Новороссия

ForPost узнал планы подрывника офиса «Правого сектора»* в Киеве

Вчера между самопровозглашёнными республиками Донбасса и Украиной состоялся самый большой в истории конфликта обмен пленными – 73 на 233. Но это не просто цифры – за каждой из них стоит судьба отдельного человека.

ForPost узнал планы подрывника офиса «Правого сектора»* в Киеве
Фото:
Марина Лютая
Обмен пленными между Украиной и ЛДНР, 27 декабря 2017

У каждого из тех, кто стал участником операции обмена пленными между Украиной и самопровозглашёнными республиками Донбасса – ДНР и ЛНР, о которой писал ForPost, свои обстоятельства, своя история, свой взгляд на происходящее и, конечно, свои причины, по которым она или он стали пленниками с той или иной стороны.

Киевлянин Владимир оказался в украинских застенках после того, как подорвал столичный офис «Правого сектора»* (запрещённой в России организации. – Ред.). После более чем двух лет заточения его помиловали и отправили в Донецк в рамках обмена пленными.

«Отсидел два года и три месяца, из них больше двух месяцев в одиночке. Возвращаться туда собираюсь только на танке», – улыбается мужчина, выйдя из автобуса и, наконец, сделав первый шаг на свободную землю.

Отпустили Владимира вместе с ещё одним мужчиной, причастным к подрыву.

«Третьего товарища не отдали – там остался. Вообще россиян мало кого отдали, нам сказали, что граждан России Порошенко менять хочет на Сенцова и крымчан», – утверждает бывший пленник.

А вот дончанин Игорь Козловский (бывший преподаватель ДонНУ и школы искусств, востоковед) по обмену пленными отправился из ДНР в Киев. Почти три года он просидел в макеевской колонии – инкриминировали шпионаж и хранение боеприпасов. C обвинениями категорически не согласен.

«Считаю, что сидел за свою собственную позицию. Я был не согласен с происходящим, моя позиция такова: Украина – это целостное государство», – рассказал ForPost Игорь Козловский.

О колонии рассказывает только положительное – кормили нормально, содержали в тепле, не обижали. Тем не менее за время пребывания в заточении его взгляды не изменились.

«В Киеве буду заниматься научной и преподавательской деятельностью, все мои ученики и родственники там. Хотя родина моя здесь», – добавил он.

Ровно такой же срок – без малого три года – сидел на украинской стороне мариуполец Кирилл, воевавший в Донбассе в составе ополчения. Он рассказал об ужасных условиях и пытках. Кстати, из плена он вышел с хвостатым любимцем на руках – котом окраса георгиевской ленты, которого попросил забрать его товарищ, оставшийся в плену.

«Меня обвиняют в захвате блокпоста, пытали лично Мосийчук и господин Ляшко. Осудили на 12 лет. Держали нас в сыром подвальном помещении, кормили тухлой рыбой и гнилой капустой», – рассказывает мужчина. Под его глазами большие синяки, лицо бледное. Похрамывая, он движется в автобус с теми, кто направляется в Донецк.

Историю о пытках рассказала мне и харьковская партизанка Елена. Она отсидела в украинском плену почти три года.

«Меня похитили эсбэушники, задержали меня со стрельбой. Надели мешок на голову, три дня продержали в СБУ, избивали, пытали всячески. Cуда нет никакого на Украине… Я хочу и дальше продолжать борьбу с этой оккупационной властью», – cказала она, показывая на оранжево-чёрное украшение в своих волосах.

«На все суды так ходила. Георгиевские ленточки у нас запретили, сама специально пошила вот такие георгиевские бабочки», – рассказывает уже уставшая от долгой дороги и бесконечных расспросов журналистов женщина. В её руках небольшая сумка – это всё, что она везёт с собой в Донецк, где начнётся её новая жизнь.

Несмотря на то, что обмен пленными проходил в полной темноте, c задержкой, cумбурно и очень шумно, каждый из этих людей знал, в какую сторону ему идти и где он хочет находиться.

Самым нерешительным оказался содержавшийся в Донецке мужчина – украинский пленный, который дважды передумал меняться, желая остаться на донецкой земле. В последний момент он всё-таки решился на обмен и уехал на украинскую территорию. А сколько приверженцев ДНР и ЛНР отказались в итоге меняться c украинской стороны и почему – ещё предстоит выяснить. В Донецке уверены, что на них и их семьи было оказано давление.

Как бы там ни было, обе стороны уже ждут, а содержащиеся в камерах и подвалах считают дни до следующего обмена пленными, который должен пройти в январе 2018 года.

Марина Лютая

Фото автора

1624
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
316

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
1
357

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
27466

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
19
2291

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
81
9366

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
11644