458

Медицинский «кластер» в Севастополе: как не остаться с «потемкинской» деревней?

Поиск ответа на вопрос придется начать с честного признания о том, что наши стартовые позиции не улучшились, а ухудшились.
Медицинский «кластер» в Севастополе: как не остаться с «потемкинской» деревней?

Мое первое серьезное соприкосновение с медициной в Севастополе произошло в 1976-м году.

Моим родителям пришлось везти меня в Одессу, где находился один из самых передовых центров Советского Союза в необходимой нам области. Разница в оказанной медицинской услуге между Севастополем и Одессой оказалась гигантской.

До сих пор помню наивное детское чувство непонимания, почему нельзя было вылечить меня в Севастополе. Так в шесть лет начиналось мое взросление и понимание одной из сторон социальной жизни – медицины.

Сегодня, как и десятилетия назад, севастопольцы хотели бы видеть более совершенную медицину в городе. Не секрет, что все, у кого есть возможность поехать лечиться в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Израиль или Европу, постараются так и сделать.

Как перевернуть эту тенденцию – один из ключевых вопросов в развитии Севастополя сегодня. Поиск ответа на вопрос придется начать с честного признания о том, что наши стартовые позиции не улучшились, а ухудшились. За последние тридцать лет померкла репутация не только городских больниц, но и некогда легендарного Военно-морского госпиталя.

Понимаю, что эти слова вызовут обиду у многих честных, самоотверженных и умных врачей. Но мои слова не о них, мои слова о медицине как системе предоставления жизненно важных услуг, востребованных не только по нужде, но и по осознанному желанию их получить в данном заведении.

Наши опасения и «страхи» - назовем их открыто

Недавно на канале НТС и сайте Форпост я кратко изложил мысли о том, как в Севастополе может развиваться или не развиваться медицина. В них не было ни простого рецепта, ни лести общественному мнению, поскольку они уводят в тупик управления и никогда не приводят к результату.

В ответах неравнодушных граждан было два ожидаемых и полностью оправданных, с моей точки зрения, опасения (или даже страха). Первый «страх» можно обобщить, как неверие в то, что доведут до конца – построят и оборудуют больницы, пригласят хороших врачей и организуют работу. Второй «страх» касался того, что новая медицина перестанет быть бесплатной и станет недоступной для севастопольцев, поскольку о ней говорилось, как об услуге, а о медицинском «кластере» как об экономическом явлении.

Думаю, что данная заметка прояснит, как я вижу путь, чтобы оба «страха» не реализовались.  Повторюсь – простых «волшебных» решений не будет.

Советский опыт и эпидемия Covid-19

Если задумываться о новой медицинской отрасли в Севастополе, то для начала необходимо трезво понимать, где мы находимся – то есть понимать плюсы и минусы советской системы здравоохранения и ее реформ, а также особенности города и уроки эпидемии Covid-19 как в городе и стране, так и в мире.

Советская система здравоохранения, задуманная еще в царские времена Сергеем Боткиным и талантливо воплощенная Николаем Семашко, обеспечила системность повсеместного оздоровления населения с упором на ликвидацию социальных основ болезней, внимание к материнству и детству и профилактику заболеваний.

Санитарно-эпидемиологическая функция этой системы позволила справиться с эпидемиями. Российская медицинская наука – тоже производная системы Николая Семашко. Но в конце 20-го века ей хронически не хватало денег и конкуренции, что вылилось в дефицит качественных высокотехнологичных услуг и препаратов.

Севастопольскому здравоохранению пришлось испытать многие мытарства тлеющей деградации советской системы.

Никакая самоотверженность медицинских работников не могла перевесить хронический дефицит денег и дефицит мысли и воли в управлении в период межвремения.

Борьба с Covid-19 еще ярче высветила сильные и слабые стороны и показала, что успех борьбы с неизведанной массовой болезнью зависит от 4-х факторов: силы первичного звена в поликлиниках, способности врачей в больницах решать сложные новые задачи (по сути, создавать новые протоколы лечения на ходу), последовательности эпидемиологических мероприятий и доверия населения к действиям властей.

Сегодня, во время ковидной встряски, идеальный момент, чтобы заставить себя сформулировать содержание и особенности медицинской отрасли в Севастополе на десятилетие вперед, чтобы сохранить ее доступность и радикально улучшить качество.

ФЦП – инфраструктура как шанс, но не гарантия

Федеральный центр не сомневался в необходимости создания новой медицинской инфраструктуры на Крымском полуострове с самого момента его возвращения в Россию, поэтому в федеральную целевую программу включены 15 объектов и мероприятий на общую сумму 36,3 млрд рублей.

 

Мероприятия ФЦП, направленные на развитие здравоохранения

СЕВАСТОПОЛЬ

Наименование объекта

Объем финансирования, 

млн руб.

Ввод

1

Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера

5 569,47

2023

2

Севастопольская больница скорой медицинской помощи

9086,41

2022

3

Строительство поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Казачья бухта»

516,16

2022

4

Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек

3 291,12

2023

5

Строительство детской поликлиники на 100 посещений в смену на Корабельной стороне

377,46

2023

6

Строительство амбулаторно-поликлинического учреждения на 320 посещений в смену на проспекте Генерала Острякова

1 167,26

2024

7

Строительство подстанции №1 ГБУЗС «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Победы

239,27

2022

8

Строительство подстанции №2  ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на проспекте Генерала Острякова

126,25

2020

9

Строительство подстанции № 10 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» на Фиолентовском шоссе

140,23

2020

10

Строительство палатного корпуса на 140 коек в Городской больнице № 4

1 469,83

2024

11

Строительство психоневрологического интерната

1 646,71

2023

12

Мероприятия по созданию сети врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению г. Севастополя (5 объектов)

37,24

апр.18

 

ИТОГО СЕВАСТОПОЛЬ

23 667,41

 

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

1

Многопрофильный республиканский медицинский центр ГБУЗ Республики Крым «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко», г. Симферополь 

11 410,59

2020

2

Многопрофильный республиканский медицинский центр при городской больнице N 1, г. Ялта

891,97

апр.2017

3

Мероприятия по созданию сети фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению Республики Крым (ФАП – 21 ед., МВА – 19 ед.)

360,42

мар.2018

 

ИТОГО РЕСПУБЛИКА КРЫМ

12 662,98

 

         Источник: Постановление Правительства РФ от 27 июля 2020 года №1123.

Как мы видим, на Севастополь приходится большая часть объектов. Что они дадут городу, когда будут построены?

Сами по себе капитальные вложения и построенные здания больниц не является ни отраслью, ни, тем более, кластером. Сами по себе новые больницы не создают медицинские услуги, даже если расположены рядом друг с другом на одной площадке.

Чтобы «коробки» с оборудованием стали полноценной системой (отраслью) здравоохранения, необходимы специалисты достойного уровня. Необходимо понимать, кто их готовит и почему они приходят работать именно в эти «коробки» с оборудованием, а не в соседний регион.

Кластер же отличается от отрасли  органичными и интенсивными связями медицинских учреждений с предприятиями и научными учреждениями сопряженных отраслей (инженерными компаниями, производителями оборудования и препаратов, предприятиями биохимии и информационных технологий), то есть теми, кто обслуживает медицину и двигает вперед ее развитие. Такие горизонтальные связи создают синергетический эффект – возможность развивать многие компоненты медицины одновременно и на базе современных технологий.

В кластере на медицину трудятся не только медицинские работники, но многие-многие специалисты разных отраслей.

До кластера в Севастополе нам ещё далеко. Необходимо начинать с создания отрасли и думать о том, как нам подступиться к созданию медицинского кластера, не наделав ошибок от малограмотности и шапкозакидательства.

Мировой опыт – откуда мода на «кластеры»?

Состояние медицины (отрасли, науки и рынка услуг) является одним из критериев развитости региона или страны. Если мы хотим преуспеть, то мы должны понимать мировой опыт и векторы развития, работающие в глобальной медицине.

В мире есть три основных типа успешных медкластеров. Первый возникает вокруг услуг высокотехнологичной медицины, второй – вокруг науки и внедрения открытий в медицинскую практику, третий – вокруг медицинского туризма, совмещающего лечение и отдых.

Возникает вопрос, КАКОЙ кластер мы заявляем в Севастополе. От ответа на этот вопрос зависит выбор управленческих решений, которые должны усиливать, а не противоречить друг другу.

Положительный эффект медицинских кластеров заключается не только в улучшении медицинских услуг для жителей и повышении квалификации для медработников, но и в воздействии на экономику региона и на доходы всего населения региона. Кластерные связи стимулируют приток знаний (науки и исследований) и денег (инвестиций), которые создают целые, ранее не существовавшие, секторы экономики.

В итоге в выигрыше оказываются пациенты, система здравоохранения, наука и бизнес – то есть в выигрыше регион. Но только если мы имеем дело с реальным кластерным развитием, а не потемкинскими деревнями.

Для всех типов кластеров единственным ключевым фактором успеха являются коммуникация и междисциплинарное взаимодействие людей и капитала. Такое взаимодействие практически невозможно запустить и культивировать без научно-образовательной платформы, поэтому университеты или их аналоги являются стержнями кластеров.

Все остальные факторы, включая государственную поддержку, важны, но они вторичны.

Пять выводов для Севастополя

Я не претендую на исчерпывающее описание пути к настоящему медицинскому кластеру в Севастополе, но некоторые знание и чувство родного города позволили мне сформулировать аспекты, которые я посчитал важными для этого пути.

Их я и выношу на суждение севастопольцев.

Аспект первый. В жизни нашего города значительную роль играет активное старшее поколение. Учитывая демографические тенденции в развитом мире и России, эта роль будет только возрастать. Время, когда роль старшего поколения сводилась к заботе о внуках, беседах во дворах и выступлениях на школьных линейках, прошло. В мире преуспеют те страны, которые смогут максимально раскрыть потенциал старшего поколения для создания ВВП.

И Севастополь мог бы задать тон в поиске таких подходов в России.

А это означает, что в городе должна быть первоклассная и доступная и бесплатная медицина, ориентированная на нужды старшего поколения – от первичного звена участковых до высокотехнологичных отраслей, позволяющих жить и творить людям любого возраста. Как человек, перешедший во вторые полвека жизни, я сам лично заинтересован в такой медицине.

Аспект второй. Севастополь – военный город, поэтому совместное взаимодополняющее развитие условно гражданской и условно военной медицины – наше потенциальное конкурентное преимущество. Именно так развивается медицина в городах – военно-морских базах США.

Незазорно изучить их опыт и вспомнить советский опыт. Если добавить южные особенности региона, то следует подумать о создании специализации на медицине катастроф и на медицине особых болезней региона.

Аспект третий. В Севастополе развитие медицины могло бы стимулировать рынок заказов для отрасли информационных технологий. Стратегия создания двух отраслей с замахом на создание в будущем единого кластера медицины и ИТ-технологий могла бы стать «фишкой» города и его экономики в первой половине 21-го века.

Аспект четвертый. Замахиваясь на передовую медицину, бессмысленно планировать сугубо «городской» кластер. Амбиции в предоставлении услуг должны охватывать весь юг России, что априори требует открытой политики и кооперации с Республикой Крым.

Аспект пятый. Не бывает успеха без творчества «снизу», которое, в свою очередь, не появляется без доверия к региональной власти. Одним из ключевых факторов доверия является понятная логика управленческих действий. Последовательность в действиях важна так же, как и современная инфраструктура, поскольку она объединяет все заинтересованные стороны: медицинское профессиональное сообщество, науку, частный капитал и, конечно, гражданское общество (потребителей медицинских услуг).

Именно потребители, в конечном, итоге устанавливают баланс трех требований – качества, доступности и бесплатности. Достичь всех трех параметров – искусство созидания.

Кластеры вырастают не на пустом месте. Они продукт устремленного в будущее управленческого таланта регионального развития и культурно-экономического наследия прошлого.

Имея все шансы, Севастополь их пока не реализовал. И не хотелось бы, чтобы жонглирование модными терминами привело к «потемкинской» деревне.

Андрей Никитченко



Текст в целом и в его отдельных частях отражает личное мнение автора и не связан ни с его текущей профессиональной деятельностью, ни с позицией АНО «Дирекция по управлению ФЦП».

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user curious type
373

Сказать, что государство не заинтересовано в здоровье своих граждан, если они не могут за него платить,  сложно и страшно...Но (см. весь текст и особенно три последние абзаца) - так оно и есть.

Profile picture for user Батюшка
366

Медицина в принципе обречена в таких провинциях как Севастополь. В бесплатной медицине врачи работать не хотят, перебегая в коммерческую медицину, но пациенты с деньгами предпочитают лечиться за границей или на худой конец в московских клиниках.

Profile picture for user Батюшка
366

Чиновники ,закупая дорогостоящие зарубежные медицинские комплексы, не понимают, что к ним нужен высококвалифицированный обслуживающий персонал, как врачебный так и технический, а может понимают, но видимо откаты им интереснее.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_382715940
229

Всё они понимают, вон автору, как оказалось, в детстве в Одессе "медицинскую услугу" предоставили.

С таким подходом в Севастополе, впрочем, как и во всей России, не будет ничего, потому что в СССР лечили, а не услуживали

Чиновники ,закупая дорогостоящие арубежные медицинские комплексы, не понимают, что к ним нужен высококвалифицированный обслуживающий персонал, как врачебный так и технический, а может понимают, но видимо откаты им интереснее.