По названию:   В тексте:
Севастопольский суд постановил снести незаконную пристройку к многоквартирному дому...   На дорогах Севастополя: «неадекватная молодёжь» и жертва «зебры»...   В Севастополе намерены бороться с суицидом среди детей...   Из-за оползня в Севастополе могут ввести режим ЧС...   В аварии под Бельбеком погиб один человек...   На дорогах Севастополя: сбивают на «зебрах» и в «троллейбусах»...   Перевалка грузов в порту Севастополь упала на треть...   Сенатор от Севастополя поддержала облегчение получения гражданства мигрантам из Донбасса...   В Севастополе неизвестные облили кислотой редкий автомобиль...   

  •  Реклама на сайте ForPost

 

Кази Михаил Ильич



Военно-морской инженер, капитан 1 ранга, организатор Российского судостроения, общественный деятель. Городской голова Севастополя 1873-1876. Почетный гражданин Севастополя «За деятельность по возрождению города Севастополя после Крымской войны» (1875). 

Происходил из дворян Таврической губернии. (11(23).10.1839–24.06(06.07).1896)
Его отец был отставным морским офицером. Первоначальное воспитание Кази получил в Черноморском юнкерском училище, а в 1858 году окончил Морской кадетский корпус.

В 1858 году Кази стал членом Русского общества пароходства и торговли, быстро выдвинувшись на ведущие роли благодаря своим исключительным техническим способностям. Он неоднократно ездил в Англию, где наблюдал за постройкой новых пароходов, исполнял в обществе обязанности директора по морскому ведомству, осуществлял финансовый контроль.

Кази занимал различные ответственные посты. Он был председателем товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, председателем Русского технического общества, с 1868 года директором Одесского судостроительного завода.

В 1874 году Кази избрали городским главой Севастополя. Он исполнял эту должность в течение почти 2 лет и, благодаря его инициативе, поддержанной Императором Александром II, памятники обороны Севастополя были сохранены для потомства как историческое достояние России.

Начало 70-х годов XIX века было переломным моментом в истории Севастополя. После отмены в 1871 г. ограничительных статей Парижского договора Россия вновь получила право иметь военный флот на Черном море, и правительство активизировало меры по развитию Севастополя как главной базы Черноморского флота. Перед городским управлением стояли задачи восстановления разрушенного в годы Крымской войны города, его дальнейшего экономического развития.

В должности городского головы проявились административные и хозяйственные способности М. И. Кази. По ходатайству городского головы и севастопольского градоначальника П. А. Перелешина Севастополю ассигновали 300 тыс. рублей на строительство десяти хлебных складов. В этот период в Севастополе было открыто отделение Государственного банка, выделены деньги на строительство городской больницы. Благодаря деятельности П. А. Перелешина и М. И. Кази часть Южной бухты была передана под коммерческий порт, что способствовала быстрому экономическому подъему города. В конце 70–80-х гг. XIX века Севастополь становится крупным торговым портом юга России.

Кази стал инициатором создания бульвара по линии севастопольских бастионов. В выступлении на заседании думы 19 июня 1875 г. он обратил внимание на то, что проведение железной дороги и объявление Южной бухты коммерческим портом приведет к усиленной застройке города и исчезновению укреплений русских войск, возведенных во времена обороны Севастополя 1854–1855 гг. М. И. Кази предложил никогда не застраивать места бывших укреплений и устроить по линии бастионов Исторический бульвар, ходатайствовать перед правительством об открытии подписки (сбора добровольных пожертвований) для устройства бульвара.

Михаил Ильич Кази придавал большие значения развитию образования в Севастополе, где до середины 70-х гг. XIX века не было ни одного среднего учебного заведения. Он приложил немало усилий для того, чтобы добиться открытия Константиновского реального училища — первого среднего учебного заведения города. Впоследствии М. И. Кази избрали почетным попечителем реального училища. Михаил Ильич заботился о ремесленной школе РОПиТ и мореходном классе, вкладывал личные средства в содержание мореходного класса.

Должность городского головы Кази занимал до 1876 г., внес значительный вклад в восстановление Севастополя. В апреле 1875 г. городская дума приняла решение о присвоении М. И. Кази звания Почетного гражданина Севастополя. Дума возбудила ходатайство об утверждении Кази в этом звании. Однако Императорским указом был в почетном звании утвержден только П.А. Перелешин. Дума дважды возбуждала ходатайство об утверждении М.И. Кази в этом звании, но ходатайства были отклонены. И лишь в 1895 году, был издан Императорский указ о присвоении Кази звания почетного гражданина Севастополя, хотя к тому времени Михаил Ильич уже 20 лет жил и работал в Санкт-Петербурге. В начале XX века именем Кази в Севастополе была названа улица ( ныне часть улицы им. Генерала Петрова). Зал заседаний Городской думы украшали портреты П.А. Перелешина и М.И. Кази.

В 1877 году Кази получил приглашение на должность директора Балтийского судостроительного завода. Отличный администратор и практик он быстро реорганизовал завод. Были приобретены за границей необходимые образцы первоклассных двигателей и в короткий срок построено 30 миноносцев, затем ряд крупных судов, таких как фрегат «Владимир Мономах», крейсер «Адмирал Нахимов» и другие, не уступавших лучшим английским и французским кораблям. Кази показал, что в России судостроительные заводы могут работать не хуже иностранных. Он заботился и о будущем, создав первую в России школу фабрично-заводского ученичества.

С 1893 года Кази стал председателем Комиссии по развитию в России торговли и судоходства, совмещая эту деятельность с выполнением обязанностей председателя Императорского русского технического общества, члена Совета мануфактур и торговли и др. В 1894 году он сопровождал министра финансов С. Ю. Витте в поездке по Северу России.

Кази скоропостижно скончался в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке, организации которой он, будучи ее Генеральным комиссаром, отдал все свои силы.

Похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


 

Просмотров: 2561

Рубрики: История Севастополя, Градоначальники, Почетные граждане Севастополя

Связанные материалы:

Проект «ЛИЦА ГОРОДА» — социальный проект, представляющий город-герой Севастополь в лицах. В специально отведенном разделе сайта размещаются портреты с биографическими данными людей, которые связали свою жизнь, достижения, трудовые и творческие успехи, ратные подвиги с городом-героем Севастополем, кто оставил заметный след в истории Севастополя и тех, кто создает историю города сегодня.
Финансирование Проекта осуществляется за счет платного размещения информации о бизнесменах, политиках, кандидатах и депутатах всех уровней, руководителях коммерческих, государственных и коммунальных структур города.
Если Вы хотите добавить информацию в раздел "Лица города", свяжитесь по eMail admin@sevastopol.su с администрацией сайта