По названию:   В тексте:
В Севастополе наиболее высокий уровень заболеваемости гепатитом В...   Севастопольцы, вы просто недостаточно богаты...   Наказывать за высокие цены в Крыму и Севастополе будут поступательно...   У более тысячи севастопольцев возникли проблемы с землями Минобороны...   В Севастополе годовалого ребёнка облили кипятком...   Врио губернатора Севастополя удивился, что на перекрёстках города убрали зелёную стрелку...   

 

Авторские материалы

Проживать ближе к смыслу: что значит культурная политика в современном городе

2017-03-06 16:02:51


 Почему вы живете именно в этом городе? Скорее всего, дело не в работе, недвижимости или горячей воде. А в таких нематериальных вещах, как культурная политика. Или отсутствие таковой 

Большинство российских городов дико обидятся, если сказать, что там никакой культурной политики нет (и особенно Петербург: город, где, с моей точки зрения, отсутствие этой политики показательно). Всюду же есть отделы культуры, которые бодро отчитаются за спектакли, концерты, гастроли и выставки (не преминув добавить, что многие из них местными властями дотируются. И Петербург по перечисленному будет первым).
Однако я на своей мысли настаиваю.
 
Дело в том, что города с отсутствующей культурной политикой живут жизнью прежней, индустриальной эпохи, когда продукт, производимый городом, был материален, а культура числилась к нему довеском. Текстиль (в Иванове), авиационные двигатели (в Ярославле), корабли (в Ленинграде). Окончил вуз, отработал неделю мастером на производстве — в субботу с супругой отправляешься культурно в театр.
 
Сегодня все изменилось в том смысле, что главный продукт, который производит город,— это свободное время. Если свободное время разнообразно, привлекательно и доступно — есть смысл в городе жить. А если нет — в городе жить не имеет смысла. Или в этом конкретном городе не имеет. Надо уезжать, хотя бы и за город.
 
Заметьте: как зарабатывать деньги в городе — вопрос сегодня десятый. Окончил университет, устроился со своим английским в инофирму, плюнул, стал вести велоэкскурсии, потом занялся фотографией, взял кредит, с друзьями на паях открыл хостел — нормальный ход. Карьеру по вертикали заменяет карьера по горизонтали. Работа в городе все больше определяется тем, насколько она в стиль жизни вписывается. Бары, кафе, веранды, велодорожки, катки, спортзалы, коворкинги, арт-конверсии, велосипеды, йога, лектории, кинотеатры (включая наимоднейшие — под открытым небом) — они и создают сегодня город. И в смысле места работы, и в смысле времени после работы.
Так отнюдь не всюду. Скажем, в городе Иванове, где я родился, до сих пор нет ни одного приличного ресторана.
Даже хуже: там вообще нет ресторанов и кафе в смысле времяпрепровождения. И моя одноклассница Оля, ставшая очень богатой женщиной, побродить по ресторанам ездит в Суздаль или в Москву. А вне Москвы, под Иваново, она ездит на лошадях: они у нее свои. И в город нашего совместного детства заскакивает только по необходимости...
 
В той же степени, в какой изменился городской продукт, изменилось и понятие культурной политики. Сами по себе театры-кинотеатры, концерты, выставки — это не политика, а искусство либо бизнес. А культурная политика — это политика, позволяющая решать городские проблемы средствами культуры. Не исключая театры с концертами.
Проблем же в современном городе выше крыши.
 
В городе Москве, например, проблема с активными молодыми людьми, которые убеждены, что в Москве без смены политического строя не будет той свободы, которая есть в Берлине с его подпольными дискотеками и сквотами, в Барселоне с ее движняком по Рамбле или в Лондоне с его фриками в Камдене. Эти молодые люди и выходили на московские бульвары и площади в конце 2011 — начале 2012 года.
 
А в других российских городах, которые не Москва и не Петербург,— проблема с бегством из них молодежи в Москву и Петербург. Из Владивостока, например, уезжает почти половина выпускников университетов. Я их понимаю. Если в городе 600 тысяч жителей, но ни одного джаз-клуба, надо уезжать.
 
А в Питере, в свою очередь, огромная проблема с информационной средой. На 5 млн населения — один телеканал, один журнал, два портала и четыре газеты (это если к "Моему району" и "Метро" добавить "Деловой Петербург" и "Недвижимость и строительство Петербурга"). Даже не крокодиловы, а мышиные слезы...
 
А еще во всех российских городах проблема — что делать с бывшими фабриками и заводами, на которых, как на камне, держалась старая экономика, и которые сегодня висят камнем на шее бюджета. Бизнес-решения не прокатывают. Ведь у бизнеса лишь три идеи, что с этим добром делать:
построить на месте фабрик элитное жилье;
построить дорогие офисы;
построить торговые центры.
(В последнее время добавился вариант "построить церковь".)
В итоге все варианты приводят к созданию мертвой городской зоны, в которой чужим нечего делать днем, а своим — вечером.
 
В этот капкан угодила тьма европейских городов, занимавшихся индустриальной конверсией. С тихим ужасом я жду, что такая судьба ждет питерский Обводный канал — совершенно феерическую, гигантских размеров промзону, равной которой в мире нет. Краснокирпичная архитектура, башни, трубы, газгольдеры, проклепанные железные мосты над старым каналом, который, говорят, закатают в асфальт, дабы без проблем добирался к месту назначения офисный планктон, он же потребитель, он же прихожанин.
 
Такое решение ужасно, поскольку не создает ничего привлекательного. А смысл культурной политики, повторяю,— нечто привлекательное создавать. Что можно придумать? Не знаю. И всюду в мире, где эту политику с блеском осуществили, поначалу тоже не знали. Поэтому чесали репу всем миром. В итоге стагнирующий Глазго спасла идея стать городом дизайна и культурной столицей Европы. А Барселону — Олимпиада, после которой остался Новый Порт с пространством для скейтбордистов, с тогдашней новинкой кинотеатром IMAX, океанариумом и пляжем в центре города. А в Генуе порт покрыли забавными ветряками, в середину же бухты запузырили гигантский стеклянный шар-тропикарий (внутри бабочки крылышками бяк-бяк-бяк-бяк). А в провинциальном Бильбао, проигрывавшем в глазах туриста соседним Гернике и Сан-Себастьяну, Фрэнк Гери построил ныне знаменитый на весь мир музей современного искусства. А в Валенсии позвали Сантьяго Калатраву, чтобы выстроил город искусств и науки (плюс затащили к себе этап регаты America's Cup). А в Перми при губернаторе Чиркунове стибрили у Глазго идею культурной столицы и выписали к себе Марата Гельмана, а он устроил культурную революцию, в результате которой какая-то Пермь превратилась в мировой центр современного искусства (я не шучу. Про Пермь меня как-то целый вечер расспрашивали парижские галеристы, а я сам чуть было не перебрался туда работать. В Пермь, а не в Париж!). А в Москве стали преобразовывать парки, которые из гнездовищ гопоты с пивом в пластиковых бутылках превратились в прибежища хипстера, того самого, который требовал политических перемен...
 
Понимаете, да? Культурная политика — она инициирует, продуцирует, создает новый, уникальный, модный способ жить. И государственный чиновник обязан в эту идею инвестировать. Культурной политики нет в том, чтобы содержать театр или музей. Но культурная политика может быть в том, чтобы раскрутить, не знаю, местный музей (или фестиваль) огурца, мыши, водки, пастилы или что там еще может привлечь людей, которые дальше будут голосовать своим кошельком.
 
Большинство российских населенных пунктов стандартно и уныло, как само словосочетание "населенный пункт". У них нет преимуществ Петербурга, где комитет по культуре "возглавляют" Растрелли, Росси и Достоевский, успешно решающие проблемы сезонного туризма (но не решающие, увы, проблему туризма внесезонного или прочие проблемы, хотя бы спальных районов, в которых есть резон спать, но совершенно нет смысла жить, поскольку в них решительно нечего делать).
 
И никакое простое вливание денег эти мертвые зоны не спасет. Никакое создание дорог (или объездных дорог), социального жилья или рабочих мест. Не будут приезжать. Будут проезжать без остановки, как сейчас проезжают Торжок или Вышний Волочок. Сбегут. А некуда будет бежать — будут жить, ругая и презирая.
В общем, слово "культура" нужно произносить не с придыханием, а сладко потягиваясь, оно ведь не означает сегодня ничего другого, кроме среды обитания и способа в этой среде обитать.

Дмитрий Губин

Вконтакте
twitter
Facebook
Источник: kommersant
ForPost
Рейтинг новости: (4 голосов, оценить)
Просмотров новости: 2971

Читайте также:

Еще материалы по теме

К списку новостей

Обсуждение новости


постов: 14526
За Союз (Крым)
добавлено 2017-03-07 06:59:00
Цитировать

Это он?


постов: 979
Andremus
добавлено 2017-03-07 11:21:51
Цитировать

Кому понадобилась "аналитика" либераста Губина?

Не хватало еще в парке "Патриот" извращенцев от культуры - Гельмана и Павленского?
Клизмы на церквях и гениталии на брусчатке только для европейцев. Нам хватило и облезлых Тюльпанов на городском кольце.

"Этническая партизанская деревня" - вот наш креатив.



постов: 8602
кэт (Севастополь)
добавлено 2017-03-07 11:46:36
Цитировать
to За Союз (Крым)

Я стесняюсь спросить, а портрет автора на превью вас не смущает? На вашем фото певец из 90-х годов Рома Жуков))


постов: 8602
кэт (Севастополь)
добавлено 2017-03-07 11:48:09
Цитировать
to Andremus

Судя по вашему коментарию, текст вам не показался достойным для прочтения по авторству. А напрасно. По прочтении вы бы всё-таки такой комментарий вряд ли написали бы.


постов: 131
Балановка (Севастополь)
добавлено 2017-03-07 19:25:52
Цитировать

О чем статья? Кто сможет объясните, и причем тут Севастополь?


постов: 979
Andremus
добавлено 2017-03-07 22:08:16
Цитировать
" По прочтении вы бы всё-таки такой комментарий вряд ли написали бы."



Именно по прочтению опуса и написал коммент. Проблемы автора (нехватка ресторанов) несколько не актуальны для города "старперов" (помнится была некая статья).
Не стоит путать курортную Ялту с городом- музеем патриотизма.

Цитата: "Но культурная политика может быть в том, чтобы раскрутить, не знаю, местный музей (или фестиваль) огурца, мыши, водки, пастилы или что там еще может привлечь людей, которые дальше будут голосовать своим кошельком".
Все это уже есть в "Лукоморье" Помогалова.

Не стоит постить материалы белоленточников, можно увязнуть в их "болоте".
А вот анализ посещаемости выставок картин,например, в музее Крошицкого стоит отдельной темы.
.


А начать можно прямо на сайте - сколько просмотров и комментов увидим по теме - выставке Т.Яблонской....

постов: 147
Ivik (Севастополь)
добавлено 2017-03-11 14:40:16
Цитировать

Культурная политика... По-моему это все демагогия. Людям нужно чувство справедливости. Для этого должна быть внятная идеология. Сейчас прав тот, у кого больше денег и/или есть покровители в силовых органах/чиновничьем аппарате (чем выше - тем больше правды).
Это тоже своего рода справедливость при условии, что ее разделяет большинство граждан и она закреплена законодательно. Не могу говорить за большинство, но по мне, власть денег не является справедливой. Законы же написаны так, что прав тот, у кого больше ресурсов. Исходя из этого в текущей ситуации никакая "культурная политика" не мотивирует людей самоотверженно впахивать на капиталистов.
Только вероятность голода, холода и угроза войны заставляет работать на капиталиста. Высокие цены, возможность выселения за долги и изъятия частной собственности, боевые действия на Украине однозначно говорят об отсутствии необходимости соблюдения справедливости и уж тем более необходимости проведения "культурной политики".


постов: 367
Ефрем ( Севастополь -Город Герой) (Севастополь)
добавлено 2017-03-13 08:57:34
Цитировать

800 % кредитной ставки видимо говорит о сегодняшней культуре. Улыбайтесь .


постов: 321
виктори (Севастополь)
добавлено 2017-03-19 18:49:52
Цитировать

У автора интересный взгляд на досуг в городе и стоит задуматься-что можно сделать в Севастополе?В Севастополе есть своя фишка-военный туризм,но пока нет даже концепции его развития!В городе много студентов и учащихся,им не по карману рестораны,а вот экстремальные виды развлечений будут востребованы,что местной молодежью,что туристами.Пока в городе два интересных праздника-день флота и военно-исторический фестиваль,но это одноразовые мероприятия,Нашим чиновникам от культуры надо призадуматься и предложить обществу свои предложения!


постов: 3613
dancha7 (Севастополь)
добавлено 2017-03-20 22:16:56
Цитировать

Неужели мы дожили, чтобы в Севастополе ставить такие вопросы? Я искренне рад. 11 лет назад я вернулся в город "своей офицерской молодости", практически сбежав после 15 лет жизни из Питера, чтобы окончательно не возненавидеть его, некогда, особенно в советские времена, столь любимый. А Севастополь - лучший город Земли, несмотря ни на что. Это я, поживший и в Риге, и Москве, и в Европе, серьёзно говорю. Любите Севастополь, берегите Севастополь!
Александр Данченко


постов: 97
Татьяна Лопаткина
добавлено 2017-03-21 21:52:23
Цитировать

"Сегодня все изменилось в том смысле, что главный продукт, который производит город,— это свободное время."
Другими словами, город-место, где живут бездельники не приносящие пользы? И как экономически бесполезные в исторической перспективе исчезнут вместе с господами Губиными?

Для добавления комментариев, пожалуйста авторизуйтесь.
По вопросам регистрации и комментариям обращаться
на E-mail Moder_forpost@mail.ru

Логин:  
Пароль:

После авторизации Вы сможете отправлять сообщения он лайн пользователям (ЧАТ)
функционал в правом нижнем углу

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

или авторизируйтесь через ВКонтакте (* Ваши личные данные не будут использованы)

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта,
а также даёте согласие на обработку
персональных данных. Политика конфиденциальности