

Тактико-Технические Данные

подводной лодки

«Нарвал»


Водоизмещение: (надводное/подводное) 620/912 тонн

Размерения: 70,2 х 6,5 х 3,5 метров

Дизели: 4х160 л.с.

Электромоторы: 2х245 л.с.

Скорость: (надводная/подводная) 13/11,5 узлов

Дальность плавания: 3 000 миль

Вооружение: восемь 456-мм торпедных аппаратов,

одно орудие 75-мм, одно орудие 57-мм

Экипаж 41 человек

 

В 1980 году на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка (44°38'N; 33°25'E, глубина 78 метров, возвышение над грунтом шесть метров), которая была обследована с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 году с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка.



Подводная лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение схожее с торпедным аппаратом. Подводная лодка принадлежит к типу «Нарвал» по следующим причинам: 1.Отсутствие палубного артиллерийского вооружения подтверждает, что подводная лодка затонула не в бою. 2. Отсутствуют торпедные аппараты Джевецкого - их заварили в 1916 году, что бы не мешали. 3. На лодках типа «Нарвал» в кормовой части, и в носовой были установлены палубные трубчатые торпедные аппараты. Возможно, данная подводная лодка является подводной лодкой «Нарвал» или «Кашалот».

 


Подводная лодка

«Скат»

Удачные испытания подводной лодки «Дельфин» доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г.Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке «подводного миноносца №-140». 1 сентября 1903 года управляющий Морским министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903 года Морской Технический Комитет одобрил проект.



2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан наряд на строительство подводной лодки «Касатка» по этому проекту. 24 февраля 1904 года – наряд на строительство еще четырех подводных лодок этого типа («Скат», «Налим», Макрель» и «Окунь») и 26 марта того же года – на шестую подводную лодку («Кета», впоследствии «Фельдмаршал граф Шереметьев») на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом увековечить память своего знаменитого предка, выдающегося соратника Петра I.



Проектом И.Г.Бубнова и М.Н.Беклемишева предполагалось удлинение подводной лодки по сравнению с подводной лодкой «Дельфин», придание подводной лодке лучших мореходных качеств путем развития надводной надстройки, большая часть которой выполнялась проницаемой для воды (ажурной, как тогда говорили), чтобы не иметь излишней плавучести. Нос миноносца приспосабливался для тарана легких неброненосных судов, что было навеяно тактическими соображениями XIX века. Вооружение миноносца должно было состоять из четырех мин (торпед) последнего образца, размещавшихся в наружных аппаратах системы Джевецкого, расположенных в надстройке.



Подводная лодка предполагалась трехвальной – боковые винты для бензиновых моторов и средний для электрического двигателя, причем все моторы действовали непосредственно на винты без всяких передач. Электродвигатель и аккумуляторы должны были быть такие же, как на подводной лодке «Дельфин». Балластные цистерны размещались в оконечностях подводной лодки, носовая оконечность называлась «черной», кормовая – «красной». Вода в цистерны накачивалась и откачивалась помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом. Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная («белая») цистерна и кормовая («Синяя») размещались внутри прочного корпуса. Перископы размещались в носовой и средней рубках, причем перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Корпус в средней части обшивался деревом и покрывался оцинкованным железом. ЦГБ должны были заполниться и осушаться помпами. Предусматривалась и продувка сжатым воздухом.



В результате строительства на подводных лодка тип «Касатка» (за исключением подводной лодки «Макрель») были установлены два бензиновых мотора системы «Панар», приводящих в действие две динамо-машины. Движение подводных лодок в надводном и подводном положении осуществлялось одним и тем же электродвигателем, получавшем в надводном положении питание от динамо-машин, в подводном - от аккумуляторов. Бортовые дейдвудные трубы были заглушены, подводные лодки тип «Касатка» из трехвальных превратились в одновальные (за исключением подводной лодки «Макрель», которая до 1911 года была трехвальной).



После окончания русско-японской войны на всех подводных лодках отправленных на дальний Восток (кроме подводных лодок «Макрель» и «Окунь») были установлены средние рубки-мостики, при этом носовая рубка и рубка-поплавок в корме были демонтированы.



В период модернизации подводных лодок было произведено много переделок и усовершенствований, в результате которых подводные лодки все же оказались перегруженными, и на них стало трудно плавать. После модернизации остойчивость подводных лодок настолько понизилась, что пришлось установить добавочные кили весом по четыре тонны, но и после этого метацентрическая высота не превышала 12 сантиметров. Опыт плавания подводных лодок показал, что запаса смазочного масла хватало лишь на половину запаса топлива. В результате при больших переходах надводным кораблям приходилось брать подводные лодки на буксир. Подводные лодки «Налим» и «Скат» с началом первой мировой войны были довооружены одним 47-мм орудием. На подводных лодка «Касатка» и «Кета» было установлено по одному пулемету.



Подводные лодки тип «Касатка» участвовали в войне с Японией, Первой мировой войне и в Гражданской войне, активно использовались для патрулирования и в качестве учебных. Уцелевшие после первой мировой и Гражданской войн, подводные лодки этой серии были сданы на слом в середине 20-х годов.



В марте 1904 года подводная лодка «Скат» была заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, как подводный миноносец. 31 мая 1904 года высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня 1904 года зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 21 августа 1904 года спущена на воду. 6 октября 1904 года несмотря на то, что штатные аккумуляторы были уже отправлены во Владивосток, на подводной лодке начались испытания с выполнением пробного погружения. 27 октября 1904 года погружена на транспортеры. 2 ноября 1904 года отправлена по железной дороге во Владивосток. 13 декабря 1904 года эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации подводная лодка поднята на берег.



1 января 1905 года подводная лодка «Скат» зачислена во вновь сформированный отдельный отряд миноносцев крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд. 29 марта 1905 года на подводной лодке закончены монтажные работы. В марте 1905 года спущена на воду, вошла в кампанию, на подводной лодке продолжены испытания. 3 апреля 1905 года «Скат» совершила первый выход в море с учебными целями.13 июня 1905 года на подводной лодке начаты упражнения по торпедной стрельбе, в результате чего всего выпущено 10 мин, из них 6 удачно, 3 мины пошли по кривой, а одна - затонула. С октября 1905 года по февраль 1906 года провела зимовку в порту Владивостока. 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года высочайшим Указом подводная лодка «Скат» перечислена в разряд подводных лодок. В 1906 году на Механическом заводе во Владивостоке выполнен ремонт и работы по модернизации подводной лодки: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе. С октября 1906 года по февраль 1907 года провела зимовку в порту Владивостока. С 1907 года по зиму 1908 год очередная зимовка в порту Владивостока. С 1908 года по зиму 1909 год зимовка в порту Владивостока. 2 декабря 1909 года поднята в плавучем ДОКе для зимовки в порту Владивостока. С 1910 год по зиму 1911 года провела зимовку в порту Владивостока, где командиром подводной лодки «Скат» Н.Гудимом и заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Б.Сальяром было изобретено устройство работы дизеля под водой (на 34 года раньше Германии). Одно из первых устройств изготовили в мастерской «Ксении» и установили на «Скате», испытав его 19 октября. Документ ЦГА ВМФ, свидетельствует о бесспорном приоритете России в важнейшем деле:

«14 января 1915 года Секретно

Флаг-капитану оперативной части штаба Командующего Черноморским флотом.

Рассмотрев чертежи устройства труб вентиляторной и отработанных газов для лодок типа «Касатка» Сибирской флотилии, составленные инженером-механиком 2-го дивизиона старшим лейтенантом Сальяром, нахожу, что устройство это вполне обеспечивает плавание лодки в позиционном и погруженном положении под дизель-мотором. Поэтому прошу разрешения немедленно приступить к изготовлению этого устройства средствами мастерских транспорта «Кронштадту, после чего установить это устройство на лодках «Налим» и «Скат»... Что же касается лодок строящихся типа «Кит» и «Нерпа», то для них... чертежи упомянутого устройства должны быть выработаны Главным управлением кораблестроения. По имеемым сведениям чертежи также еще не выработаны, так как встретились некоторые технические затруднения. Ныне в проекте старшего лейтенанта Сальяра все затруднения разрешены благополучно, почему прошу распоряжения о выработке Главным управлением чертежей на основе идеи старшего лейтенанта Сальяра и о заказе на изготовление устройства.

Флаг-офицер»

С 1911 года по зиму 1912 года провела зимовку в порту Владивостока. В 1913 году в ходе зимовки на Механическом заводе во Владивостоке выполнен капитальный ремонт. С 1913 года по зиму 1914 года зимовка в порту Владивостока. С 1914 года по зиму 1915 года подготовлена к транспортировке и доставлена в Севастополь по железной дороге. В январе 1915 года перечислена в состав Черноморского флота. В 1915 году вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях на Черном море: несла дозорную службу у берегов Крыма, для усиления вооружения на подводной лодке был установлено 47-мм орудие.



16 декабря 1917 года зачислена в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года выведена из действующего состава, законсервирована и сдана Севастопольскому военному порту на хранение. 1 мая 1918 года после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования.



16 апреля 1918 года в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата подводной лодки частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками, перешла под их контроль. В ноябре 1918 года была передана союзниками представителям Белого движения, находилась в резерве.



26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико-Технические Данные

подводной лодки

«Скат»


Длина - 33,5метров Ширина- 3,35метров Осадка - 3,4метров

Водоизмещение (надводное/подводное) - 140 / 177 тонн

Мощность двигателей надводного/подводного хода - 1х100 / 1х100 л.с.

Скорость надводного/подводного хода, узл. - 8,5 / 5,5

Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль - 700 / 30

Глубина погружения, м – 50

Вооружение: одно 47-мм орудие (установлено в начале мировой войны),

- четыре наружных решетчатых торпедных

аппарата Джевецкого

 

В 2008 году после технических погружений на Севастопольском рейде, было обнаружено несколько подводных лодок, лежащих на грунте. Погружения весной 2009 года напомнили о незаконченной идентификации одной из подводных лодок. Подводная лодка привлекала своим внешним видом и пропорциями корпуса. Подводная лодка стоит на ровном киле, корпус замыт в грунт и выступает над дном на высоту менее метра. При взгляде на подводную лодку сверху привлекали необычные очертания палубы в кормовой и носовой оконечностях. Узкий и изящный корпус в районе рубки переходил в плоские, каплевидные очертания носа и кормы. Дополнительную красоту придавал небольшой штурвал снаружи рубки. Всевозможные люки и отверстия виднелись на всём протяжении легкого корпуса. Высоко над рубкой поднималась труба перископа или шнорхеля. Рубка была затянута сетями тралов, корпус подводной лодки сильно оброс.



Длина подводной лодки около 40 метров, характерные очертания легкого корпуса, центральная рубка – всё говорило, что это подводная лодка «Карась». Крупный план рубки на сохранившейся фотографии молебна на подводной лодке «Карась» напоминал очертания, встреченные под водой. Оставалось расчистить рубку от сетей и наносов грунта, сфотографировать и готовить заявление об идентификации. Удалось полностью срезать трал, и при помощи буксировщика размыть одну из сторон рубки. Расположение штурвала было немного другое, чем на сохранившейся фотографии и не очень скруглённые очертания рубки. По сравнению с рубкой на фото, рубка была более угловатой. Не совпадали размеры видимой части корпуса. После снятия сетей, люк на рубке открылся достаточно легко. Под ним находилась центральная шахта диаметром в полметра и скобами трапа. Ниже был виден центральный отсек и большого диаметра штурвал.



Необходимо было расчистить носовую часть, где согласно старым фотографиям должны быть выпуклые бронзовые буквы. Эту работу удалось выполнить только в конце сентября 2009 года. На правой части корпуса некоторые буквы не сохранились. Но на левом борту в свете мощного фонаря, сквозь муть и взвесь снятых отложений отчетливо проступили буквы старой кириллицы – «Скат».



Владимир Бойко

ветеран-подводник ВМФ РФ

редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»

Profile picture for user shiper
970

Уважаемый Владимир Бойко рассказы о затонувших подводных лодках на внешнем рейде Севастополя интересны, смущает только авторство публикации и отсутствие ссылок на источники рассказов и фотографий сделанных группой дайверов Black Sea Wreck Club Андреем Быковым и его друзьями. Смотри http://www.wreckdiver.ru/

Profile picture for user shiper
970

И еще, в рассказ следует добавть еще три подводные лодки. ПЛ 12 серии затопленная на рейде мыса Маргопуло на глубине 42 метра, ПЛ пр. 613 затонувшая недалеко от мыса Херсонес на глубине 92 метра, немецкая ПЛ поднятая АСС в Констанце, восстановленная а потом расстрелянная и затопленная в ПБП-34 в 1946 году, ПЛ 6 серии затопленная напротив бухты Стрелецкая.
И еще в 1918-1919 году лодки на рейд выводил буксирный пароход "Елизавета", (быв. портовое судно, быв. буксирный пароход), 1908 г., 78 бр. per. т, 350 л. с., 10 уз

Profile picture for user Вадим
4203

Автору не надо передирать у других то, над чем он не работал. Если взял у других, будь добр укажи источник. Если ссылок нет, это надо расценивать как плагиат. И только.

Profile picture for user 1965
7796

to Вадим (Севастополь) Автору не надо передирать у других то, над чем он не работал. Если взял у других, будь добр укажи источник. Если ссылок нет, это надо расценивать как плагиат. И только. Точно так. Добавить нечего... А Вадим случаем не из львовских мурзилок будет?

Profile picture for user надежда
1039

t.o. Стратег (Севастополь)
добавлено 27-09-2011 09:53:23 Цитировать

Поднять бы, да музей сделать!

Поднять нельзя. Подводная видеосъёмка показала - сильно "текут". От прочного корпуса ко дну тянуться длинные сосульки ржавого металла. Они просто переломятся при подъёме.
Поэтому корабли, покидающие нашу бухту, обречены проходить над вечными могилами отечественных, первых субмарин.