По названию:   В тексте:
Наказывать за высокие цены в Крыму и Севастополе будут поступательно...   У более тысячи севастопольцев возникли проблемы с землями Минобороны...   Севастопольцы, вы просто недостаточно богаты...   В Севастополе годовалого ребёнка облили кипятком...   В Севастополе наиболее высокий уровень заболеваемости гепатитом В...   

 
Каким быть театру легендарного города? Театр Луначарского.

Каким быть театру легендарного города? (09.03.2017 20:05)

Театр Луначарского, его труппа, здание, репертуар является частью культурного наследства, какое мы получили от родителей. Часть этого наследства уже утратили. Не потерять бы остальное.
1. О ТРАДИЦИЯХ И СТИЛЕ ТЕАТРА.
Новый главный режиссер театра Григорий Алексеевич Лифанов, в 2015 году пришел в действующий театр: с великолепной труппой; с несколько устаревшим, но продуманным репертуаром; замечательным зданием, где был сделан ремонт; с профессиональными вспомогательными цехами; с опытным директором. Вступая в должность, в интервью FORPOST, Лифанов говорил:" Я испытываю ответственность, потому что это непростой театр, а яркое театральное образование на российском пространстве. Это профессиональный театр, со сложившейся профессиональной труппой, со своим языком."
Через год, ему все видится по другому: "И в 2015 году, когда вернулся в Севастополь, понял в каком ужасном состоянии находится материально-техническая база, репертуар, ..." (Интервью сайту "Культура". Екатеринбург, 2016). В другом интервью, журналу "Страстной бульвар 10":" то, что я увидел не могло меня устроить. Все, что было поставлено за последний период , нужно было снимать из репертуара, поскольку финансирование постановок практически отсутствовало, все оформлялось из подбора. Да и труппа, на мой взгляд, стала растренирована, появилась усталость, апатия...."Утверждение, что причина в оформлении, не убеждает. Были выведены из репертуара более десятка постановок знаменитых режиссеров Д.Х Астрахана, В.В Магара, В.Е. Малахова и других, имеющие не меньшую ценность, чем некоторые, из оставленных в репертуаре.
В интервью сайту "Культура", Г.А.Лифанов заявил: “Сейчас задумываемся над тем, какой стиль выбрать, какое направление развивать. И на гастроли в Екатеринбург мы привезли спектакли в абсолютно разной стилистике, чтобы, во-первых, екатеринбургская публика поняла, насколько профессиональна наша труппа, что она может решать разные задачи. А во-вторых, мы просто не боимся заявить, что находимся в поисках стиля. Пока нет какой-то "печати" Севастопольского русского драматического театра”. Конечно, за два года репертуарный портфель стал разнородным. Но в ряде спектаклей, предпочтениях труппы и зрителей, стиль театра еще сохранился.
Режиссеры Б.А. Бертельс, Б.А Рябикин, В.В.Магар и другие создали уникальный театр. Его стиль соответствует специфике Севастополя, города военно-морского, портового, курортного, южного, праздничного. Характерные черты этого стиля: повышенное внимание к форме, музыке, жесту, танцу, ансамблевой игре; преобладание коллективных мизансцен, с использованием всего пространства сцены; особо выразительная индивидуальная игра в стиле комедии дель арте. Спектакли театра отличает особая зрелищность. Под этот стиль игры "заточена" труппа. По своему театральному происхождению этот стиль восходит к Меерхольду времен блоковского балаганчика. "Куда за бледной Коломбиной бежал звенящий Арлекин". В этом же направлении, но по иному, шел последний ученик Мейрхольда, Б.И Равенских. ( "Свадьба с приданным").Он мечтал создать музыкальный драматический театр. Восхитительный спектакль "Куклы", его ученика В.Р.Беляковича, показали у нас в прошлом году белгородцы. По этой же дороге идет М.А.Захаров, с его музыкальными спектаклями.
Поставленный в 1995 году, музыкальный спектакль "Севастопольский вальс", стал визитной карточкой театра. Спектакль был поставлен замечательным оперным режиссером Рябикиным. В ролях:А.Н. Бобер - Бессмертных, Н.А.Филиппов, С.В. Санаев - Аверин, Т.А. Бурнакина - Любаша. Сила эмоционального воздействия постановки была потрясающей. Для любого россиянина, "печатью" не только театра, но и города, всегда будет - Севастопольский вальс, хотя его нет в текущем репертуаре. Так же, как печатью театра Вахтангова - всегда будет "Принцесса Турандот", Таганки - "Добрый человек из Сезуана".

2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕАТРА И ЗРИТЕЛЯ. УРОВЕНЬ ТЕАТРА.
В интервью в Екатеринбурге Г.А.Лифанов рассказывает: "Когда я прожил в Севастополе год, у меня появилось ощущение, что я вернулся в доперестроечное время - из-за взаимоотношений между людьми, чуть советского образа мышления." Там же он говорит: "Вот, к примеру, ваш екатеринбургский зритель - подготовленный: он может посмотреть «Доходное место» Мирзоева и тут же прийти на «Доходное место» Севастопольского русского театра, посмотреть великий театр "Глобус" и пойти на концерт Мишеля Леграна. А Севастополь был из глобального процесса исключен. В этом есть плюсы - публика у нас более доверчивая, более открытая, и все, кто к нам приезжают, говорят: "Боже, какая у вас публика! Теплая!" Знаете, бывает, зритель приходит - мол удивите меня, что мы тут не видели? У вашего зрителя такое есть! А там у нас открытая публика, более явные реакции, более радостное восприятие увиденного, всегда очень яркое благодарное приветствие артистов." Севастополь, культурно-исторический центр, постсоветского пространства, и интеллигентный севастопольский зритель, на мой взгляд, таких "комплиментов" не заслужили.
На основе этого, Г.А.Лифанов предлагает свой вариант привлечения зрителя. В интервью в Екатеринбурге он рассказывает: "Мне говорили: антрепризная публика, которая ходит только на медийных людей, никогда к вам не придет. И я предложил сделать спектакль не в классической манере и не по классической литературе, как сам очень люблю. Мы поставили для них "Последний клок" - уже само название, как видите, не очень тянет на Островского или Достоевского. Это такая интерактивная комедия -триллер. ... И на этот спектакль к нам пошла публика, которая никогда к нам раньше не ходила" . По мнению Лифанова, попав на "Последний клок" зритель пойдет и на более серьезные спектакли, Островского и Достоевского.
Четко на эту тему высказался Г.А.Товстоногов на встрече со зрителями (дословно не помню, но по смыслу точно): «Я стараюсь говорить со зрителем на равных. Режиссер не должен опускаться до того зрителя, какой не дорос до его (театра) восприятия. Это порочное и жестокое заблуждение. В первом случае зритель поймет не все, а только доступный ему слой. Но будет уважать театр. Во втором - поймет все, но ничего не вынеся из театра, будет театр презирать».
Надо признаться, что с паблик рилейшнз, менеджментом, декорациями, костюмами, техникой, светом сейчас в театре стало лучше, чем раньше. Детские спектакли, малая сцена, непрерывные имиджевые мероприятия. Жизнь театра стала более насыщенной. Яркий свет, дорогие декорации и пышные костюмы создают видимость благополучия. Хотя некоторые вещи беспокоят: утрата театром стиля; разрыв в художественном уровне, зрелищности постановок главного и остальных режиссеров и т.д.
3.КАКОЕ БУДУЩЕЕ ОЖИДАЕТ ТЕАТР?
В интервью "Страстному бульвару 10" Лифанов говорит о будущем:"Поставив. например, "Доходное место", в том ключе, в каком ожидает город, я теперь имею право, пригласить режиссера, который сделает спектакль так, как город не ожидает. И это очень важно, поскольку театральная публика должна образовываться, расширять свой диапозон восприятия". "Доходное место" спектакль неплохой, но по драматургии, стилю, постановке не севастопольский. Уж если Островский, то более созвучны "На каждого мудреца довольно простоты" или "Красавец мужчина". Также, режиссер высоко оценил «Дядюшкин сон», а севастопольский зритель спектакль не принял. Здесь люди не терпят вызовов! А Таганов на велосипеде – напомнил театр МГУ прошлого века – тогда это было свежо, «совмещение несовместимого», но сегодня …? Пожалуй, предпочтения зрителей, больше учтены в "Везунчиках" и "Анне Карениной".
В интервью в Екатеринбурге Григорий Алексеевич говорит: "мы стараемся приучить зрителя к режиссерскому, авангардному театру, где есть не только авторская мысль драматурга, но и авторская мысль режиссера. Это важно."
Первое. Ортега и Гассет убедил, что с начала прошлого века авангард стал элитарным и больше никогда не будет массовым .Поэтому, театральный авангард развивается как студийный, экспериментальный.
Второе. Авангард не может научить или воспитать. Это не его функции. "Черный квадрат". Работа эпохальная, но понятна немногим . Для остальных - фикция.
Третье. Авангард искусство штучное, невоспроизводимое. Безсмысслено копировать «Черный квадрат». Когда впервые стали ругаться со сцены матом ( в Париже в "Король Убю") или мат в "Москва - Петушки" - это расширение языка и авангард, а когда матерные частушки в каждом театре – это, по-моему, нехорошо.
Четвертое. Проблема нашего театра – в недооценке зрителя. В интервью в Екатеринбурге Лифанов заявляет: «А стили могут быть разными, в том числе и те, которые севастопольская публика, сама по себе достаточно консервативная, пока не принимает.» Стиль какой не принимает публика, может быть у художника, поэта, но не в театре. Без зрителя нет театра. По действующим законам, театральный режиссер не автор, а исполнитель. Театральная версия на материальном носителе – авторство. Конечно, закон не улавливает тонкостей – но по сути верен. А по содержанию. Главная линия развития театра от Брехта до Гротовского – активизация роли зрителя!
Представляется, что театр может утратить севастопольскую специфику. На основной сцене будут развлекательные спектакли и постановки из классики. Малая сцена станет учебно-экспериментальной площадкой.
На мой взгляд, необходимо восстановление преемственности, традиций и стиля театра. Вернуть прежнюю требовательность к художественному уровню репертуара. Как предлагал В.В.Магар, практиковать "приглашение мощных, талантливых режиссеров". Подбирать в репертуар спектакли, соответствующие предпочтениям севастопольцев и способностям действующих артистов. Восстановить "Севастопольский вальс"! Все это позволит сохранить театр, как часть культурного богатства легендарного города.

Все блоги пользователя

Обсуждение новости


постов: 8596
кэт (Севастополь)
добавлено 10-03-2017 11:34:29
Цитировать

Уважаемый автор!
ForPost вводит новую традицию и одновременно правило для театральных, кино, музыкальных, литературных и прочих критиков. Она/оно состоит в следующем: пишешь критику - "открывай личико", говори в глаза.
Следующий пост не будет активирован, если в конце материала не будет подписи автора - фамилии и имени. Псевдонимы не принимаются. С уважением.


постов: 25
Эпикур (Севастополь)
добавлено 11-03-2017 14:48:16
Цитировать
Уважаемый автор! ForPost вводит новую традицию и одновременно правило для театральных, кино, музыкальных, литературных и прочих критиков. Она/оно состоит в следующем: пишешь критику - открывай личико , говори в глаза. Следующий пост не будет активирован, если в конце материала не будет подписи автора - фамилии и имени. Псевдонимы не принимаются. С уважением.
Скорее "неуважаемый автор"... Хотя согласен, что Forpost не лучшая площадка для театральных размышлений...

постов: 13649
WATSON (Кенсингтон.)
добавлено 11-03-2017 17:32:14
Цитировать

Если о потерях, то театр уже утратил свою специфику.
Случилась она не с приходом Г.Лифанова, а с уходом В.Магара, каждого из которых знаю по- своему.
Хотел подписаться под комментарием, но это против правил- моих и сайта.
Не соглашусь с автором, что об этом не нужно говорить.
Соглашусь с рецензентом, что на такие темы нужно говорить от своего имени.


постов: 195
Людмила Спинова
добавлено 12-03-2017 18:21:59
Цитировать

Я тоже считаю, что "уход" Магара В.В. - большая ошибка и для театра и по большому счёту для Севастополя. Таких режиссёров и худ.руководителей нужно беречь - их мало. Было бы очень правильно вернуть Магара В.В в качестве худ.руководителя.


постов: 13649
WATSON (Кенсингтон.)
добавлено 13-03-2017 12:17:53
Цитировать

Людмила Спинова
И тогда можно сказать, что Театру быть.


постов: 25
Эпикур (Севастополь)
добавлено 13-03-2017 15:01:46
Цитировать

Уважаемые коллеги! В.В.Магар безусловно выдающийся режиссер и художественный руководитель. Он взыскательно и продумано формировал репертуар и труппу, требовательно подходил к уровню театра. Так, даже свою «Голубку», он считал развлекательной и с неохотой ставил в текущий репертуар. Но, истины ради, негативные процесс начались еще при Владимире Владимировиче!
Было мало премьер. Репертуар устаревал. Спектакли ставили и артисты и молодые режиссеры. Они уступали постановкам главного. Не совершенствовалась МТБ, слабо «омолаживалась» труппа. Это не в вину кому-то. Такие времена. Недофинансирование, переходный период и т.д. Сейчас все связанное с администрированием и организацией в театре подтянули. А вот негативные тенденции в творческой сфере сохранились. Попытки их решить кадровыми изменениями привели к чехарде в руководстве театра, что стало фактором ухудшения ситуации. Предлагаете повторить?


постов: 74259
Линьков (Севастополь)
добавлено 13-03-2017 20:13:01
Цитировать

Эпикур (Севастополь)
Это в спорте можно повторить попытку и взять высоту.
Театру ничего повторять не нужно, так как он уже на высоте.
Поэтому театр нужно отдать в умелые и заботливые руки, в лице главрежа и директора. Сегодня, в отличие от тогда эти должности разделены.

Для добавления комментариев, пожалуйста авторизуйтесь.
По вопросам регистрации и комментариям обращаться
на E-mail Moder_forpost@mail.ru

Логин:  
Пароль:

После авторизации Вы сможете отправлять сообщения он лайн пользователям (ЧАТ)
функционал в правом нижнем углу

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

или авторизируйтесь через ВКонтакте (* Ваши личные данные не будут использованы)

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта,
а также даёте согласие на обработку
персональных данных. Политика конфиденциальности