Лента новостей

Чалый Василий Филиппович

ForPost - Лица Города: Чалый Василий Филиппович

Вице-адмирал, командующий Эскадрой Черноморского флота (1956—1961).

Родился 26 апреля 1911 г. (ск.02.03.1979 г.) в пгт. Щербиновка Дзержинского горсовета Донецкой области в семье шахтера. Отец – Чалый Филипп Иванович- серб, мать- Паровышник Фиона Игнатьевна- украинка.

В 1924 году Чалый В.Ф. окончил 4-х летнюю школу. В этом же году (в возрасте 13 лет) пошел в глиняный карьер подсобным рабочим.

В 1927 году Чалый В.Ф. поступает в семилетнюю школу в селе Никифоровка.

В 1930 г. Чалый В.Ф. с отличием закончил начальную школу и был отправлен по комсомольской путевке в ВМУ им. М.В. Фрунзе в г. Ленинград.

В 1932 г. женился на своей землячке Шишатской Марии Филлиповне, которая родила ему двоих детей и была ему верной супругой пока смерть не разлучила их.

В 1934 г. закончил с отличием штурманский факультет ВМУ им. Фрунзе и был назначен командиром БЧ-1 (штурманом) на минный заградитель «Астрахань» ТОФ.

В 1935 г. на Советском ВМФ введены воинские звания. Чалому В.Ф. присвоено воинское звание лейтенант.

В 1936 г. командование ТОФ аттестовало Чалого В.Ф. и назначило его командиром строящегося ЭМ проекта 7. С октября 1936 по ноябрь 1937 года лейтенант Чалый исполнял обязанности помощника командира сторожевого корабля «Зарница»,

В 1936 г. убывает в Ленинград на курсы усовершенствования комсостава

1938 г. - флагманский штурман отряда в составе ГИСУ «Полярный» и «Партизан» на переходе БФ-ТОФ. 7.07.38 отряд вышел из Кронштадта, далее прошел Северное море, Ла-манш, Атлантический океан. 25-28 07.38-стоянка в ВМБ США Бостон. 28.07.38-вошли в панамский канал. 27.08- 1.09.38- стоянка в Сан-Франциско. Пересекли Тихий океан. 25.09.38- вошли в Авачинскую губу. 25.09-28.09.38- стоянка у причала Петропавловска-на-Камчатке. 16.09.38- суточная стоянка на якоре в бухте Находка (залив Америка). 17.09.38- отряд прибыл во Владивосток. Поход завершен. Продолжительность похода- 112 суток.

В 1939 г. ст. лейтенанта Чалого В.Ф. временно снимают с должности командира строящегося ЭМ и направляют в качестве флагманского штурмана на переход по маршруту Кронштадт-Британские острова-США-Панмский канал-Тихий океан-Владивосток отряда кораблей в составе 4-х тральщиков «Трос», «Стрела», «Проводник», «Подсекатель»

В 1939 г. возвращается к исполнению обязанностей командира ЭМ «Резвый»

С июля 1942 года по август 1943 г.- В. Ф. Чалый командовал 1-м дивизионом бригады эсминцев.

В августе 1943 года принял должность начальника 1-го (оперативно-планового) отделения, заместитель начальника оперативного отдела штаба Тихоокеанского флота, которую исполнял до декабря 1946 года.

Одновременно с мая 1944 года являлся заместителем начальника оперативного отдела штаба флота ТОФ.

Принял участие в Великой Отечественной и Советско-японской войнах

Во время Второй мировой войны отличился разработкой оперативных планов высадки морских десантов в портах Расин и Сейсин, которые предотвратили возможность отступления Квантунской Армии на Японские острова и ускорили завершение Второй Мировой Войны.

В 1945 г. за подготовку десантных операций в порты Северной Кореи, на Южный Сахалин и Курильские острова кап 3 ранга Чалый получил орден красного Знамени и звание капитан 2 ранга

Август 1945 г. - командир отряда кораблей с задачей пробить фарватер в минных полях и открыть судоходство в Порт-Артур. По итогам командно-штабной игры перед походом вероятные потери отряда рассчитывались как 50% от участвующих кораблей. Поход был чрезвычайно тяжелый. Желтое море представляло собой солянку из различных видов мин - контактных, донных, плавающих, сорванных с якорей и т.д. Мины попадались японские, американские, английские, немецкие… Карт минных полей не существовало. Было подсечено и ликвидировано более 40 мин. Ни один корабль и ни один человек из отряда не погиб. За этот поход В.Ф. Чалый награжден вторым орденом красного Знамени.

В течение нескольких лет этот пробитый в минных полях фарватер значился на штурманских картах как «фарватер Чалого».

В 1946-1949 г.г. - слушатель ВМА г. Ленинград. Присвоено воинское звание капитан 1 ранга.

С декабря 1949 г. по сентябрь 1950 г. командир 1-го дивизиона эсминцев 4-го ВМФ (Балтийское море)

С сентября 1950 г. по январь 1954 года В. Ф. Чалый занимал должность начальника штаба эскадры Черноморского флота. 27 января 1951 года В. Ф. Чалому был присвоено звание «контр-адмирал».

Чалый был назначен начальником штаба Черноморской эскадры в очень непростой для эскадры и флота период. Накануне назначения, Василий Филиппович окончил Военно-морскую академию и имел большой опыт командования соединениями на Тихоокеанском флоте и Балтике. С приходом Василия Филипповича на эскадру участились внезапные выходы кораблей и соединений в море, практиковались рейдовые сборы в удаленных районах. В процессе выходов проверялась паспортная автономность плавания и мореходные качества кораблей.

Боевое ядро эскадры проверялось в море в условиях максимально приближенных к боевым: отражались воздушные атаки условного воздушного противника, проводились «набеговые» операции на береговые объекты, отрабатывалось уклонение от атак подводных лодок и торпедных катеров.

С января 1954 по ноябрь 1956 года Чалый был старшим военным советником командующего ВМФ Румынской Народной Республики, затем до июля 1961 года был командующим эскадрой Черноморского флота, а после этого начальником тыла флота (до июля 1962 года) и 1-м заместителем командующего Черноморским флотом (до августа 1965 года).

Март 1956 года: вице-адмирал Василий Чалый – командующий Черноморской эскадрой

С декабря 1953 года Василий Филиппович Чалый возглавлял группу военно-морских советников на румынском флоте. Группа советников из офицеров Черноморского флота провели большую организационную работу. Среди матросов и старшин румынского флота были отобраны кандидаты для учебы в советских военно-морских училищах, а из числа офицеров – в военно-морской академии. В короткие сроки были отремонтированы и доведены до первой линии готовности несколько малых кораблей. Находясь в Румынии, Василий Чалый руководил подготовкой трех общефлотских учений, на которых присутствовали наблюдатели из Главного штаба ВМФ СССР. Результаты учений были оценены положительно. Наступил день визита в Севастополь румынских боевых кораблей. На пирсе, где швартовались корабли, играл оркестр, присутствовали жители Севастополя. Представителей румынского командования принимал начальник штаба эскадры контр-адмирал Николай Никольский, заступивший на эту должность после контр-адмирала Чалого.

В связи с катастрофой, постигшей линкор «Новороссийск», на Черноморском флоте произошли серьезные кадровые замены. Были сняты с должностей и понижены в звании: командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко  декабря 1955 года он был снят с должности, понижен в звании до контр-адмирала и назначен первым заместителем Командующего Тихоокеанским флотом.  В довершение всего, в марте 1956 года был снят с должности Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов…

После катастрофы с линкором на кораблях эскадры царила гнетущая атмосфера, чем-то напоминавшая предвоенную. Особенно тяжело переживали трагедию офицеры кораблей. На этом фоне на флот постоянно прибывали комиссии и инспекции из Главного штаба и его управлений, Министерства обороны и даже из ЦК партии. Не проходило дня, чтобы по вводным проверяющих на кораблях не звучали боевые тревоги. Как правило, происходило это в ночное время, и заканчивались они учениями по борьбе за живучесть, борьбе с поступлением забортной воды через «крупные» пробоины в корпусе.

Василию Чалому, вступившему в командование эскадрой, приходилось регулярно докладывать новому командующему флотом адмиралу Касатонову об обстановке на кораблях эскадры; речь шла о необходимости вырабатывать у командиров кораблей решительность, способность грамотно реагировать на изменения обстановки и принимать решения в экстремальных ситуациях.

В тот период в эскадру входили 8 крейсеров и 21 эсминец. Прорабатывался вариант, по которому эскадру планировалось использовать в Средиземном море.

Севастополь. Фото 1958 г

В 1957 году отряд черноморских кораблей совершил переход вокруг Европы по маршруту: Севастополь–Ленинград. Возглавил поход командующий эскадрой контр-адмирал Василий Чалый. В походе участвовало два отряда кораблей.

С первых дней командования эскадрой перед Василием Чалым стояли не только проблемы повседневной и боевой организации, но и приходилось учитывать сложности с обеспечением жильем постоянного состава эскадры – офицеров и сверхсрочнослужащих. Тяжелая обстановка с бытоустройством семей моряков подсказала идею строительства жилья самостоятельно,  имеемыми силами, или, так называемым, «хозяйственным способом». На совещаниях, проводимых командованием, на собраниях офицерского состава соединений и кораблей выдвигались планы возведения жилых домов вблизи дислоцируемых частей и с этой целью обращались за помощью в инженерные и строительные органы флота.

Поскольку проблема касалась всех Вооруженных сил, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский издал Приказ, регламентировавший строительство жилья в армии и на флоте силами личного состава воинских частей. Одним словом, «хозяйственный способ» строительства жилья для семей военнослужащих получал официальное право, являясь отражением остро назревшей социальной необходимости.

На Черноморском флоте строительство многоквартирных домов хозспособом «курировал» заместитель командующего флотом по строительству инженер-полковник Иван Алексеевич Лебедь. Чуть позже он получил звание генерал-майора. А вот одним из первых инициаторов возводить хозспособом жилые дома для моряков-надводников стал командующий эскадрой Черноморского флота контр-адмирал Василий Чалый.

Городские власти, по согласованию с командованием флота, участок для застройки выделили на южном склоне Инженерной балки в районе бухты Куриной. Зачистка территории под строительство домов началось весной 1956 года, но уже на этом этапе было очевидно, что десяток двухэтажных домиков, спланированных к постройке, не решат проблему с жильем на эскадре, а только создадут нездоровый ажиотаж, среди сотен офицеров и сверхсрочников, семьи которых остро нуждались в жилье.

Командующий эскадрой добился у командующего флотом адмирала Владимира Касатонова выделения значительно большего по площади участка с перспективой строительства на нем капитальных многоквартирных домов. По настоятельному требованию командующего эскадрой вице-адмирала Чалого для строительства очередной группы домов, выделили участок, расположенный восточнее Северного укрепления – на возвышенности у развилки дорог, ведущих в район Радиогорки, Учкуевки и Любимовки. Предусмотренный генеральным планом развития города жилищный массив должен был занимать площадь около четырех квадратных километров. Он лежал между улицами Челюскинцев и Полярной и был максимально приближен к Северной бухте – месту стоянки кораблей эскадры.

На сборах командиров соединений кораблей и политработников командующий эскадрой высказал свое решение строить серию четырехэтажных домов. Предложение контр-адмирала Чалого офицеры поддержали единогласно. На кораблях же эту задачу приняли с воодушевлением, как боевой приказ. Многие моряки изъявили желание лично участвовать в строительстве жилья, дабы быстрее приблизить срок получения своей квартиры, либо угла в коммунальном общежитии. На кораблях в кратчайшие сроки были выявлены каменщики, штукатуры, монтажники, плотники, сантехники, электрики и т. д. Дружным фронтом экипажи кораблей поднялись на выполнение поставленной командованием задачи по строительству домов.

К 1958 году там было построено уже около десятка больших домов. В честь инициатора этой стройки поселок называли Чаловкой (600 квартир)

В течение трех лет с 1957 по 1959 год Василий Чалый несколько раз в неделю обязательно посещал стройку и получал информацию, как говорится, из первых рук. Визиты командующий эскадрой наносил обычно по субботам и воскресеньям, а среди недели - в среду или четверг. Часто на стройку Чалый приезжал уже после службы. Всего моряками было построено 11 трехэтажных тридцатишестиквартирных домов, шесть трехэтажных двенадцатиквартирных, котельная, два магазина, детский сад на 100 мест, спортивный городок и гаражи.

Фото 1959 г. В верхнем левом углу (Северная сторона) виден новый район "Чаловка"

Когда семьи моряков въехали в новые квартиры, на эскадре был настоящий праздник. Лица моряков, их жен, детей и родных светились радостью и счастьем. Тылы значительной части комсостава были надежно обеспечены и, как результат,  учебно-боевой настрой на эскадре резко поднялся. Люди поверили и в свои возможности, и в силу Черноморского флота, и в благородство командования и еще в те человеческие качества, которые в народе называют отеческой заботой и душевностью.

Экипажи кораблей с небывалой энергией выполняли боевые упражнения в море. Воинская дисциплина улучшилась, число мелких нарушений существенно снизилось.

Будучи замом командующего по тылу ЧФ, оставил след в Севастополе строительством стадиона Флота, восстановлением 44-го спортивного клуба Флота (около Графской).

Он был последним командующим эскадрой Черноморского Флота. В этой должности отличился, в частности, освоением применения ракет морского базирования с ядерными зарядами (впервые в СССР).

С 1965 по январь 1971 года был помощником представителя главнокомандующего Объединённых вооружённых сил по ВМФ в Национальной народной армии ГДР.

В январе — мае 1971 года В. Ф. Чалый находился в распоряжении главнокомандующего ВМФ, после чего вышел в отставку по болезни.

Одной из международных миссий Чалого было фактическое создание румынского военно-морского флота, что сильно усложнялось полным отсутствием военно-морских традиций в этой стране. С этой задачей Василий Филиппович успешно справился, за что был удостоен высшей награды Социалистической республики Румынии, которую ему вручил генеральный секретарь ЦК Румынской коммунистической партии Н.Чаушеску, высоко ценивший способности советского адмирала. В 90-е годы 20 века этот флот стал частью флота НАТО, как и созданная В.Ф. Чалым военно-морская база в Констанце.

Скончался 2 марта 1979 года.

Похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе.

 

Дед Алексея Михайловича Чалого, «народного мэра» Севастополя в период присоединения Крыма к Российской Федерации.

Поделитесь с друзьями:

3192

Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Никита Михалков: Каждый, кто шёл впереди народа во время Русской весны, вёл героическую борьбу

Кинорежиссёр привёз в Севастополь две театральные постановки: «И вас с наступающим...» и «12».
18:41
2552
8

Севастополь – Тверь. От Крымской войны до Русской весны

Правильное путешествие – то, из которого возвращаешься другим.
18:00
556
0

Зачем Крым подаёт иски к Украине?

До получения компенсаций ещё далеко.
17:18
445
0

Рекорды выборов-2024: как Путин снова стал президентом и чего ждать дальше

Чем закончилась избирательная кампания и чего россиянам ждать в будущем, рассказали эксперты.
12:25
3411
19

«Дом Черчилля» в столице Крыма разрушается без реставрации

Дата остановки в Симферополе британского политика вызывает споры историков до сих пор.
11:20
707
5

Явка на выборах президента в Крыму достигла показателей общекрымского референдума

Председатель республиканского ЦИКа объяснил это совпадением дат.
22:03
1260
1

ТОП 5