Правительство Крыма создало зоны с особой архитектурно–планировочной организацией территории, имеющей особую историко–культурную, экологическую или рекреационную ценность. В специальный перечень, опубликованный на официальном сайте Совета министров республики, вошли территории Ялты, комплекса сооружений Судакской крепости, Симферопольского художественного музея.
Кроме того, в список вошли памятник природы мыс Плака, парк–памятник утёс Карасан, парк памятник дома отдыха Айвазовского – в Алуште; евпаторийский дендрологический парк; сакский курортный парк; ландшафтный парк Битак, ботанический сад Крымского федерального университета, памятник природы пещера–грот Чокурча – в Симферополе; заповедное урочище мыс Алчак, парк дома отдыха «Судак», парк пансионата «Сокол» – в Судаке.
Ранее, в сентябре этого года, в перечень были включены две территории в Алуште площадью 19,59 гектара и 16,74 гектара, территория Алупкинского парка–памятника площадью 83,55 гектара, природный парк Караларский (Керченский полуостров), территория археологического комплекса Неаполь Скифский, две территории в Симферополе площадью 2,03 гектара и 8,09 гектара.
Запреты с исключениями
Согласно местному закону «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно–планировочной организацией территории», принятому Госсоветом Крыма в июле этого года, в таких особых зонах запрещено строительство капитальных объектов и размещение иных объектов, а также реконструкция, капремонт объектов капстроительства и других объектов, если это затрагивает внешний архитектурный вид этих объектов.
Но запрет не распространяется на объекты, строительство, реконструкция и капремонт которых ведётся за счёт средств федерального бюджета, бюджета Крыма или местного бюджета; на объекты инвестиционных соглашений, при наличии документов планировки территории; на объекты и территории, для которых требуются срочные противоаварийные и/или аварийно–восстановительные работы (должно быть решение комиссии о ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций); на объекты, имеющие особое социальное значение для Республики Крым. При этом строительство, реконструкция и капремонт могут вестись при согласовании главы Крыма.
Предложения Совмину Крыма о внесении территорий с особой архитектурно–планировочной организацией в спецсписок готовит архитектурно–градостроительный совет при правительстве Республики Крым.
«Особое оружие» республики
Подобных зон нет в других регионах России – это «чисто крымская история», нужны они для борьбы с самостроями, сказал ForPost член архитектурно–градостроительного совета при правительстве республики, руководитель научно–образовательного центра градостроительства и урбанистики при Севастопольском государственном университете Алексей Комов.
Он уточнил, что закон «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно–планировочной организацией территории» действует ограниченный период времени, по нему власти республики уполномочены «зачищать» территории от самовольных построек и принимать решения без вмешательства муниципальных властей.
«Зачастую внутри муниципалитетов есть определённые «взаимодействия», «взаимоотношения», которые не позволяют заниматься ликвидацией самостроев. Поэтому и было введено такое временное, грубо говоря, внешнее управление», – отметил Алексей Комов.
«Это особое оружие, придуманное на уровне республики для того, что сдвинуть с места историю с освобождением от самостроев. При этом в Республике Крыма пока не назначен главный архитектор (после увольнения Анны Царёвой в июле этого года – прим.), который должен быть лидером этого движения. Да, и к закону могут быть определённые вопросы, но уже его наличие является важным инструментом для изменения ситуации с самовольной застройкой в Крыму», – добавил Алексей Комов.
Он обратил внимание на то, что на материковой России – в том числе и в федеральном центре – многие следят за тем, насколько эффективным будет это «особое оружие».
Комов уверен, что если просто «без разбору» сносить и лишать людей жилья и заработка, будет социальный взрыв, а это вопрос социальной безопасности при разрушенной экономике.
«У нас есть жилье, которое соответствует и российскому, и украинскому законодательству. Есть такие жилые здания, которые соответствуют только украинскому, а есть те, которые никакому закону не соответствуют, но и в них тоже давно живут граждане Российской Федерации, Республики Крым. А их нельзя по хлопку в ладоши выгнать на холод.
По украинским законам можно было сделать проект на трёхэтажный дом и в процессе стройки добавить к нему ещё пару этажей, если соответствует зонингу – потом все эти изменения согласовать и узаконить. А по российским законам, здание должно быть ровно таким, каким было заявлено в проекте во время выдачи разрешения на строительство», – отметил член архитектурно–градостроительного совета при правительстве Крыма.
По его словам, универсальные рецепты – вроде московской реновации или сочинского расселения – в Крыму не срабатывают: «Поэтому всем безумно интересно, как заработает новый инструмент радикального лечения застарелой болезни полуострова – закон Республики Крым об архитектурно–планировочных зонах. У региона есть право устанавливать зоны с особым режимом, помимо зон, установленных федеральными нормативными актами, в границах муниципальных образований».
Алексей Лохвицкий
Фото moemore.com, nfosmi.net