По названию:   В тексте:
Севастопольцы, вы просто недостаточно богаты...   У более тысячи севастопольцев возникли проблемы с землями Минобороны...   В Севастополе наиболее высокий уровень заболеваемости гепатитом В...   Наказывать за высокие цены в Крыму и Севастополе будут поступательно...   В Севастополе годовалого ребёнка облили кипятком...   

  •  Реклама на сайте ForPost

 

Авторские материалы

фото
Чита. Музей истории МВД на транспорте. Дядя Петя - страж и летописец (путевые заметки)

2016-09-17 12:35:10


Замечательно, когда в каком-либо музее страны посетитель, прибывший из дальних городов и весей, вдруг находит в экспозиции информацию о своих родных и близких.

Речь не только о государственных музеях, но и о ведомственных, созданных на общественных началах. Они тоже – неисчерпаемый и бесценный кладезь информации с золотым фондом – документами и материалами о судьбах людей.

Об этом подумала в Музее истории органов внутренних дел на транспорте Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте, где впервые побывала еще два года назад. Нас встретил директор музея майор полиции Николай Николаевич Хлызов – кадровый работник МВД. Начинал милиционером в аэропорту, был оперативным дежурным, был в первых рядах формировавшегося ОМОНа. Четыре раза был в командировках в Чечне, где ему довелось и собственноручно обезвреживать мины. В 1999 году Николай Хлызов входил в знаменную группу и участвовал в церемонии торжественного вручения Забайкальскому линейному управлению – первому из двенадцати линейных управлений России – знамени Линейного управления МВД России на транспорте.

Удивительно, как в небольшом помещении Николаю Николаевичу удалось сформировать впечатляющую экспозицию, вместившую в себя всю историю становления подразделений по охране общественного порядка на железной дороге от позапрошлого века до наших дней.

Указ Николая I от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское Село» положил начало железнодорожному строительству в России.

В середине XIX века в связи с бурным строительством железных дорог возникла проблема обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при их эксплуатации. Потребовалось создание специальных отрядов железнодорожных жандармов, и 27 июля 1861 года императором Александром II было высочайше утверждено «Положение о жандармских полицейских управлениях на железных дорогах». Таким образом, появился новый вид самостоятельного подразделения – жандармской железнодорожной полиции.

Раздел «На переломе» повествует, что 11 марта 1917 года Временное правительство издало постановление об упразднении департамента полиции, и юридически полиция дореволюционной России прекратила свое существование.
Но… Сознавая необходимость обеспечения общественного порядка на транспорте, с первых же дней захвата власти большевики приступили к созданию на дорогах железнодорожных военно-революционных комитетов. 18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет «Об организации железнодорожной милиции»: «В целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР охрана порядка переходит в ведение Комиссариата Внутренних Дел и выполняется железнодорожной милицией». Так было создано управление транспортной милиции, отметившее в 2014 году 95-летний юбилей.

Эти годы вместили в себя и Великую Отечественную войну, и неспокойное междувековье современной истории, когда с 1995 по 2005 годы, сменяя друг друга, сотрудники Забайкальской транспортной милиции отбывали в командировки по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике. За мужество, проявленное в ходе проведения контртеррористической операции, 107 сотрудников награждены правительственными наградами – орденом Мужества, медалями «За отвагу» и «За отличие в охране общественного порядка».

И вдруг… В экспозиции мелькнуло знакомое лицо. Да, целая витрина оказалась посвящена моему дяде – на сегодняшний день единственному здравствующему брату отца – Петру Васильевичу Сигачеву, прослужившему в Забайкальской транспортной милиции с 1948 по 1991 годы.

Профессиональное становление было, можно сказать, стремительным, ибо пришлось на 50-е годы, когда на Забайкальской магистрали сложилась особо напряженная обстановка. В 1953 году по случаю смерти Сталина прошла массовая амнистия заключенных, и, как следствие, резко вырос уровень преступности. Чтобы эффективно бороться с этим валом, при областном отделе уголовного розыска были созданы оперативно-поисковые группы, которые возглавили асы сыскной работы. Петр Сигачев сначала работал рядовым сыщиком, затем десять лет возглавлял опергруппу.

Вот только пара выдержек из солидного послужного списка. В 1956-1957 гг. он выявил и задержал две группы грабителей, а в течение 1961 года лично задержал 24 злоумышленника и предупредил восемь преступлений. Не раз ему приходилось сталкиваться с врагом один на один, в ходе ожесточенных схваток был дважды ранен.

Свой богатый опыт Петр Сигачев охотно передавал молодым сотрудникам. Активно привлекал к работе общественных помощников: создал из числа студентов-комсомольцев железнодорожного техникума отряд по борьбе с преступностью на станции Чита-2, что помогло добиться значительных успехов в стабилизации обстановки и обеспечении безопасности в поездах и на вокзале.

Затем трудился в отделе кадров на должностях инспектора по боевой и служебной подготовки, старшего инспектора. Отправил сотни кандидатов на учебу в средние и высшие учебные заведения МВД.

Здесь же в витрине – фотография с писателем Вилем Липатовым, всесоюзную известность которому принесли повесть «Деревенский детектив» и написанные на ее основе киносценарии трилогии о милиционере Анискине. Возможно, для создания образа народного героя Виль Владимирович что-то почерпнул и из бесед с Петром Сигачевым…

Дружба с творческими людьми не случайна. Ведь Петр тоже за период службы приобрел профессию журналиста. Первые заметки вышли в 1955 году, а в 1964-м Петр Сигачев был единственным рядовым работником милиции, принятым в члены Союза журналистов СССР, причем не только в Чите, но и в масштабах Советского Союза. Это удостоверение ныне заняло место в музее.

Петр Васильевич написал много очерков о своих коллегах. Эти материалы вместе с портретами героев тоже представлены в экспозиции, и, как выяснилось, положили начало передаче преемственности традиций молодой смене транспортных правоохранителей. Учреждены переходящие призы и премии имени этих героев.

Так, лучшему командиру отделения по итогам года вручается приз имени фронтовика, Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Забелина. Лучшие сотрудники уголовного розыска удостаиваются приза имени полковника милиции Дмитрия Сергеевича Дудина (долгие годы возглавлявшего уголовный розыск, затем 14 лет ветеранскую организацию) и приза имени лейтенанта милиции оперуполномоченного уголовного розыска Валерия Рашидовича Хусаинова (погибшего в 1980 году при задержании преступника). Лучший милиционер патрульно-постовой службы получает премию имени Владимира Гавриловича Якимаса (погибшего при задержании опасных преступников в пассажирском поезде в 1969 году).

Около этих витрин сотрудники транспортной полиции принимают присягу. Происходит в стенах музея и торжественное вручение паспортов молодым читинцам.

Дядя Петя принимал участие в подготовке солидных книг «Забайкальская транспортная» и «На страже правопорядка», где был одним из составителей издания, а также автором очерков.

Многое, как выяснилось, в книги не вошло: поистине нельзя объять необъятное…

Например, такой случай. Из Хабаровска бежал опасный преступник, сумевший обзавестись на воле поддельными документами. В Читу поступило сообщение с номером поезда, в котором он находился. Сотрудники милиции в штатском рассредоточились по вагонам. А вот Петру Сигачеву опыт личного сыска подсказал, что надо пойти в вагон-ресторан, ибо, по логике вещей, в пути до Читы, не обнаружив за собой слежки, беглец расслабится, да и просто элементарно проголодается…

Так и оказалось. Вот он, кажется, у буфетной стойки. Но надо убедиться наверняка, ибо в ориентировке значится татуировка на руке. Петр словно невзначай уронил металлический рубль под ноги злоумышленника, тот наклонился, инстинктивно протянул руку… Решение пришло мгновенно: представившись по форме, милиционер назвал незнакомца вымышленным именем и сообщил придуманную экспромтом историю – дескать, вас подозревают в грабеже.

Преступник, разумеется, логично возразил, что не был на месте происшествия, ибо является пассажиром этого поезда. Ну, не был, так не был – разберемся, благо стоянка позволит пройти в дежурную часть, где сидит пострадавший, выяснить недоразумение – и поедете дальше… Дверь дежурной части, как назло, оказалась закрытой – сотрудник на минуту отлучился. Петр с досады вышиб дверь и в те же секунды скрутил оторопевшего преступника…

Собираясь этим летом в Читу, я перелистывала альбом с фотографиями моего детства. Привлекла внимание одна, датированная 1959 годом, запечатлевшая меня с сестрой и подругой, двоюродных братьев – детей дяди Пети, и его самого.

Мы уехали из Читы, когда мне было три года. Как же быстро пролетели десятилетия…

Правоохранительную стезю ныне выбрали внуки дяди Пети. Петр совмещает работу адвоката и третейского судьи, Ольга трудится помощником судьи.

20 сентября нынешнего года дядя Петя отметит 86-й день рождения. Здоровья и многая лета, дорогой дядя Петя!

Ольга СИГАЧЕВА
фото автора

Вконтакте
twitter
Facebook
Рейтинг новости: (1 голосов, оценить)
Просмотров новости: 2926

Прикрепленные изображения



Музей истории МВД на транспорте в Чите
Музей истории МВД на транспорте в Чите















Читайте также:

К списку новостей

Обсуждение новости

Для добавления комментариев, пожалуйста авторизуйтесь.
По вопросам регистрации и комментариям обращаться
на E-mail Moder_forpost@mail.ru

Логин:  
Пароль:

После авторизации Вы сможете отправлять сообщения он лайн пользователям (ЧАТ)
функционал в правом нижнем углу

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

или авторизируйтесь через ВКонтакте (* Ваши личные данные не будут использованы)

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта