Севастополь

Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста

Где искать выход из сложившегося положения?

Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста
Фото:
Pixabay

Севастопольская промышленность после нескольких лет быстрого роста, начавшегося после присоединения Крыма к России, в 2020 году пережила серьезный спад – по темпам снижения промпроизводства Севастополь оказался среди худших регионов России. Между тем уходящий год был отмечен рядом новых инициатив городских властей, связанных с индустриальным развитием Севастополя.

Основную ставку привычно планируется делать на такие отрасли, как судостроение и судоремонт, где сейчас начинается новый этап инвестиций в модернизацию основных предприятий. Но вопрос о том, каким должно быть место промышленности в экономике Севастополя, по-прежнему открыт и рождает диаметрально противоположные мнения.

Провал или коррекция?

По итогам 11 месяцев падение промышленного производства в Севастополе составило 12,9% к январю-ноябрю 2019 года. По этому показателю Севастополь, как следует из данных Росстата, оказался на третьем от конца месте среди регионов России, хуже ситуация в промышленности только в Костромской области, Приморском крае и хронически депрессивной Тыве.

В целом по России индекс промышленного производства за 11 месяцев 2020 года оказался на уровне 97% к тому же периоду годом ранее, то есть спад в индустрии составил 3%. При этом в 34 регионах статистика зафиксировала промышленный рост. На юге России к ним относятся Ростовская область, Ставропольский край, почти все республики Северного Кавказа, а также Республика Крым, где промпроизводство в январе-ноябре прибавило 0,5%. На фоне обвала промышленности в Севастополе даже этот скромный рост выглядит немалым достижением.

Детальная картина пока не вполне понятна, поскольку в оперативном докладе Крымстата за 11 месяцев приведены данные далеко не по всем видам промышленной продукции, которая производится в Севастополе. Из опубликованных показателей видно, что за этот период почти на 7% сократилась выработка электроэнергии, на 5% упал выпуск минеральных вод, на 4% снизилось производство хлебобулочных изделий. В то же время статистика зафиксировала рост в полтора раза производства мороженой рыбы, положительная динамика отмечена и в таких сегментах, как производство колбасных изделий и производство бетона – в последнем случае в 1,9 раза.

Но бить тревогу в связи с двузначным падением промышленности Севастополя в 2020 году пока преждевременно, поскольку в предшествующие годы она показывала рост такими же двузначными темпами. По итогам 2019 года индекс промпроизводства в Севастополе составил 113,4% (при этом обрабатывающие производства увеличили выпуск на 29%), а в 2018 году промышленность выросла более чем на 29%, и это был один из лучших результатов в России.

Таким образом, нынешний спад можно считать коррекцией после быстрого скачка, но в дальнейшем многое будет зависеть от действий севастопольских властей, которые в 2020 году не раз давали понять, что видят именно за промышленностью будущее экономики города.

Перезревшие решения

В июне по распоряжению губернатора (на тот момент еще в ранге врио) Михаила Развожаева в Севастополе был учрежден региональный Фонд развития промышленности. Его появление было обосновано высокой потребностью предприятий города в заемных средствах с низкой процентной ставкой и в достаточном для промышленности объеме – суммы займов для заводов объявлены в объеме 20–200 млн рублей под 1–5% годовых на срок до пяти лет. Фонд будет участвовать в софинансировании местных проектов вместе с федеральным бюджетом в соотношении 10/90 %.

Теоретически это должно поддержать инвестиционную активность в севастопольской промышленности, которая в 2020 году резко снизилась. По данным Крымстата, за девять месяцев в обрабатывающие производства города было вложено всего 138,9 млн рублей – более чем на 50% меньше показателя за три квартала 2019 года, а в общем объеме инвестиций, которые получили за указанный период экономика и социальная сфера Севастополя, это жалкие 3%.

В то же время решение о создании в Севастополе собственного промышленного фонда выглядело явно запоздавшим – впрочем, не по вине нынешних властей города. Процесс создания региональных фондов развития промышленности (ФРП) для более активного взаимодействия с аналогичной федеральной структурой при Минпромторге РФ начался еще в 2016 году.

Можно только догадываться, почему возглавлявший тогда Севастополь выходец из этого министерства Дмитрий Овсянников не озаботился появлением в городе собственного промышленного фонда (в Республике Крым, кстати, такой фонд появился еще весной 2019 года). Не появилось при Овсянникове у Севастополя и никаких проектов по линии федерального ФРП.

Явно перезрели и планы по созданию в Севастополе индустриального парка на территории мусоросжигательного завода «Гераклид». Об этом проекте говорится с 2014 года, первоначально строительство промпарка в рамках крымской ФЦП планировалось начать в 2018 году, но сроки постоянно сдвигались, а потенциальные инвесторы уходили. Как сообщала в ноябре 2019 года заместитель губернатора Севастополя Мария Литовко, от первоначальных ожиданий привлечь в индустриальный парк 6,5 млрд инвестиций остались подтвержденные заявки всего на 629 млн рублей.

Тогда же прозвучал и новый срок сдачи объекта – 2021 год, однако за прошедшие месяцы строительство так и не началось. В середине декабря АО «Севастопольстройпроект», принадлежащее правительству города, объявило очередной конкурс на создание индустриального парка стоимостью более 132 млн рублей, его победитель должен завершить работы к середине июня следующего года.

Справедливости ради следует отметить, что в Республике Крым процесс создания индустриальных парков в Феодосии и Бахчисарае тоже движется со скрипом. Первый из них планируется построить к осени 2021 года, второй находится на этапе проектирования.

Вечные надежды судостроения

2020 год был отмечен и рядом новых деклараций относительно будущего такой ключевой отрасли севастопольской промышленности, как судостроение и судоремонт. Основным контекстом этих высказываний было вхождение Севастопольского морского завода в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), оформленное в октябре указом президента России.

После преобразования Севморзавода из ФГУП в акционерное общество он получит до 5 млрд рублей на обновление производственной базы, что позволит выполнять сложные заказы, сообщил в начале года Михаил Развожаев. А в июне президент ОСК Алексей Рахманов анонсировал планы по созданию производственного объединения судостроительных и судоремонтных активов, которое в перспективе будет включать пять площадок: Южный Севастополь, Северный Севастополь, Инкерман и две площадки 13-го судоремонтного завода Черноморского флота. Последнее предприятие, выступающее единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту кораблей ЧФ, также будет акционировано и включено в состав ОСК.

Однако пока севастопольские предприятия полноценно способны выполнять только работы по судоремонту, а масштабные заказы в сфере судостроения по-прежнему остаются делом некоего постоянно откладываемого на потом будущего. Заместитель директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ Константин Анциферов на проходившем в Севастополе в октябре морском бизнес-форуме SIMBF предложил местным предприятиям «начать с простейшего», например, с производства буксиров, и осваивать мелкосерийное производство.

В ходе сентябрьского визита в Севастополь Алексей Рахманов заявил, что сейчас ОСК видит Севморзавод основной базой для ремонта и модернизации кораблей в Крыму, что позволит обеспечить загрузку предприятия на следующие пять-семь лет. Кроме того, прорабатываются и идеи по размещению на заводе и гражданских заказов, в частности, по продолжению серии строительства крановых судов (первый из них был спущен на воду в октябре 2019 года, затем началось строительство двух плавучих кранов грузоподъёмностью 400 и 700 тонн).

В свою очередь, власти Севастополя не теряют надежду на размещение заказов на строительство судов для рыбного флота и туристических нужд. Однако расширение компетенций в судостроении зависит прежде всего от дальнейшей модернизации мощностей севастопольских заводов уже в структуре ОСК, а это еще несколько лет в режиме ожидания.

Какая промышленность нужна Севастополю?

Стремление властей города сделать промышленность одним из ключевых сегментов его экономики становится более понятно, если взглянуть на структуру прибыли предприятий Севастополя. По данным Крымстата, за девять месяцев 2020 года ее общий объем составил 2,1 млрд рублей, и почти половина (около 931 млн рублей) пришлась именно на промышленность. При этом доля промышленности в общем объеме убытков севастопольской экономики относительно невелика – порядка 13%.

В сравнении с прошлым годом прибыль промпредприятий Севастополя за девять месяцев выросла на 45%, а убытки, наоборот, сократились на четверть. Правда, доля прибыльных организаций в промышленности не слишком высока – 54,5% в целом и 61,5% в обрабатывающем сегменте.   

То обстоятельство, что основным потенциальным заказчиком севастопольской промышленности – прежде всего судостроения и судоремонта – является государство, создает для нее значительный запас прочности, считает экономический обозреватель, редактор портала «СОНАР-2050» Иван Лизан. Поэтому, по его мнению, отыграть падение в 2020 году промышленность Севастополя способна достаточно быстро – в сфере услуг и в целом в частном бизнесе нынешняя ситуация куда хуже.

«Идея-фикс многих жителей приморских городов – отказ от промышленности и превращение их городов в аналог курортов Западной Европы, – отмечает Лизан. – Но Россия  не Европа: не тот климат, меньшая концентрация историко-культурных ценностей, да и геополитическая обстановка другая. Поэтому основой экономики Севастополя действительно должна быть промышленность, в частности, судостроение, судоремонт, производство узлов и агрегатов для судов, инструментов и оборудования. Никакой альтернативе промышленности в мире, который раскалывается на экономические зоны, скатываясь к протекционизму, нет. Тем более в России, где за последние пять лет начала формироваться новая промышленная политика. Впереди у России «национализация» флота – перевод его под флаг России и долгий процесс импортозамещения иностранных судов: пока мы успешно строим корпуса для гражданских судов и военные суда, но корпус – это не всё судно».

Поэтому, полагает Иван Лизан, властям Севастополя нужно быть очень активными участниками федеральных программ и лоббировать размещение заказов в городе и создание различных производств. Для этого в России уже созданы различные правовые механизмы, такие как специнвестконтракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Но есть и совершенно иное мнение о перспективах севастопольской индустрии. Стратегически, считает уроженец города-героя, генеральный директор консалтинговой компании «ИнфраПроекты» Алексей Безбородов, Севастополю надо уходить от промышленности.

«Конечно, судоремонт и другие производства, связанные с морским портом, так или иначе необходимо сохранять, но без особых надежд на то, что они будут тянуть за собой экономику города, – поясняет он. – Исторически Севастополь никогда не был городом большой промышленности, и сегодня наиболее логично выглядит последовательная ориентация его экономики на сервисные отрасли, в том числе, кстати, и на обслуживание флота. Сейчас из всех промышленных предприятий относительно уверенно чувствуют себя только заводы, имеющие отношение к Алексею Чалому, а остальные если и работают, то давно требуют модернизации мощностей».

Еще одна проблема, продолжает Безбородов, заключается в том, что промпредприятия Севастополя сложно вынести за пределы города в силу отсутствия подходящих территорий. Развитие новой промзоны в формате индустриального парка вдоль Камышового шоссе с логистикой вокруг станции «Севастополь-2», по мнению эксперта, действительно выглядит перспективным начинанием, но для этого сначала надо создать инфраструктуру, под которую будут привлекаться инвесторы.

Кроме того, нужно еще учитывать и тот момент, что в Севастополе объективно существует дефицит трудовых ресурсов для промышленности – рабочий класс там никогда не был особенно многочисленным, а приглашать людей из других регионов будет очень сложно. Определенные перспективы содержит идея развития винодельческого кластера, но эту отрасль сложно назвать промышленностью в классическом смысле – она больше тяготеет к сельскому хозяйству и туризму, большой занятости она не создаст, тем более что в современном виноделии собственно производством занимается небольшая часть персонала, а остальные – это специалисты по маркетингу, приему гостей и т.д.

«В конечном итоге все упирается в отсутствие нормального комплексного плана развития города с учетом его территориальной специфики, – резюмирует Алексей Безбородов. – Географически Севастополь город для России уникальный, аналогичная пространственная организация есть только у Волгограда и еще нескольких больших городов. План развития должен быть оригинальным, а не основанным на неких лоббистских усилиях, как сейчас. В итоге тот же флот претендует на новые территории, хотя экономическая логика подсказывает, что эти амбиции надо активно ограничивать. Поэтому планы загрузить то же судостроение заказами должны зависеть от того, насколько успешно будут реализованы пилотные проекты».

Николай Проценко

3130
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (24)

Profile picture for user Пять пятерок
2651

Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста

Не верю, но раз Форпост так решил, то пусть подскажет промышленникам:

Уперлись в потолок? Опуститесь ниже и продолжайте работать!

Profile picture for user Casper
1997

Текста с три короба, а конструктива - всем известные 0,0.

Спустя шесть с лишним лет всё никак не придумают, что же делать. А наши деды, не долго думая, за 5 лет после ВОВ заново восстановили город... И это после войны. 

Profile picture for user sahaMF
405

пару показателей по данной сферы отсюда

 https://investsevastopol.

ru/ru/o-sevastopole/ekonomika/ 

Промышленное производство уменьшилось на 27,9% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года (по состоянию на январь-сентябрь 2020 г.).

По состоянию на январь-сентябрь 2020 г. предприятиями выпущено 358 ед. продукции

на общую сумму 118,8 млн руб. В обрабатывающей промышленности производство

уменьшилось в 2 раза.

Profile picture for user strelec
23925

"Исторически Севастополь никогда не был городом большой промышленности, и сегодня наиболее логично выглядит последовательная ориентация его экономики на сервисные отрасли, в том числе, кстати, и на обслуживание флота."

      Странно слышать это от "уроженца" Севастополя А.Безбородова,не ведающего о многотысячных рабочих коллективах судостроительных,судоремонтных, приборостроительных ,рыбодобывающих  и рыбоперерабатывающих предприятий,работавших в СССР. Проблема с рабочими кадрами решается воссозданием профтехучилищ или колледжей.

      Не может город с реальной численностью населения более миллиона прокормиться только виноделием и сервисным обслуживанием.

     Стратег,блин! Складывается впечатление,что подобные  "стратеги" тупо лоббируют застройку города исключительно апартаментами.А выделить землю для развития промпредприятий жаба давит.

Profile picture for user суржик
5879

меня вот интересует хотя бы вот это высказывание эксперда:

.рабочий класс там никогда не был особенно многочисленным.

а что, на СМЗ  трудились одни инжинера? на 13-ом заводе тоже? на СРЗ в Камышовой? на военном заводе в Балаклаве? на заводе Персей? в военных мастерских на Минке? а для кого готовили работяг 3-я, 13-ая фазанки, ССТ(Севастопольский Судостроительный Техникум) для кого спецов среднего звена готовил, а работали они зачастую обычными слесарями, токарями, фрезеровщиками, сварными!

почему бригады севастопольских сварщиков до сих пор работают вахтовым методом  в Астрахани и Североморске, да и на "Звездочке"?

а ведь были еще фазанки, которые готовил спецов для Калмыкова, Паруса, Муссона!

только многим пришлось перепрофилироваться - стали готовить младший банковский персонал(щас 200 человек остаются без работы), автомехаников - толкового сервиса для машины тяжело найти! ))))

Profile picture for user ulogin_mailru_13110668518963049584
65

 

"Исторически Севастополь никогда не был городом большой промышленности, и сегодня наиболее логично выглядит последовательная ориентация его экономики на сервисные отрасли, в том числе, кстати, и на обслуживание флота."       Странно слышать это от "уроженца" Севастополя А.Безбородова,не ведающего о многотысячных рабочих коллективах судостроительных,судоремонтных, приборостроительных ,рыбодобывающих  и рыбоперерабатывающих предприятий,работавших в СССР. Прроблема с рабочими кадрами решается воссозданием профтехучилищ или колледжей.       Не может город с реальной численностью населения более миллиона прокормиться только виноделием и сервисным обслуживанием.      Стратег,блин! Складывается впечатление,что подобные  "стратеги" тупо лоббируют застройку города исключительно апартаментами.А выделить землю для развития промпредприятий жаба давит.

 Согласен на 200 процентов. Без развития промышленности Севастополь никогда не снимет дотационную удавку. И основное внимание надо уделять проектам с большим государственным и международным эффектом. Несколько лет в Севастополе проводят инновационный салон "Новое время", где подобные проекты представляли. Задача правительства, чтобы выпускники учебных заведений города осуществляли эти проекты здесь, а не на материке или за границей.

Profile picture for user OTTON
412

Подтверждаю,при СССР закончил СПТУ-28,работал на НПО "Муссон" сборщиком радиоаппаратуры.В СПТУ-28 (приемник ТУ-5) были все специальности для работы на производстве: токоря,фрезеровщики,сборщики и регулировщики радиоаппаратуры,монтажники радиоаппаратуры и механосборщики...Все поступающие были только после 10 класса средней школы.

Profile picture for user Roz1975
2384

"Исторически Севастополь никогда не был городом большой промышленности," - верю!!

Прям вот сразу - верю!!!

10 000 сотрудников корпорации СПОРП "Атлантика" - были не рабочие, не. Ни разу. 8 000 сотрудников "Югрыбхолодфлота" - все, как один были не рабочие ни фига.

У одной только "Атлантики" были свои

ДКР,

ДМО,

санаторий "Изумруд" в бухте Ласпи,

узел связи со всем миром "Севастополь-3".

Рыбонсервный,

Коптилка,

БТОФ,

Фабрика орудий лова в Камышовой,

подсобное хозяйство в Родниковом,

пионерлагерь "Атлантика" в Передовом,

АТП на 135 машин всех типов и модификаций.

РСУ, успешно строившее жилые многоэтажные дома,

Мореходное училище в Херсоне,

магазин-ресторан "Океан",

это не считая 65 судов, работавших по всему мировому океану.

Если все люди, работавщие на этих участках, не рабочие, то кто они были?

Очередное бла-бла-бла, ни о чём.

Profile picture for user Мицуко
2923

Странная статья, вражеская какая-то, заказная.

«Идея-фикс многих жителей приморских городов – отказ от промышленности и превращение их городов в аналог курортов Западной Европы

Каких таких многих жителей? Лишние квартиры для сдачи в курортный сезон имеют вовсе не "многие"  жители. Многие жители имели рабочие места на заводах. 

 сегодня наиболее логично выглядит последовательная ориентация его экономики на сервисные отрасли, в том числе, кстати, и на обслуживание флота.

Обслуживание флота - это не сервисная отрасль, это - судоремонт, такой вид промышленности, который был хорошо развит в городе. Морзавод был градообразующим предприятием, пока его не добили.

Profile picture for user Nik Nik
1237

   to Casper (СЕВАСТОПОЛЬ):

Текста с три короба, а конструктива - всем известные 0,0.

Спустя шесть с лишним лет всё никак не придумают, что же делать. А наши деды, не долго думая, за 5 лет после ВОВ заново восстановили город... И это после войны. 

Вы правы на 100%!

 Автор далёк от понимания проблем, связанных с промышленостью так же, как Альфа Центавра от Солнечной системы.

  Любому севастопольцу, прожившему в городе 40-50 лет, и без таких статей очевидно, что за последние 6 лет никакого промышленного роста нет, и в городе полный развал всего и вся (группу предприятий А.М. Чалого и строительную отрасль не беру в расчёт).

 Но 6 лет назад были же планы по развитию промпроизводства. Было бы здорово почитать или послушать умных, думающих людей, которые в состоянии проанализировать причины, по которым эти планы не реализовались  в Севастополе. И уже после этого появилось бы понимание, что и как нужно делать, чтобы ситуацию изменить в лучшую сторону.

Автор статьи явно не из числа таких аналитиков.

Profile picture for user strelec
23925

to Nik Nik:  

 "Ларчик просто открывается!" -некомпетентные  должностные туристы съехались в Севастополь не для развития города,а для собственного трудоустройства и благоустройства.Вместо созидателей -  тупые пользователи.

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_844203096633
683

Что нам бубнит бывший первый помощник....  Бездельник и балабол...  Все развалил, продал, а косомольцы доканали флот...   Коптят и коптят небо, и бог их не берёт...  А КАК ПЕЛ ПРО РЫБ. ФЛОТ !   ПЕСНЯ !    Тебе в попы --прямая дорога... Смотри-Камыши деградируют, рыбпорт в бурьяне...Гетто ПОРТО-ФРАНКО обсирает зап. берег бухты...Щас всё ворьё , жирует в виллах...  Не стесняются-- празднует на корпоративах...    А дети бедняков сидят дома ...  У  них нет обуви... Родители безработные... Ничё, подрастут, мы им списки вручим...  Вот этот-- отца с работы выгнал, вот эта --мать оскорбила в маркете, вон тот--сестру сбил на джипе...  

Profile picture for user Lesh
306

"Севастопольская промышленность после нескольких лет быстрого роста, начавшегося после присоединения Крыма к России, в 2020 году пережила серьезный спад"

Вроде до 1 апреля ещё далеко....шутники какие то писали статью. Со спадом все и так  понятно, и то это не спал был, а провал, а вот с ростом??? То что сюда деньги  вливали это да, но разве  уложенная плитка в трёх парках и переложенные  бордюры это рост промышленности Севастополя? Хотя как по модному сейчас называют отрицательный рост, то тогда да, все сходится..

Profile picture for user ulogin_mailru_15819128648315437908
172

свалили все в кучу и колбасу и судоремот. судоремонт просто умирает.судостроения-нет и благодаря таким безбородовым небудет.в севастополе достраивались два буксира Балк иСтепанов там только корпус российский главные вспомогачи-китай электроника тоже китай грузовое франция ит.д. печально

Profile picture for user Turbos
2750

Да все просто налицо искуственно созданная уродливая модель с гупами, шмупами и прочие которые деньги не зарабатывают, им даже не интересно, а только пилят или осваивают, да и производство у нас уже стало экономически не выгодно, не выдерживает конкуренции с дешевой продукцией с Китая и других стран.

Profile picture for user суржик
5879

to Turbos:  

они забывают, что в истории НАШЕЙ страны уже было:

я надеюсь многие помнят, что после этого было!

где гарантия, что это не повторится?

дешевле? может быть... но надо еще учитывать и национальную безопасность! повздорим с Чайной и что? где покупать будем?

Profile picture for user ulogin_mailru_11907053487032808932
214

Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста

Очередной шедевральный заголовок)

Profile picture for user ulogin_yandex_10188876
2983

Да тут и выделять особо не надо. Тот завод, на котором я сам работал во времена СССР и достаточно хорошо зарабатывал, стоит на своём месте и никуда не делся. И сколько таких либо пустующих либо занятых частными лавочками. При желании всё можно вернуть. Только вот ни желания, ни "бурного роста промышленности", упомянутого в статье, я что-то не заметил.

  Стратег,блин! Складывается впечатление,что подобные  "стратеги" тупо лоббируют застройку города исключительно апартаментами.А выделить землю для развития промпредприятий жаба давит.

 

Profile picture for user Алекс Бывший
1034

 

  Согласен на 200 процентов. Без развития промышленности Севастополь никогда не снимет дотационную удавку. И основное внимание надо уделять проектам с большим государственным и международным эффектом. Несколько лет в Севастополе проводят инновационный салон "Новое время", где подобные проекты представляли. Задача правительства, чтобы выпускники учебных заведений города осуществляли эти проекты здесь, а не на материке или за границей.

 Ну вот коллега и озвучил причину, по которой в Севастополе нет и не будет промышленности. Кому нужен самостоятельный Севастополь, да ещё и зараженный вирусом вольнодумства ещё с украинских времён? Пока не сменится структура власти в России, Севастополь будет городом-лакеем: обслуживать флот, туристов, олигархов, бюрократов и т.п.

Profile picture for user NKLM
1150

Натужные попытки выдать окончательный развал и спад промпроизводства в некое благое действие не убедительны. Местным не расскажешь, что в Севастополе не было никогда промпредприятий. Помним, как было.

И вялое вранье про якобы местные успехи - о том, что построили кран, никого не убедят в том, что сваренный корпус плавкрана - это и есть плавкран, а не просто понтон, на котором на другом заводе строится плавкран.

Попытки замазать глаза не прошли, как и в прочих случаях...

Profile picture for user val.prasolov
4765

 Без развития промышленности Севастополь никогда не снимет дотационную удавку.

to Юра Ильин:  

Дотации - это удавка? crazy

Profile picture for user Merano
85

to виктор соколец:  Это не тот,о котором вы подумали,это др.человек.

116

Если задача правительства города  "проедать-осваивать" деньги  по госпрограмме :Программу развития Крыма и Севастополя продлевают еще на несколько лет.На её реализацию будет направлено свыше 715 млрд рублей. "Без развития промышленности Севастополь никогда не снимет дотационную удавку." с учетом  спецоперации и "новых территорий  Новороссии и Малороссии" с их  элементарным восстановлением и выживанием, и СВО. О чем  статья??? Эмир , ишак , и Ходжа Насреддин !!!??? Ходжа уже  третий, а Программу развития Крыма и Севастополя продлевают еще на несколько лет! Реальной удачи в  управлении в условиях турбулентности экономики и политики...

Главное за день

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
28
3785

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
15
4519

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1412

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1346