Графа "национальность" в паспорте: националисты "за", националисты "против"

admin

Американская политология, которая в разгар Холодной войны имела все основания серьезно заниматься исследованием советской системы, так и не смогла предсказать распад Советского Союза.

Одним из немногих аналитиков, который сумел это сделать, был известный "советолог" профессор Джерри Гаф. Еще в 1970 годах он высчитал, что в начале 1990-х к власти в Кремле придет новое поколение коммунистов, которые уже не застали сталинских репрессий. Следовательно, в Советском Союзе произойдут масштабные изменения, которые будут иметь геополитические последствия для всего региона.

Так оно и произошло после прихода к власти "самого молодого из Политбюро" Михаила Горбачева.

В свое время автор имел возможность не раз общаться с господином Гафом во время поездок в США. На вопрос - "А могло бы, в принципе, что-либо остановить распад Советского Союза?", профессор неизменно отвечал: "Сталину не надо было вписывать "национальность" в советский паспорт. Вместо того чтобы считать себя "советскими людьми", граждане продолжали идентифицировать себя с разными этническими группами".

Межэтнические конфликты, следовательно, и распад империи были заложены институционально - альтернативная советской этническая идентичность была вписана в каждый паспорт, и это была для империи трагическая ошибка.

Джерри Гаф знал, о чем говорит.

Во многих странах, прежде всего в США, государство заинтересовано в создании единого сообщества, в котором граждане отождествляют себя с государством, и отнюдь не по собственной этнической принадлежности.

Эта концепция более известна под названием "плавильный котел", что означает системное навязывание представителям всех этнических групп единой общей культуры, которая бы переплавляла все различия во имя государственного патриотизма.

И это не только опыт "страны эмигрантов" США. В свое время похожие процессы были и в европейских странах. Например, мало кто знает, что во Франции 19 века не так много французов разговаривали на французском, а тем более - отождествляли себя с Францией.

Будущие французы тогда разговаривали на бретонском, гасконском, баскском, каталанском, корсиканском и других языках-диалектах, и отождествляли себя не с Францией, а с локальными территориями.

И только после полувековой индоктринации государства, которая длилась вплоть до 1914 года, "крестьяне", по выражению известного исследователя Евгена Вебера, стали "французами".

Похожие вызовы своего времени стояли и перед Германией и Италией, и государства тоже навязывали своим гражданам патриотическое чувство "единой семьи".

Но есть и другие примеры - Советский Союз, Югославия, Чехословакия. В них институционально закрепленные локальные «идентичности» оказались сильнее государственного патриотизма.

И это не только история. Совсем недавно европейские лидеры высказались довольно критически относительно концепции мультикультурализма - политики, которая направлена на сохранение и развитие культурного разнообразия, и которая четко резонирует с идеей появления графы "национальность" в паспорте.

Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель публично признала, что мультикультурализм в Германии потерпел крах, и перед этническими сообществами есть единственный выбор - культурно интегрироваться в немецкое общество.

Похожие откровения можно было услышать и от экс-президента Франции Николя Саркози, который заявил, что всякий, кто приезжает во Францию, или станет частью нации, или не станет желанным гостем в стране...

Логика проста - эти страны имеют высокие амбиции в мире, и они не могут себе позволить распыляться на дискуссии относительно разнообразия собственной идентичности.

И это совсем не похоже на стереотипный европейский политический либерализм, который предусматривает, в частности, внимание к культурному разнообразию. Никому из европейских политиков не приходит в голову вносить возможность внутренних расколов в отдельную графу паспорта.

Правда, иногда графа "национальность" до сих пор имеется в специализированных анкетах граждан. Например, в США графа "этничность" обязательна в анкетах при приеме на учебу или работу.

Но задача этой графы несколько особенная - государство и частный сектор, под давлением борцов за права этнических меньшинств, собирают такую информацию, чтобы административно обеспечить равное представительство различных этнических групп во власти, бизнесе и доступе к образованию.

Почему идеологически правая "Свобода" так стремится ввести графу "национальность" в паспорте, если это может привести к институциональному закреплению этнического многообразия страны? Того самого разнообразия, которое отстаивают сторонники неприемлемого "Свободой" либерализма?

Существенной разницей между либерализмом и мультикультурализмом является возможность применять идею коллективных прав этнических групп, тогда как либерализм настаивает исключительно на индивидуальных правах.

Но последствия последовательного либерализма и мультикультурализма для этнического состава страны одинаковы - это сохранение культурного, религиозного, языкового разнообразия и отсутствие единой национальной общности.

Очевидным следствием появления графы национальность в паспорте станет ухудшение качества политического дискурса Украины.

Вместо того чтобы сосредоточиться на дискуссиях о необходимости системных реформ в стране, о борьбе с коррупцией, справедливом распределении бюджета, повышении статуса Украины в международной политике, мы зациклены на маркерах идентичности.

Актуальными вопросами политики станут - кто и почему отождествляет себя с теми или другими этническими группами? Что может быть критерием для этнической идентичности - язык, церковь, собственный выбор? Какие особые права могут иметь представители этнических сообществ? Имеют ли они право на особое представительство в органах власти?

На повестку дня встанет и реализация желанного Кремлем пророссийского проекта, который бы мобилизовывал граждан не на основе лояльности олигархическим группам востока Украины, а на основе лояльности к русской этнической идентичности.

Появление графы значительно облегчит раздача румынских паспортов на Буковине, русских в Крыму, ведь под такие действия теперь будет заложена серьезная институциональная база – отметка в украинском паспорте, которая пусть не де юре, но де факто будет давать право на соответствующее двойное гражданство.

Да и скандальный закон о языках отлично впишется в логику паспортного представительства многих этносов.

И поэтому меня совсем не удивляет, что нынешняя КПУ, которая претендует на роль посольства "русского мира" в Украине, заявила, что, возможно, поддержит законопроект оппозиции.

Стратегический проигрыш введения "графы" в паспорте - неизбежные сложности для создания единой политической нации.

Традиционные противоречия между "востоком" и "западом" Украины не имели негативных последствий в значительной мере потому, что у нас никогда не было четкого маркера, который бы отделял два региона.

Речь, церковь, этничность - эти традиционные маркеры для полиэтнических обществ не работали в Украине из-за того, что среди политических сил обоих лагерей есть носители всех языков, представители различных конфессий и этнических групп.

И поэтому, например, в Киеве, где на улице преобладает русский - голосуют за националистов, а в украиноязычных селах Луганщины - за Партию регионов. А вот теперь такой маркер может быть - он будет вбит отдельной графой в паспорте и станет создавать барьер для политических компромиссов.

Отмечу, что когда речь идет о политизации маркеров идентичности, достичь окончательных компромиссов, в принципе, невозможно. Можно достичь компромисса, когда речь идет об экономических вопросах - распределении бюджета, льготах, системе налогообложения, приоритете развития отдельных отраслей, стратегии экономических реформ – во всем том, что является предметом дискуссий в развитых демократиях.

И нельзя достичь согласия относительно того, чей язык, религия или этническая особенность лучше.

Постановка вопроса идентичности в центр политических дискуссий неизбежно приведет к общественной дестабилизации. И рукоплещут этому не этнические украинцы, и не на Украине.

Наконец, масштабная кампания по возвращению графы в паспорте - еще один гвоздь в имидж Украины в глазах Европы, которая, судя по весьма противоречивой резолюции по "Свободе", и так со временем теряет понимание украинских реалий.

Я далек от мысли, что оппозиция является подставой в стремлении защитить "права украинцев". Но каждый законопроект имеет свою логику и свои последствия. И именно они должны быть в основе законопроектов и любых стратегических решений.

 

Сергей Таран

Profile picture for user Kris
840

Ни язык, ни церковь, ни собственный выбор, а кровь и чистота расы - вот суть идентификации себя любым человеком. Делать из людей "иванов, не помнящих родства" - в этом сверхзадача Серых для установления их мирового господства. Пятая графа должна быть возвращена.
Насчет пятой графы в американских документах - вранье! Этничность личности в американских документах выявляют не для того, чтобы негру или мулату, или мексиканцу сделать "вкусненько", а для того, чтобы знать: "...чего от этой скотины можно ожидать?" Чисто полицейское мероприятие. Но, как всегда, кусочек говна в красивой упаковке!

Profile picture for user За Союз
15634

Я "ЗА" графу "национальность". Если укры хотят создать единую политическую нацию, то пусть придумают ей другое название. Я всегда и на всех площадках буду возражать против название "украинец". Либо русский, либо крымчанин, готов согласиться и на "малоросс", но только не на "украинца"... Либо же называйте по аусвайсу с трипером - ГРАЖДАНИН УКРАИНЫ...

Profile picture for user Кашалот
945

Этим вы наверное и что хотите навязать людям обязанность, чтоб защищали и помогали бедным, слабым и больным той же самой национальности, к которой 'nb люди принадлежат.
я к примеру по национальности русский, но при этом либерал-"русофоб", ну и украинофоб и славянофоб в том числе, да и вообще я не люблю людей, а люблю животных - котов и собак. и я такой не один. и
никого защищать, никому помогать не хочу, тем более русским, а украинцfм вообще.

так вот, какие наказания у вас вертятся в голове для эгоистов, отщепенцев и уклонистов, как я, которым дороги только деньги, и которые делят людей только на беных и богатых, здоровых и больных, молодых и старых?

прошли уже те времена, когда из национальности можно извлекать прок и прибыль.

даже в социальных сетях нет национальности.

а если вы такие умные, вы хоть знаете весь юридический процесс признания факта национальности государством, при упразднении и отсутствии графы из паспорта.
я знаю, но вам не скажу.

Profile picture for user ivan1985
5845

Нам надо обязательно сесть на "гвоздь", что бы почувствовать остроту исторического момента.

Profile picture for user Lady in red
8308

to За Союз (Крым)Я всегда и на всех площадках буду возражать против название "украинец". Либо русский, либо крымчанин, готов согласиться и на "малоросс", но только не на "украинца"... Либо же называйте по аусвайсу с трипером - ГРАЖДАНИН УКРАИНЫ...
Я тоже ЗААААААААА!!!

Profile picture for user Евгений Северный
181

to Kris (Gurov) Ни язык, ни церковь, ни собственный выбор, а кровь и чистота расы - вот суть идентификации себя любым человеком. Делать из людей иванов, не помнящих родства - в этом сверхзадача
И как же средний(пересичний) индивидуум начнет себя идентифицировать, по каким таким базам данных?Что такое чистота расы, если 99,9999 % населения дальше бабушек не знают о своих предках ничего, но даже если что-то и знают - так просто слова, которые никуда не подошьешь. Да и не будет никто подшивать, поезд ушел. А наплести под остроту момента чего ни попадя найдется куча желающих. Бред все это сивой кобылы в лунную ночь... Бьют-то не по паспорту, а сами знаете.

Profile picture for user ГРОМ
139

Просто к сведению:
Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея,
провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Profile picture for user Кондишн
1999

да и вообще я не люблю людей и
никого защищать, никому помогать не хочу, тем более русским, а украинцfм вообще...
. так вот, какие наказания у вас вертятся в голове для эгоистов, отщепенцев и уклонистов, как я, которым дороги только деньги
Общество-группа людей,объединёных(насильно или добровольно) определёнными правилами...Несогласные-за пределы общественного контура. Мест полно:-..острова,степь,лес,льдина ..:-)). А что,:-сидишь на айсберге,любишь кошек,собак,-увидел человеков,скорчил ему рожу,показал жест какой ..вот и день не зря прошёл.. и все довольны.