Лента новостей

Куда скатывается городской троллейбус?

21 июня 2011 - 11:04
3

Проблемы электротранспорта

Василий Зеленчук
Сегодня коллектив троллейбусного предприятия КП «Севэлектроавтотранс» в очередной раз лихорадит после новой смены руководителя. Согласно последним установкам руководства - «поднять эффективность работы предприятия», полученным от Севастопольской горгосадминистрации, планируется уволить 200 работников, сократить количество троллейбусов, а также избавиться от части собственности в виде части зданий и территорий. Целесообразность такого плана находится под большим сомнением, поскольку никто, видимо, никогда не узнает реальных целей такого замысла. Ведь смысл существования подобного коммунального предприятия состоит в разрешении части транспортной проблемы города, а также его социальной составляющей - служить самым дешевым транспортом для малоимущих граждан. Пути решения такой задачи известны. Имеется успешный опыт в Европе и даже в Украине. Если же целью ставить банкротство предприятия и разворовывание затем за бесценок его имущества, то руководство города и депутаты уже сделали в этом направлении весьма заметные шаги. И тревога за такое развитие событий сегодня нарастает. В недавних номерах «Подробностей» мы уже обращались к проблемам КП «Севэлектроавтотранс». Один раз вопрос касался крайне сомнительной сделки на основе судебных решений. Ее результатом стала потеря предприятием базы отдыха «Батилиман» с 62 строениями на 11 гектарах на ЮБК с рыночной стоимостью в 160 млн грн. Такое стало возможным вследствие странного нежелания депутатов горсовета проголосовать 25 декабря 2010 года за погашение долга КП «Севэлектроавтотранс» в 10 млн грн. (Сегодня нам было бы легче строить планы экономического преобразования предприятия и покупки новых троллейбусов). В другой раз мы говорили о принципах развития общественного транспорта и публиковали исследование инициативной группы пенсионеров, которые проверяли на остановках с карандашом и секундомером в руках - сколько реально троллейбусов выходит на линии и почему пенсионеры часами вынуждены ожидать машину, чтобы доехать в нужном направлении, т.к. другой транспорт им не по карману. Оказалось, троллейбусов на линиях меньше и ходили они реже, чем декларировали чиновники. Относительно недавно в 2010 году к нам в редакцию «Подробностей» обращались работники троллейбусного предприятия с просьбой поднять общественность и спасти их от назначения новым директором - «варяга» Василия Цыбулькина. Потому что люди полагали, что это закончится увольнением профессиональных работников и заменой их новой командой. Прошло всего несколько месяцев и к нам вновь обратились люди, чтобы спасти предприятие от нового «варяга»-руководителя Александра Сафронова. Наконец, как катастрофический финал этой истории, мы услышали о страшном эпизоде - когда 62-летней женщине в разваливавшемся на ходу троллейбусе по маршруту №7 разъединившимся карданным валом оторвало ногу. К несчастью, женщина позже скончалась. Фактически, для каждого жителя Севастополя становится очевидным, что КП «Севэлектроавтотранс» после многолетнего достаточно успешного существования, когда мы гордились нашим чистым городом в отсутствии смога и чада от выхлопов автотранспорта, а затем вдруг с горечью обнаружили, что наши троллейбусы становятся источником реальной опасности. Администрация и правящие фракции горсовета своей бездарной деятельностью, привели городское хозяйство в упадок. Суть проблемы троллейбусного предприятия Учитывая две разные упомянутые выше цели реформирования предприятия, могут быть два разных способа решения задачи. Одна задача - в максимально короткий срок развалить предприятие, уволить основных работников, а затем развести руки и сказать, что троллейбусы некому водить и ремонтировать, давайте закроем предприятие, а его остальные объекты распродадим и раздерибаним. Естественно, напрямую об этом вам никто не скажет, наоборот будут особенно громко трещать об интересах предприятия и интересах громады и пенсионеров и малоимущих. Но из последующих действий будут очевидны эти - реальные цели. Нашей задачей является другой путь развития предприятия. Поэтому мы бы хотели обсудить и осветить проблему таким образом, чтобы данное предприятие могло и дальше приносить наибольшую пользу городу, его громаде, малоимущим, пенсионерам. Суть проблемы троллейбусного предприятия в том, что у государства Украина, которое все еще руководит экономикой по старым советским административным шаблонам, закончились средства на дотации. Государство сначала передало этот вопрос заботам местных властей. Местная же власть теперь вынуждена находить эти дотации в местном бюджете. Однако разворовывать такие средства становится все труднее, и городская власть пришла к выводу, что необходимо что-то сделать, чтобы эти дотации сократить. Но ума, судя по всему, для организации грамотной и эффективной работы не хватает. В результате идут по простому пути - сокращаем и режем по живому. Чем это закончится? - не трудно спрогнозировать - предприятие будет развалено. При такой тактике начинается выдавливание работников «с уходом по собственному желанию». Действительно, можно сэкономить на выходных пособиях. Но в этом случае сначала уходят сначала самые лучшие - профессионалы, которые могут легко устроиться. А оставшиеся надеются за счет «поддакивания» и «соглашательства» дожить до пенсии. Но это ошибка. Уйдут профессионалы - выгонят остальных. Описанная картина не плод воображения. Когда еще до принятия бюджета 2011 года в январе обсуждалась проблема троллейбусного предприятия, прежнее руководство - группа Василия Цыбулькина предлагало проект финансирования предприятия на сумму около 50 млн грн. Их них около 40 млн грн предполагалось на зарплату. Это был фактически бюджет выживания. Однако, представителями руководства СГГА ему было ясно дано понять, чтобы бюджет был в районе 12-15 млн грн, а машины вообще предлагали сократить до 60 штук с прежних 115. Это было равноценно сокращению состава работников минимум на 50%. Что это означает в масштабах города? - Это 1-2 машины в два часа и конец электротранспорту. Соответственно проблема погашения долгов по зарплате выглядела проблематично. Это уже потом, когда ситуация стала особенно острой и появилась опасность «нежелательных» митингов, о «развитии электротранспорта» заговорили, как о, якобы, большом приоритете для города. Однако пока это слова. И случайные 10 миллионов гривень проблему не решат, а лишь оттянут ее на год. На момент принятия горсоветом бюджета 2011 годовой фонд зарплаты КП «Севэлектроавтотранс» составлял 38,4 млн грн (3,2 млн в месяц). Видимо, после больших мук и страданий в городском бюджете 2011 года по графе «Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика» на бумаге были выделены 35,4 млн грн в год по статье - «Компенсационные выплаты на льготный проезд электротранспортом отдельных категорий граждан» и 3,4 млн грн по статье «Регулирование цен на услуги городского электротранспорта». Последняя сумма потом попала в распоряжение Управления по ЖКХ. По первой сумме выделяют «по чайной ложке» на погашение зарплат как великое одолжение. Это даже чуть меньше, чем только на зарплату. Потом появились прожекты (без денег) закупки то ли 5-ти троллейбусов, то ли 10-ти, а одновременно мы слышим, что 80 человек в депо №2, уволились по собственному желанию. Депо со всем хозяйством и подвижным составом переносят в Камышовское депо №3, а о людях - в последнюю очередь. Увольнение 200 человек едва позволит сэкономить 150-200 тыс грн в месяц или 1,8-2,4 млн. Разве это подъем эффективности? Ведь уйдут не худшие люди. Все это латание дыр, а не программа или стратегия. В одной из телепередач приводилась в качестве примера положительного опыта - деятельность руководства «Крымтроллейбус». Однако выступивший руководитель этого предприятия прямо сознался, что вся заслуга в реанимации предприятия принадлежит местному премьер-министру правительства АР Крым Василию Джарты, который через резервные фонды правительства Украины добился финансирования закупки 60 троллейбусов для обновления парка. Но это не стратегия - это катастрофа. Потому что мы не должны надеяться «на связи» какого-то «дяди», который через «своих людей» найдет финансирование. Это не экономика, а ее извращение. Ведь с точки зрения самих перспектив электротранспорта в Крыму, похвастать нечем. Никто не знает, какова его роль в экономике будущего Крыма. Нет никакой стратегии, кроме надежд на очередного «Джарты». Могу привести другой пример такого спонтанного «развития в никуда» электротранспорта в Украине. Информагентства 5 апреля сообщали, что «правительство Украины в этом году имеет намерение закупить 757 троллейбусов и автобусов для обновления транспортного парка городов, которые официально будут принимать матчи финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу. Об этом было сказано в презентации, розданной во время проведения отчетной пресс-конференции вице-премьера - министра инфраструктуры Бориса Колесникова, посвященной подготовке к проведению Евро-2012, передавал УНІАН. Согласно презентации, в частности, для Киева будет закуплено 370 автотранспортных средств - 185 автобусов и185 троллейбусов. Для Донецка - 143 троллейбуса, для Львова - 60 троллейбусов и 76 автобусов, для Харькова - 97 троллейбусов и 11 автобусов». Может ли кто-нибудь сказать, что это стратегия развития электротранспорта? Нет. Но я уверен, что мэры городов, которым негаданно «упало на голову» несколько троллейбусов, порассуждали у телекамер о том, какие они умные планы строят по развитию электротранспорта. Понятно, что пенсионеры, которые едят один раз в день, у нас, конечно, спят в футболках и бутсах. И по ночам им во сне снятся пенальти и офсайды, а не абонентская плата и тарифы, съедающие пенсию. Поэтому, оказывается, троллейбусы нужны не пенсионерам, а футболистам. Если уж следовать такой логике, то Севастополь первым должен был получить не 100, а 200 новых троллейбусов после подписания харьковских соглашений. Если верить президенту Януковичу, Севастополь принес Украине 40 млрд грн по 3 млрд в год. Более того, я давно выступаю за то, чтобы городу доплачивали не каких-то 100 млн. грн в год из 800 млн грн за аренду Черноморского флота, а 500 млн грн в год. Тогда харьковские 3 млрд пусть забирают в центр и тратят их на троллейбусы для футболистов. Но пока до Севастополя никому дела нет. Сегодня у Партии Регионов новая «игрушка» - Украина должна напрячься теперь и провести зимние олимпийские игры. Президент Янукович уже не раз делился мечтами об этом. А чего бы не делиться? Стоимость строительства объектов на Евро-2012 подорожала почти в 3-4 раза, денег никто не считает, тендеров не проводит. Заложим Севастополь еще раз вместе с Черным морем и всей рыбой в нем и проведем олимпиаду. Как следует решать проблему развития городского транспорта Решение проблемы начинается не с поиска денег на новый троллейбус, а со стратегии развития городского транспорта, как это делалось во многих городах мира. Наиболее близкий по менталитету и по сходной постсоциалистической истории пример, это Польша. Здесь проблема городского транспорта решена комплексно - в масштабах страны и в масштабах воеводств и городов. Польша купила у Германии завод по производству автобусов, производит трамваи, закупает и производит троллейбусы. Но это не главное . Главное, что разработана типовая стратегия муниципального транспорта. Каждый город или воеводство могут приспосабливать ее под свою специфику. Наиболее ярко ее эффективность проявляется в Варшаве. Основные параметры этой стратегии выглядят следующим образом. Весь муниципальный транспорт объединен в одно предприятие. Метро, трамваи, троллейбусы, автобусы имеют одинаковые принципы расчета за проезд, хотя стоимость одной поездки может различаться. В каждом виде транспорта установлены одинаковые электронные считывающие устройства. На все виды транспорта - единый проездной. Разработана гибкая система проездных с магнитной полосой. Одноразовая поездка - самая дорогая. Есть проездные на 1 день поездок на всех видах транспорта, на 3 три дня, на неделю, на месяц, на три месяца. Последний тип проездного на 3 месяца - самый дешевый в пересчете на среднее число поездок день. Как вы догадались большинство варшавян, пользующихся общественным транспортом покупают проездные. Туристы и другие гости с удовольствием покупают проездные на короткие сроки. Когда разрабатывалась стратегия городского транспорта, разрабатывалась одновременно стратегия развития дорог, маршрутов. Средняя скорость движения наземного городского коммунального транспорта в Варшаве 70-80 км в час. Это позволяет конкурировать даже с такси. Транспорт ходит, как часы. На каждой остановке - не только таблички с номерами маршрутов, но и графики движения каждого маршрута. Вы знаете заранее, когда надо прийти на остановку, чтобы зря не мерзнуть. В транспорте обязательно электронное табло, где высвечивается очередная остановка и рядом для справки - основные объекты: учреждения, магазины, музеи, переходы, пересадки. В таком автобусе, троллейбусе, трамвае, метро приятно и комфортно ехать. Низкий пол, не нужно как обезьяне, карабкаться на карачках вверх по ступенькам. Инвалиды и мамы с колясками и детьми не испытывают мучений с поездками. Часто имеется устройство, которое может перевозить коляски и другие громоздкие предметы сзади или впереди машины. Пенсионеры платят половину стоимости за проездной, а после 75 лет ездят бесплатно. Все рассчитано - будет ли это пенсионерам по карману. Не думаю, что эта система коммунального транспорта в Варшаве высокорентабельна, но знаю, что все расходы на городской транспорт оптимизированы и сведены к разумному минимуму. Более того, транспорт выполняет свои функции и способствует динамичному развитию города. Еще более интересные вещи готов рассказать об общественном транспорте Норвегии, Швеции. И нигде его не разваливают. Почему в Севастополе не видно перспектив городского транспорта? Конечно, в Севастополе нельзя сразу построить Нью-Васюки. Но не иметь стратегического планирования городского транспорта, то же самое, что отправлять машины по городу без водителей. Думаю, не ошибусь, если назову главную причину, почему до сих пор в городе не решена проблема городского транспорта и пока у нее мало перспектив. Главная причина в том, что городской транспорт требует таких расходов, на которых почти ничего нельзя украсть, получить откат или хорошие комиссионные. На строительстве стадионов, торговых комплексов, раздаче земель, на укладке бракованной плиткой площадей или на многолетнем строительстве очистных, газовых дюкеров украсть можно гораздо больше. Поэтому до транспорта руки не доходят, или «не доносят». Тем не менее, я и мои коллеги - оптимисты. Нам никто не верил, что из города можно убрать проворовавшегося мэра Куницына. Но сегодня его нет, и уже сидит половина его заместителей. Мы верим, что и проблему городского транспорта удастся решить. Для этого я бы предложил следующий подход, о котором уже говорил в печати. Во-первых, следует забыть о том, что городской коммунальный транспорт - это место для получения прибыли. Правильнее было бы сказать городской транспорт - это способ и место для решения транспортной проблемы, для создания оптимальной сети коммуникаций и обеспечения ритмичного функционирования всего городского организма. Прибыль от его работы «спрятана» в других сферах экономики, которые зависят прямо или косвенно от работы транспорта. Поэтому, когда новые руководители коммунальных транспортных предприятий клянутся, что сделают предприятие прибыльным, я считаю их непрофессионалами. С другой стороны, я не завидую сегодняшним руководителям этих предприятий - они сегодня заложники ситуации. Во-вторых, следует помнить, что городской коммунальный транспорт - это главная опора всех пенсионеров, малоимущих, инвалидов и других незащищенных категорий граждан. За пенсионеров и ветеранов надо платить. О них надо помнить всегда, а не только 9 мая и в день выборов. Поэтому город может и обязан оптимизировать свои расходы, искать им эффективное применение, но не за счет горожан и пенсионеров. Недавно один чиновник на местном ток-шоу в Севастополе предложил гражданам чаще ездить на троллейбусах, это, мол, даст дополнительные средства и сделает троллейбусное предприятие прибыльным. Примерно так же рассуждали чиновники, когда подняли стоимость тарифов на услуги ЖКХ. Мол, теперь у нас будут средства на модернизацию котельных и тепловых сетей. Это циничный обман. Ничего не было и не будет, потому что не перекрыты дыры для воровства топлива, воды, ресурсов за счет потерь и утечек (см. статью об энергоаудите в этом номере). Так и здесь все средства будут разворованы на пустые программы типа «Дороги», «Колеса», «Парковки», «Ремонт крыш» и пр. А троллейбусы будут разваливаться и ползать, как черепахи. До тех пор, пока чиновники не будут показывать всему городу - как они рассчитывают наши тарифы, на что и сколько они тратят денег, как они рассчитывают плату за проезд и насколько эффективно организовали транспортное сообщение и сами коммуникации, дело не сдвинется с места. В-третьих, необходимо наладить анализ и исследование эффективности транспортных маршрутов и координацию транспортного сообщения. Этим реально никто не занимается. Иначе не было бы потока писем в редакцию с просьбой помочь решить ту или иную транспортную проблему. В Андреевку ходят автобусы с Северной, одна поездка на котором стоит 6 -7 грн. Для пенсионеров имеется издевательский «льготный» рейс по 3 грн. в 8.00 от пл. Захарова до Андреевки. Вместо того чтобы сделать, как положено - утром два льготных рейса туда и обратно и вечером два таких же льготных рейса. Кто проводил тендеры на эти маршруты, кто выставлял и контролировал условия для этих маршрутов? Почему такие грабительские цены? По протяженности этот маршрут не длиннее 109 маршрута, где стоимость поездки 2,5 горн. Мы писали об этой проблеме, но никто даже ухом не повел. Наоборот пенсионеров, инвалидов просто выкидывают из автобусов, когда они вытаскивают удостоверения. Аналогичная ситуация с «дачными» маршрутами, например, из Камышей, через дачи на мысе Фиолент и до 5км. Чиновники до сих пор не могут усвоить, что город растет. На «дачах» сегодня селятся пенсионеры, бесквартирная молодежь. Эти маршруты заполнены и утром, и вечером, туда и обратно. Однако никому нет дела, что люди ломают двери несчастной «двойки», идущей один раз в час по маршруту Камыши- 5км. Ходил и пропал маршрут №79, который появлялся лишь в пляжный сезон, подвозя купальщиков с Яшмового пляжа. Когда же по этому маршруту проведут нормальный тендер и пустят хотя бы дополнительные маршрутные такси, которые будут ходить до 20-21 часа, чтобы люди могли вернуться домой с работы? В Севастополе несколько видов коммунального транспорта - водный, электротранспорт, автобусы, которые можно объединить. Могут быть и другие идеи. В каждом виде транспорта есть интенсивные и менее интенсивные маршруты. Объединение в единое коммунальное предприятие позволило бы выровнять экономические показатели и оптимизировать транспортные потоки. Но для этого необходимо знать эти потоки. Только после создания карты транспортных потоков и перспективы их развития можно планировать место каждого вида транспорта и его целевую нишу. Привлечение на троллейбусы пассажиров не льготных категорий нужно делать не за счет устранения конкурентов - маршруток, как предлагают некоторые «перегретые» головы, а за счет увеличения качества дорог, транспортных развязок, создания удобных маршрутов, закольцевания маршрутов, например, Остряки и Камыши, 5 микрорайон-центр, вернуться к использованию транспорта в ночное время и т.д. И вот после разработки такой стратегии мы должны подумать об увеличении скорости движения троллейбусов, использовании машин повышенной комфортности - то есть о закупке новых троллейбусов под разработанную стратегию. После решения вышеупомянутых задач стоит вернуться и к системе проездных (это гарантированная оптовая продажа билетов) - ввести электронный проездной, а кассиров сделать контролерами. Я уверен, в этом случае у троллейбуса будет перспектива. Осторожно, дерибан! Кроме этого, мы постараемся следить за тем, чтобы решение проблемы троллейбусного предприятия не оказалось в руках тех, кто причастен к дерибану городского имущества. В частности, недавно на 1-м Севастопольском канале проходило очередное обсуждение проблемы КП «Севэлектроавтотранс». Мне понятно желание работников троллейбусного предприятия найти какую-то трибуну для выражения своего мнения или своих требований к руководству предприятия и города. Однако, лично у меня большую настороженность вызывает кандидатура депутата Дмитрия Белика в качестве председателя общественных слушаний по проблеме КП «Севэлектроавтотранс», которые должны пройти в конце мая. В свое время газета «Подробности» посвятила несколько статей проблеме разворовывания земли в Севастополе через земельную комиссию, которую возглавлял в прошлом созыве горсовета Дмитрий Белик. В конце концов, депутаты были вынуждены расформировать эту земельную комиссию и назначить нового руководителя земельной комиссии и избрать ее новый состав. Правда, дерибан земли после небольшого затишья снова возобновился. Сам же Дмитрий Белик поменял партийную окраску. Таким образом, я считаю, что такая «защита» работников троллейбусного предприятия принесет столько же пользы, сколько лиса для защиты кур в курятнике. Заключение Еще раз повторю, я сомневаюсь, что нынешняя власть пожелает заниматься этим хлопотным и не прибыльным для карманов делом - развитием современной транспортной инфраструктуры. Но уверен - это все равно будет сделано. Мы все вместе добьемся этого. Василий Зеленчук, депутат Севастопольского городского Совета, глава ОО ОД «Севастополь без коррупции», глава СГО Украинской партии чести, борьбы с коррупцией и организованной преступностью

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Обсуждение (3)

Аватар пользователя КРЫМЧАК
постов:
15394
КРЫМЧАК (СЕВАСТОПОЛЬ)
- 16/06/2011 в 18:58

РЕСПЕКТ АВТОРУ

, ПОДНИМАЕТ СЕРЬЁЗНЫЕ ВОПРОСЫ и на некоторые даёт властям даже ответы, только захочет ли "кто" воспользоваться здравым смыслом на благо людей, ведь перед "государственными мужами" стоят совершенно иные цели!?

Аватар пользователя Белый и пушистый
постов:
277
Белый и пушистый (Севастополь)
- 18/06/2011 в 9:39

Аватар пользователя gunzah
постов:
6241
gunzah (севастополь)
- 18/06/2011 в 15:40

Назначить Зеленчука директором севтроллейбуса! Пусть покажет, как надо работать! А то говорить все здоровы

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

В Севастополе упал военный самолет

Причины инцидента пока официально не комментировались.
18:17
1612
5

«Герои!» — севастопольцы о полицейских во время ракетной атаки

Полицейские не только отводили людей в укрытия, но и закрывали их собой.
19:01
5745
6

Как севастопольцы и гости города пережили самую массированную ракетную атаку

«Нам всем было страшно, как никогда, но мы знали, что выстоим».
20:14
6670
31

В Севастополе ракетная атака повредила более 120 зданий

Власти проанализировали последствия и составили план действий.
19:07
7243
4

ТОП 5