1126

Розги и карцеры для тридцати

О том, что система среднего образования устарела, не говорит только ленивый, но, тем не менее, реформы, в основном, сводятся к выработке новых методических указаний и программ.
Розги и карцеры для тридцати

Концепция среднего образования остается неизменной - в том виде, в котором она сложилась в начале 20-го века. А в одном из своих основных положений – количество учеников в классе в 30 человек, - с 18-го века. А ведь именно этот показатель делает реформы в современной школе во многом бесполезными.

 Поясню: количество учеников в 30 человек было выработано в условиях жёсткой системы наказаний за нарушение учебной дисциплины в любых её проявлениях.

Розги и карцеры были нормой в системе начального и среднего образования достаточно долго. А советская система образования включала в себя, между прочим, выработанную систему воздействия на родителей нерадивых учеников, вплоть до наказания рублём через лишение премий и т.д. И, кстати, физические наказания со стороны родителей воспринимались как нечто совершенно естественное и даже необходимое.

Кроме того, достаточно долго штатное расписание предусматривало наличие в классе второго педагога-воспитателя. Сейчас эта система разрушена, но количество учеников в классе так и осталось равным тридцати. И это одна из базовых причин чрезвычайно низкого уровня качества современного среднего образования в России.

Визитной карточкой современной школы России стало то, как кричат на учеников в классах педагоги. И для того, что бы это услышать, достаточно войти во время учебного процесса в рядовую школу и постоять в коридоре между классами. Увы, но неподготовленному человеку может показаться, что он находится в колонии для малолетних преступников, такой ор и балаган стоят в очень многих классах. Отсюда и большая текучка кадрового состава учителей, несмотря на неплохие, по российским меркам, зарплаты. Отсюда же и печально большое количество психических расстройств среди учителей.

За рубежом давно развивается альтернативный подход к среднему образованию с небольшими классами, где ученики обучаются учителем фактически в свободной форме по формуле, известной ещё с римских времен – 1 учитель и 12 учеников. И это количество, как оказалось, является максимальным в классе, где ученик и учитель работают в режиме свободного общения.

Возможно ли это в нашей стране? Сейчас большинство ответит, что нет, что денег в стране на это никогда не хватит. Но как ни странно, возможности для реформы в этом направлении есть.

Для этого приведу такой пример: во многих школах сейчас из двух - трёх 9-х классов собирается один 10-й. Только лучшие, только успевающие ученики собираются в один переполненный класс.



Каков результат такой программы?

Уже к концу первой четверти в таких классах вновь появляются отстающие. Почему? Переходной возраст виноват? Нет. В любом классе учитель охватывает вниманием лучших 10-12 учеников, с остальными он просто не успевает работать. И появление отстающих в любом классе в 30 человек – закономерность. Но если эти классы не укрупнять, а наоборот, оставив систему отсева, уменьшить количество учеников до 15 или 20-ти? Учитывая, что эти 2 года мы готовим пополнение наших вузов, будущих студентов, - этот шаг вполне оправдан.  

Для любителей "плача Ярославны" о хроническом дефиците бюджета приведу ещё один довод: подавляющее количество так называемых «троечников» не выносит из стен школ ничего, кроме умения читать, писать и счёту на калькуляторе. Все это преподается в рамках начальной школы. 

Физика, химия, алгебра, геометрия, иностранные языки - всё, что представляет из себя хоть какую-то сложность, требует хоть малейшего напряжения, всё проходит мимо и очень быстро исчезает из памяти учеников. А это значит, что огромные, в масштабе государства, деньги не дают и не могут дать желаемого результата.



Говоря иначе – мы слишком бедны, чтобы позволять себе тратить деньги на дешёвое образование. Только тогда, когда мы будем основываться на этом понимании, мы сможем вести действительно эффективные реформы. Результатом которых будет, например, снижение численности учеников во вновь создаваемых первых классах. Но этот шаг ещё требует обсуждения и понимания.

Валерий Кудряшов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user allusa
8019

подавляющее количество так называемых «троечников» не выносит из стен школ ничего, кроме умения читать, писать и счёту на калькуляторе.

 Вы правы : достаточно с лихвой  7-8 лет обязательного образования.

Мы слишком бедны, чтобы позволять себе тратить деньги на дешёвое образование.

Жаль, что Вас не услышат те, кто волен принимать решения.

 

Profile picture for user dlz77
2467

"..Визитной карточкой современной школы России стало то, как кричат на учеников в классах педагоги..." - впечатление, что автор был в средней школе последний раз лет 20 назад. мой сын ходит в гимназию, и там нет абсолютно ничего, что понаписано в этой статье. школы сейчас поделены на средние школы, гимназии и лицеи. первые обучают по первой категории сложности, вторые и третьи - по второй и третьей. какую школу выбрать , - вопрос исключительно школьников и родителей. 

современные гимназии  с 5 класса предлагают специализированные и заточенные под будущее образование классы. можно выбрать инженерные науки, а можно - медицинские. те и другие будут проходить егэ по одинаковой шкале. но у инженеров математики в 2 раза больше. как школьники - медики смогут поступить хоть на факультет фундаментальной медицины. надо только заниматься. 

школьники - инженеры в 11 классе свободно программируют в среде python. 

в национальных регионах обязательны экзамены национальных язков рф. сейчас, школьники сдают выпускные экзамены на 37 языках страны. плюс, многие выбирают два иностранных языка. 

есть школы для одаренных детей. это касается в основном музыкантов и художников. есть школы целиком с перподаванием на иностранных языках. хоть на латыни. есть еще много чего. 

мои племянники и племянницы последние годы поступали в лучшие университеты страны, так что автор в принципе не прав. есть еще что совершенствовать, но в целом, у нас одна из лучших школ в мире. многие мои знакомые - инострацны это подтверждают. 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_154077915
2

Поздравляю to dlz77 (Первопрестольная), что его дети учатся в "первопрестольной", а мой ребёнок в Севастопольской, самой обычной в 10-м классе, и в школе я бываю регулярно, как родитель. И все проблемы, описанные в статье, взяты с современных школ, а не 20 лет назад.

"Современные гимназии", "специализированные" классы - всё это прекрасно, а как на счёт равного доступа к качественному образованию для детей всей страны? Вы об этом не задумываетесь? Может лично ваша школа "одна из лучших школ в мире", здорово. А как на счёт всей остальной России?

PS.  "школьники - инженеры в 11 классе свободно программируют в среде python." - улыбнуло. "python" - это пыль в глаза родителям детей элитной школы. Но это моё личное мнение, и хорошо,если я ошибаюсь.

 

Profile picture for user Не понимаю
1066

to dlz77 (Первопрестольная)

в целом, у нас одна из лучших школ в мире

Об этом твердят и представители старшего поколения, рожденные и воспитанные в СССР, об этом "пестрят" передовицы газет советского периода, в этом нас уверяете и Вы.

Об этом можно услышать от ящика и теперь.

Но почему-то представители власть имущих и деньги имущих едут (что при Союзе, что сейчас) лечится туда, где их будут лечить воспитанники "худших" школ (кстати, и детей своих отправляют на учебу именно в те, "худшие" школы). А когда наши дети оказываются в беде, разве мы не собираем деньги по копейке со всей страны, чтоб отправить своего ребёнка туда, где лечат "худшие"? И технику мы почему-то стараемся купить, произведённую учениками худших школ. Не это ли ОБЪЕКТИВНАЯ оценка бывшей нашей и теперешней школы?

___________________________________________________

P.S. Кстати, и СССР погиб не без чуткого руководства и непосредственного участия учеников той сомой лучшей школы в мире.

Profile picture for user Не понимаю
1066

to Валерий Кудряшов (Севастополь)

to dlz77 (Первопрестольная) 

Может лично ваша школа "одна из лучших школ в мире", здорово. А как на счёт всей остальной России?

Так же, как и в медицине. "Оптимизация" из-за отсутствия средств. Часто можно видеть по ящику из глубинки: Школы, с небольшим количеством учеников в классе (именно с тем, которое считается оптимальным) закрываются, а ученики по часу и более по снегу и  грязи, дождь и пургу добираются туда и обратно.

Profile picture for user дп20025
482

короче 4 класса, писать\читать научился и свободен, шо сопля в полёте... на агрокоплексы с\х поднимать))))

Profile picture for user zayrkac
11

Я только "за" сокращение численности учеников в классе, согласна, что это было бы эффективно. 

Но про "ор и балаган" вот вообще не поняла. У меня дочка учится в самой обычной средней школе. Я там бываю часто и никогда не слышала криков. У друзей дети учатся в обычных школах и тоже про крики не слышали. 

Больше жалоб на отвратное питание и большие домашние задания.

В общем, такое ощущение, что автор статьи не в теме, писал просто, что в голову пришло.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_154077915
2

                То, с какой страстью, иные читатели бросились защищать мундир современной школы говорит о том, что они или плохо поняли о чём статья, или на столько привыкли к сложившимся условиям школьного преподавания, что считают нормальным, когда речь преподавателя регулярно срывается на крик.

              Для непонимающих «объясняю на пальцах»: современная подростковая педагогика загнана в тупик, тем что реальные, а не виртуальные, наказания запрещены и родителям, и педагогам. Это правильно и замечательно, мы же хотим воспитать незапуганных, свободных граждан демократической страны. Только на практике, преподавать в больших классах по 30 человек становится невозможным. Надо ученику что-то соседу через парту сказать, так он и скажет – плевать он хотел на преподавателя. Не интересно ему на уроке – он будет развлекать себя как сможет. И так далее и тому подобное. И, от поколения к поколению, начиная с 90-х, этот «разлад с реальностью», становится всё более и более очевидным. Потому, что родители современных детей сами уже воспитаны в других условиях и не могут передать чувство дисциплины своим детям.

               Ситуация стала напоминать старый анекдот, когда Абрам, заходит в русскую баню, а ему простые мужики смеясь говорят: - «Абрам, здесь ты можешь не бояться, но всё же, или крестик сними, или трусы одень». Вот, собственно и всё, что я хотел сказать.

Profile picture for user terlecky
37

> в 11 классе свободно программируют в среде python. 

Ужос какой ! Розги, карцер, высылка в сибирь тем кто преподает детям языки с динамической типизацией !!