По названию:   В тексте:
Расчистка русла реки Качи обойдётся Севастополю в 5,5 миллиона рублей...   За уничтожение Тороповой дачи экс-начальник лесхоза получил пять лет тюрьмы...   В Севастополе пообещали отремонтировать 35 мостов...   Ввоз яхт в Севастополь и Крым продолжается по прежним правилам...   "Мусорный король" Севастополя идёт побеждать на выборах губернатора...   Правительство Севастополя подготовило иск о незаконности стройки на Лермонтова, 1...   Юлия Самойлова "взорвала" Севастополь на День Победы...   В Севастополе 234-ю годовщину основания Черноморского флота отметят молебном, митингом и концертами...   

  •  Реклама на сайте ForPost

 

Авторские материалы

Дом, который построил Чиж

2017-04-19 16:15:37


На самом деле почётный гражданин Севастополя народный художник Укра­ины Станислав Чиж построил целый город – десятки воспевающих подвиг защитников Отечества монументов и мемориалов, многие из которых стали визитной карточкой нашей черноморской столицы. Так, наряду с Памятником зато­пленным кораблям Амандуса Адамсона, ею стали скульптурная композиция в честь героев-комсомольцев в одноимён­ном сквере, мемориал, посвящённый отважным витязям морских глубин, и другие замечательные работы прослав­ленного ваятеля. Нет, совсем неслучайно благодарные севастопольцы занесли имя скульптора на самую почётную скри­жаль города-героя! 

При этом свой многолетний подвижнический труд Станислав Александрович вершил в самых черновых рабочих условиях, никогда не претен­дуя на комфортные творческие лаборатории. И начинал-то он матросом в крохотном уголке флотского учебного отряда, переоборудованном из... санузла. Но скудный быт трудных послево­енных времён, суровость воинского общежития не помешали новобранцу-скульптору вынаши­вать и осуществлять самые яркие и впечатляю­щие художественные проекты.
 
Матросом срочной службы он победил в об­щегородском конкурсе на право авторства уже упомянутого памятника «Мужеству, стойкости и верности комсомольской», средства на возве­дение которого (как потом и на его реконструк­цию) военные моряки и горожане собирали всем миром, сделав монумент поистине народным. С тех же матросских времён более сорока лет скульптор боролся за осуществление полномас­штабного монумента экипажу линкора «Новорос­сийск». Словом, немало рядовых и военачаль­ников, героически сражавшихся за Родину, он возвёл на пьедестал, не считаясь с какими-либо трудовыми или бытовыми (не говоря уже о поли­тических) обстоятельствами.
 
Теснота выпадавших ему мастерских окупа­лась неиссякаемым оптимизмом, энергичностью, трудолюбием художника, широтой его натуры, открытостью к сослуживцам и землякам.
 
В какой-то момент черноморцы смогли предоставить так много делающему для флота художнику то са­мое одноэтажное здание на городском холме, которое иным теперь кажется устаревшей раз­валюхой. Но по тем временам и одноэтажное ба­рачное сооружение было ценностью. Станислав Александрович, соседствующие с ним художники очень дорожили им. И хотя в последние годы зимами здесь царил настоящий колотун, а вая­тель работал в толстенной моряцкой «канадке», сколько талантливейших работ, масштабных и миниатюрных, портретных и монументальных, он создал здесь!
 
Именно в этом творческом бо­евом окопе он выстаивал против ретроградов и бюрократов, против националистов, травивших народного мастера за его преданность России, истинной истории Черноморского флота и Се­вастополя. Стылый, запылённый рабочий зал назло им всем до краёв наполнялся светом, а к потолочному окну, как к солнцу, из глины и камня поднимались непобедимые солдаты и матро­сы, великие флотоводцы и самодержцы. Старый дощатый пол казался палубой идущего сквозь шторм корабля, такого же бесстрашного, как сам его командир – Станислав Чиж.
 
И всё в этом простом приюте высоких ис­кусств было замечательно. За исключением... местоположения «барака». Наступала рыночная эпоха, земли исторического центра становились всё дороже, особенно для коммерческого при­менения. Даже из взятых «под реконструкцию» общественных туалетов начали вырастать много­этажные монстры, заполненные ресторанами, конторами и магазинами, частные гостиницы в приморской зоне становились самым доходным бизнесом. На народного художника начались на­езды нуворишей, страстно желающих отхапать место его мастерской под новодел.
 
Мастер всеми силами держал оборону, отби­вался благодаря огромному числу друзей, ува­жению и авторитету у земляков. Даже «лежавшие под Киевом» местные чиновники не решались на кардинальные меры, ведь почётный гражданин Севастополя всё время был в центре обществен­ного актива патриотов и подвижников города-ге­роя. К тому же он передал площадку мастерской городскому Союзу художников в надежде, что уж собратья за тридцать сребреников не сдадут.
 
Увы, что и для кого истинная ценность, стало очевидным сразу после ухода Мастера. Защи­щать и сохранять его мастерскую как музей, как живую свидетельницу советского времени под­нялись исключительно семья и друзья Станис­лава Александровича, общественники во главе с Фондом истории и культуры имени Г.А. Черкашина. Никакого официального признания должного статуса музея не последовало, он стал суще­ствовать на общественных началах, охраняемый и поддерживаемый опять же семьёй и соратни­ками прославленного скульптора.
 
Сюда и сейчас на экскурсии ходят школьники, земляки, гости города. Но старое здание живёт исключительно благодаря дочерней верности да помощи друзей. Благо Яна Чиж – тоже уже известный живописец, а Александра – актив­ный деятель культуры Севастополя. Старые сте­ны ветшают, их сохранение требует новых сил и средств, а Союзу художников всё соблазнитель­ней предложения предпринимателей, обещаю­щих за место «из-под барака» для гостиницы, скажем, Дом художника с парой-тройкой комнат-мастерских и помещением «памяти Чижа» (куда предлагается втиснуть многочисленную экспо­зицию работ скульптора и его архив).
 
Очередной проект такого доходного дома уже готов, остаётся только определить его право­вой статус и сумму, за которую нынешнее руко­водство отделения Союза художников согласит­ся сбыть светлую память коллеги, положившего себя на алтарь славы и чести Севастополя.
 
Грех это, конечно, неимоверный, но что по­делаешь, если средств на поддержание старого здания нет, объявлять его охраняемым объектом культуры никто не торопится, а у Союза художни­ков так мало рабочих площадей...
Что ж, такая уж, видно, у Станислава Алексан­дровича Чижа юдоль, что борьбу за сохранение памяти о героическом поколении советских лю­дей ему приходится продолжать и после ухода в светлое небытие. На кого надеяться почётному гражданину Севастополя? Да всё на тот же на­род, земляков, черноморцев, в трудную минуту никогда не бросавших художника-патриота, не забывавших его вклада в нашу историю и культу­ру. Для этого нам надо вновь объединиться, что­бы спасти мастерскую ваятеля, спасти такой, ка­кой она отражает своё время, с её неповторимым духом и даже пылью тех десятилетий, которые теперь слагают лучшие страницы севастополь­ской летописи.
 
И если придётся пойти с шапкой по кругу, что ж, давайте вести сбор добровольных пожерт­вований. В стороне, думается, не останутся ни друзья, ни сотоварищи прославленного ваяте­ля, деятели культуры, а уж флотские ветераны, коренные севастопольцы наверняка первыми отзовутся. Уверена, подтянется и молодёжь, раз­умные деловые люди – пусть потом их имена за­несут на фасад скромного музея, как вынесены на фронтон храма Христа Спасителя имена рос­сиян, возродивших московскую святыню.
 
Объединимся и посмотрим, посмеет ли кто-то замахнуться на старый саманный дом, в стенах которого рождалось великое искусство!

Наталия МИКИРТУМОВА,
заслуженный журналист Республики Крым

На снимке: один из уголков мастерской С. Чижа

Вконтакте
twitter
Facebook
Рейтинг новости: (8 голосов, оценить)
Просмотров новости: 4314

К списку новостей

Обсуждение новости


постов: 6378
gunzah (севастополь)
добавлено 2017-04-19 19:43:40
Цитировать

моё личное знакомство с этим замечательным человеком позволяет мне утверждать, что творческая мастерская имени Чижа стОит гораздо больше, чем голубые унитазы Лебедева. Если власть ничего не сделает для сохранения мастерской Чижа, не отмыться ей в века! Овсянников, мы готовы голосовать за того, кто поможет сохранить мастерскую Чижа! Иначе ....


постов: 1476
Rosa Romanova (Севастополь)
добавлено 2017-04-19 20:00:53
Цитировать

Город обязан сохранить мастерскую С. А. Чижа с приданием ей статуса "Мемориальной мастерской" и передачей (в качестве отдела) Художественному музею имени М. П. Крошицкого. Чиж - знаковая личность для Севастополя, и мы не должны предать память о его подвижническом труде во имя любимого им Севастополя.


постов: 22
Леша Рарыцкий
добавлено 2017-04-19 22:54:33
Цитировать

МАСТЕР!!!!!!


постов: 22
Леша Рарыцкий
добавлено 2017-04-19 22:56:49
Цитировать
творческая мастерская имени Чижа стОит гораздо больше, чем голубые унитазы Лебедева. Если власть ничего не сделает для сохранения мастерской Чижа, не отмыться ей в века! Овсянников, мы готовы голосовать за того, кто поможет сохранить мастерскую Чижа! Иначе ....

ПОДПИСЫВАЮСЬ ПОД КАЖДЫМ СЛОВОМ

постов: 9840
Александр3 (Севастополь)
добавлено 2017-04-21 12:41:53
Цитировать

1) Здание - сохранить.
2) Музею - не передавать.
3) Использовать по назначению: разместить
либо мастерскую лучшего городского скульптора,
либо как школу для детей, склонных к ваянию (если из них вырастет хоть один Мастер - это будет лучшая память о Чиже).


постов: 1476
Rosa Romanova (Севастополь)
добавлено 2017-04-21 14:18:53
Цитировать
to Александр3 (Севастополь)


"Музею - не передавать".
А на чей баланс повесить Мемориальную мастерскую или школу? Сейчас там нет даже туалета.
Разместить мастерскую лучшего городского скульптора, конечно, можно, но как выявить, кто "лучший"? И каким образом мемориальная часть может сосуществовать с другим - действующим скульптором?
Насколько я знаю, там сейчас работает дочь Станислава Александровича. И не просто работает, но и охраняет, оплачивает коммунальные услуги, делает ремонт.
Так что Ваши предложения - пустые слова.


постов: 9840
Александр3 (Севастополь)
добавлено 2017-04-21 19:09:15
Цитировать
to Rosa Romanova (Севастополь)
to Александр3 (Севастополь) . А на чей баланс повесить Мемориальную мастерскую или школу? .


А это пусть решают в ЗакСе совместно с правительством.
Суть моего предложения - чтоб мастерская продолжала функционировать именно как мастерская скульпторов, а не просто как мемориальный объект.

постов: 1476
Rosa Romanova (Севастополь)
добавлено 2017-04-21 19:27:47
Цитировать
to Александр3 (Севастополь)


Я только "за". Однако боюсь, что ни у ЗакСа, ни у Правительства руки до того не дойдут. Впрочем, у Музея тоже.

Для добавления комментариев, пожалуйста авторизуйтесь.
По вопросам регистрации и комментариям обращаться
на E-mail Moder_forpost@mail.ru

Логин:  
Пароль:

После авторизации Вы сможете отправлять сообщения он лайн пользователям (ЧАТ)
функционал в правом нижнем углу

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

или авторизируйтесь через ВКонтакте (* Ваши личные данные не будут использованы)

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта