Западным окраинам досталось больше – «градами». Случилось это пятого ноября, а потом все затихло, и 100-летие Великого Октября мегаполис встретил почти в тишине. Это «почти» - оно для понимания того, что на некоторые звуки в Донбассе за три с половиной года научились не реагировать. Эка невидаль, где-то там далеко, километрах в пяти-семи, пулемет стрекочет или залетный танк отстрелялся пару раз.
Донецк в ноябре живет другим. Неслыханная «культурная революция» овладела городом шахтеров и горняков. Нет, у нас и до войны на этом фронте все нормально было. Но все как-то больше массовые официальные мероприятия «светились», вроде международных фестивалей «Звезды шеста» Бубки, «Звезды мирового балета» Писарева, или с советских времен прижившегося в городе миллиона роз джазового форума «ДоДж».
За годы обстрелов и блокад дончане научились отвечать на трудности по-своему. В филармонию не протолкнуться. В зале, где стоит орган, на котором некогда музицировал в Санкт-Петербурге юный Чайковский, один за другим идут концерты местных и приезжающих из всех российских провинций и обеих столиц музыкальных коллективов. Большие звезды типа Олега Газманова приезжают обычно на праздник. А вот, скажем, Юля Чичерина, бесконечно влюбленный в Донбасс и его людей человек, приезжает при любой возможности.
Вот и 10 ноября побывала, поздравила с Днем полиции ребят из МВД. Да не только в столице республике показалась, но и в прифронтовую Ясиноватую, в один из батальонов внутренних войск съездила, дала концерт.
В Донбассе выходят книги. И не так редко, как по ту сторону фронта. Автор этих строк неделю назад провел презентацию своей книги публицистики, а через несколько дней свои стихи представляла на суд дончан Аня Ревякина, без сомнения, самый популярный нынче поэт и в крае, и в России, где она совсем недавно стала лауреатом престижной премии.
Союз писателей ДНР, возглавляемый популярным в русскоязычном мире писателем-фантастом Федором Березиным, принимает в свои ряды все новых и новых авторов. Среди них – вчерашние ополченцы с книжками фронтовой прозы, рабочие и учителя городов Донбасса, у которых, скажем прямо, не было при Украине шансов пробиться через бюрократические рогатки снобствующих «пысьмэнников», требовавших от авторов обязательно «творов» на «мове».
Полный аншлаг в местных театрах. Просто уму непостижимо, как худрук местной драмы Наталья Волкова сумела в короткие сроки эффективно перестроить и труппу, и репертуар так, чтобы в записные театралы потянулись массово – семьями, коллективами школ, вузов. Особая гордость театра – своя постановка «Юноны и Авось». Москвичи говорят, что не хуже «ленкомовской».
Одна беда – записываться на ее просмотр надо заранее. Зашли с женой 4 ноября взять билеты на что-нибудь, хотелось посмотреть, например, «Тартюфа». Кассир развела руками: «билетов нет, вообще никаких, все раскуплено на ноябрь. Приходите после десятого, будем продавать на декабрь». И чуть лукаво и горделиво улыбнулась – мол, знай наших!
Думаете, можно нас таких одолеть силой оружия или блокадой? Ну-ну…
Олег Измайлов
Обсуждение (2)
Они есть. Культурные донецкие люди. Сюда же, такое впечатление, понаехали как раз совсем иного склада персонажи.
Я помню февраль-март-14 в Севастополе. Тоже был прямо Ренессанс. В самые трудные времена бойцом становится не даже, а, может быть, в первую очередь - культура.